Автор: Савина Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 22 "КАЛИНКА"
Населённый пункт: Свердловская обл, Невьянский р-он, поселок Калиново
Наименование материала: НОД "Почему у ёлочки зеленые иголочки"
Тема: занятие в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Старшая группа ( 5-6 лет)
Воспитатель: Савина Лариса Юрьевна
Интеграция образовательных областей: речевая, социально-коммуникативная, познавательная, физическая.
Тема: Почему у ёлки зелёные иголки.
Цель: Формирование знаний детей о ели, как о представителе хвойных деревьев.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания детей о хвойных деревьях;
- учить распознавать хвойные деревья по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
- дать знание о зелёном веществе в растениях хлорофилл.
развивающие:
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развивать сообразительность и внимательность.
- устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-учить слушать взрослого и товарища, не перебивать; оценивать самого себя и других.
Методы обучения, приемы:
Сюрпризный момент
Словесные: беседа, вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы детей
Создание проблемной ситуации
Оценка
Самооценка
Поощрение
Используемые технологии:
Игровая технология: «Четвертый лишний», технология экспериментирования.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка
ИКТ – технология (видеописьмо)
Предварительная работа: игра «Четвертый лишний», чтение научной литературы по теме, наблюдения, экскурсии.
Демонстрационный материал: Иллюстрации хвойных деревьев, искусственные ёлки, видео письмо.
Раздаточный материал: кубики, белая ткань, белая бумага, хвойные иголки на каждого ребёнка, шишки разных
деревьев,
Этап, его
продолжи
тельность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Деятельность детей
Результат
Вводно -
организа
ционный
2 мин.
Создание
атмосферы
психологическо
й безопасности,
эмоциональная
поддержка
ребенка,
организация
направленного
внимания
Дети, к нам пришли гости, мы гостям всегда
рады.
Поприветствуем
наших
дорогих
гостей,
подарим им красивые наши улыбки и тепло
наших сердец.
Звучит мелодия. Приветствие «Круг радости».
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я, встали все мои
друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем
налево,
В центре круга соберемся, и на место все
вернемся.
Улыбнемся, подмигнем, и играть с вами
начнем.
Приветствуют гостей.
Дети выполняют движения по
тексту.
Психологическ
ая готовность;
Привлечение
произвольного
внимания
Мотивац
ионно-
побудите
льный
2-3 мин
Формирование
представлений о
предстоящей
деятельности, ее
задачах
Звонок.
Воспитатель:
Ребята к нам в группу пришло видео письмо.
Видео письмо
«Здравствуйте ребята, меня зовут Захар. Мы с
Смотрят видео письмо.
Появление
внутренней
мотивации
на
деятельность
нашей
воспитательницей
Анастасией
Андреевной учили песенку про ёлочку. В лесу
родилась ёлочка, в лесу она росла. Зимой и
летом стройная, зелёная была. Я пою эту
песенку и всегда думаю, почему ёлочка и
зимой и летом зеленая? Может, вы найдёте
ответ на этот вопрос.
Воспитатель:
- Какой интересный вопрос задал нам Захар.
. Мне очень интересно получить на него
ответ. Подумайте, может из вас кто-то знает,
почему у ёлочки зелёные иголочки.
Чтобы проверить ваши предположения, что
нам для этого нужно?
- Что нам понадобится для исследования?
- Где мы их сможем взять?
- Я предлагаю отправиться в лес.
Вы готовы со мной туда отправиться?
Помогут нам волшебные слова: « Раз, два,
три повернись в лесу окажись». Повторяйте
все за мной.
Осознают
и
принимают
поставленную задачу.
Слушают
воспитателя.
Настраиваются на работу.
Дети:
Незнаем.
Вещество
какое-то есть в иголочках.
Дети
:
провести исследование
Дети: еловые иголки.
Дети: на ёлке, в лесу.
Дети: Да
Дети
выполняют
поворот
вокруг себя, хором произносят
слова.
Организа
ционно-
поисковы
й
Закрепление,
обобщение
определенного
объема
знаний,
способов
действий
Воспитатель:
- Ребята, где мы свами
очутились?
- А какой это лес лиственный или хвойный?
- А как вы определили?
- А какие вы ещё хвойные деревья знаете?
- Ребята чем отличаются хвойные деревья от
лиственных?
Дети: в лесу.
Дети: Мы думаем что хвойный.
Дети: Здесь растут одни елки.
Дети: сосна, кедр, пихта,
лиственница, ель.
Дети: На хвойных деревьях
иголочки. На лиственных
листья.
Расширен
ие
имеющих
ся
представл
ений
- Ребята, напомните мне, мы зачем пришли в
лес?
- Давайте вместе обратимся к ёлочкам:
«Красавицы ёлочки подари нам, пожалуйста,
свои иголочки». Повторяйте за мной.
- Ребята чтобы елочки подарили нам иголочки
нужно выполнить три задания. Вы готовы?
Выполнение трёх заданий:
1. Игра « С какого дерева шишка и ветка».
Воспитатель: Ребята посмотрите, перед вами
иллюстрации хвойных деревьев, на подносе
лежат шишки. Выберите себя понравившуюся
шишку и положите к тому дереву, которому
она принадлежит. - Давайте сейчас проверим,
правильно ли вы разложили шишки. Какое у
нас первое дерево? Все здесь еловые шишки?
И т.д.
- Молодцы ребята. Что мы сейчас свами
сделали?
- Ребята, ёлочки нам сейчас подарят
иголочки?
2. Игра «Четвёртый лишний».
(ель, сосна, кедр, лиственница)
Дети: За еловыми иголочками.
Чтобы получить ответ на
вопрос: «Почему у ёлочки
зелёные иголочки».
Дети хором повторяют слова.
Дети: да
Дети выбирают себе шишку и
кладут
к
соответствующей
картинке.
Дети: ель
Дети
проверяют с воспитателем
все картинки и шишки: ель,
сосна, кедр, лиственница,
голубая ель.
Дети: Нашли шишкам деревья,
на которых они росли.
Дети: Нет, потому что нужно
сделать
три
задания,
а
мы
сделали одно.
Дети:
Это
игра
«Четвёртый
Умеют
соотносить
деревья
и
шишки.
Умеют
анализировать,
делать выводы.
Нужно найти лишнюю картинку и объяснить
почему.
Воспитатель: Посмотрите, какое второе
задание нам приготовили ёлочки?
- Молодцы ребята вы правильно нашли
лишнюю картинку, и объяснили почему.
- Сколько мы заданий сделали?
Сколько нам осталось?
3. Игра «Определить возраст ёлочек».
Воспитатель: Сейчас мы свами выполним
последнее самое сложное, третье задание.
Нам иголочки может дать самая старшая
ёлочка. Как мы сможем определить возраст
ёлочек?
- Давайте сосчитаем у всех ёлочек основные
ветки.
С какой ёлочки начнём?
Какая ёлочка у нас получилась самая
старшая?
- Давайте посмотрим, что под ёлочкой лежит.
Спасибо скажем самой старшей елочке.
- Ребята, мы справились со всеми заданиями?
- Напомните, какие задания мы сделали.
лишний».
Дети:
Лишняя
картинка
с
лиственницей, так как на этом
дереве опадают иголки осенью.
А на кедре, ёлке и сосне иголки
круглый год.
Дети: два,
Дети: одно
Дети:
Самая
большая
и
высокая, значит самая старшая.
Сосчитав снизу вверх большие
ветки.
Дети считают большие ветки и
определяют
возраст
ёлок.
Находят самую старшую.
Дети:
Корзиночка
с
иголочками.
Дети: да
Дети:
Находили для шишек
деревья.
Искали
лишнюю
картинку.
Определяли возраст
ёлочек.
Умеют
определять
возраст ёлки.
Воспитатель: Что-то я замёрзла. Мы с вами
уже давно в зимнем лесу давайте разогреемся.
Динамич
еская,
навыки.
пауза
Смена
видов
деятельности,
предупреждение
утомляемости
Физкультминутка: «Елочка»
Елочка в лесу жила,
Потихонечку росла
Просыпалась по утрам,
Улыбалась воробьям,
Стряхивала снег с макушки,
Играла в шишки – погремушки.
Ветер с елочкой играл,
Дул тихонько и качал.
Солнце на нее светило,
Нежно ветви золотило.
Птицы в гости прилетали,
Семена ее клевали.
Зайцы в гости прискакали,
И под елкой крепко спали.
- Вот мы и поиграли. Получили мы свами
иголки? Пора возвращаться в группу. Сейчас
произнесём волшебные слова. Повторяйте все
за мной: «Раз, два, три повернись в нашей
Дети
проговаривают
и
выполняют движения.
Сидят на корточках.
Встают
на
носки, поднимают
руки вверх.
Потягиваются, руки в стороны.
Улыбаются,
поворот
с
пружинкой.
Имитируют движение.
Трясут кулачками.
Вдох через нос выдох через рот.
П
окачиваются
из
стороны
в
сторону,
руки
изображают
ветки.
Поднимают руки вверх,
фонарики.
Руки в стороны, поворот рук,
ладонями вверх, вниз.
Машут руками.
Наклоняют голову.
Изображают зайцев.
Присаживаются, кладут ладони
под щечку, закрывают глаза.
Дети
выполняют
поворот
вокруг себя, хором произносят
Дети
выполняют
движения
совместно
с
воспитателем
группе окажись».
слова.
Расширен
ие
имеющих
ся
представл
ений
Закрепление,
обобщение
определенного
объема
знаний,
способах
действий
Воспитатель: Вот мы свами и вернулись.
- Ребята, напомните мне, зачем мы попросили
у ёлочек иголочки?
- Ребята, я предлагаю пройти к столам.
- Давайте рассмотрим наши иголочки, какие
они?
- Рассмотрев, иголочки мы сможем с вами
ответить на Захарин вопрос?
- Ребята, а как вы думайте, где можно
получить ответ на наш вопрос?
- Я предлагаю посмотреть в книге,
«Энциклопедия о деревьях».
- Послушайте внимательно: « В листьях и
иголках растений есть зелёное вещество
хлорофилл. В отличие от лиственных
деревьях, хвойные деревья вырабатывают
зелёное вещество хлорофилл круглый год.
Поэтому хвойные деревья: кедр, пихта, сосна,
ель всегда зелёные».
- Ребята, а когда бывают зелёными
лиственные деревья.
- Ребята давайте подумаем, где может
Дети:
Чтобы
ответить
на
вопрос Саши. Почему у ёлочки
зелёные иголочки.
Дети садятся за столы.
Дети:
Иголочки
зелёные,
колючие, маленькие.
Дети: нет
Дети: Можно ответ посмотреть
в
интернете,
в
компьютере.
Позвонить, спросить, у кого ни
будь.
Провести
эксперимент.
Прочитать
в
книге.
Один ребенок приносит книгу
из книжного уголка.
Дети слушают.
Дети:
Лиственные
деревья
бывают
зелёными
летом
и
весной.
Дети:
Во
всех
зелёных
Дети получают
новую
информацию из
научной
литературы
находиться хлорофилл кроме листьев и
иголок с деревьев?
- Какое интересное новое слово хлорофилл.
Давайте вместе повторим. Кто сможет
повторить?
- Ребята, а вы хотите это вещество увидеть?
Как оно называется?
- Предлагаю провести опыт. Чтобы опыт
получился, нужно быть всем внимательными.
Вы готовы? Подвиньте к себе подносы. У вас
на подносе лежат ткань и бумага. Выберете
что-то одно и положите перед собой.
Положите на середину иголки. Сверните
пополам. Возьмите кубик и сильно постучите
по ткани или листку. Убираем кубик на
поднос. Разворачиваем, стряхиваем иголки на
поднос. Что у нас произошло с тканью,
листком.
- Как называется вещество в иголочках?
- Значит, что мы свами видим на ткани и
листке?
- Мы завершили наше исследование.
Ребята, мы сейчас сможете ответить на
Захарин вопрос? Какой вопрос нам задал
Захар?
-
Захар
нам прислал видео вопрос.
Я
предлагаю записать для Захара видео ответ.
Кто может объяснить:
«Почему у ёлочки
растениях.
Дети повторяют несколько раз
вместе и по одному.
Дети: хлорофилл
Дети: да
Дети: появились зелёные пятна.
Дети: В иголочках вещество
называется хлорофилл.
Дети:
На
ткани
мы
видим
хлорофилл.
Дети: да
Дети:
Саша
задал
вопрос:
«Почему
у
ёлочки
зелёные
иголочки».
Дети предлагают себя ответить
на вопрос.
Дети отвечают.
Дети:
Ёлочка зимой и летом
Овладение
умения
работать
по
правилу.
Слушать
взрослого
и
выполнять
его
инструкции.
Дети
с
помощью
опыта отвечают
на
поставленный
вопрос. Делают
выводы.
зелёные иголочки?».
- Я начну: «Дорогой Захар
ты нам задал
вопрос: «Почему у ёлочки зелёные иголочки».
Мы готовы тебе ответить». Давайте полным
ответом.
- Мы записали видео ответ, я отправляю.
бывает зелёная, потому что в
иголках
находится
вещество
хлорофилл.
Заключит
ельный
этап
Подведение
итогов.
Воспитатель: Молодцы все сегодня были
внимательные, смогли ответить на такой
сложный, но интересный вопрос.
Я предлагаю сегодня, когда вы придёте домой
рассказать родителям:
«Почему у ёлочки
зелёные иголочки».
Дети: подводят итоги
.