Автор: Лекомцева Елена Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Средняя общеобразовательная школа №35"
Населённый пункт: Красногорский район,г.Каменск -Уральский
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Строчная и заглавная буквы о,О"
Раздел: начальное образование
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «СТРОЧНАЯ И ЗАГЛАВНАЯ
БУКВЫ О, О»
1. Введение
Тема урока «Строчная и заглавная буквы о, О» является частью
системного изучения графики русского языка в начальной школе. Её
освоение
способствует
формированию
у
учащихся
навыков
правильного
написания
букв,
различения
регистров
(строчного
и
заглавного) и применения их в соответствии с орфографическими
нормами.
Цель урока: сформировать у обучающихся умение различать и
правильно писать строчную и заглавную буквы о, О, а также закрепить
понимание их употребления в письменной речи.
2. Теоретическая основа урока
Буква
О
относится
к
гласным
звукам
русского
алфавита
и
обладает следующими характеристиками:
Фонетическая: обозначает звук [о], который может быть ударным
или безударным.
Графическая: имеет два варианта начертания – строчное (о) и
заглавное (О).
Функции заглавной буквы О:
Начало
предложения:
первая
буква
в
начале
предложения
пишется заглавной.
Пример: Осень наступила.
Имена
собственные:
имена
людей,
клички
животных,
географические названия.
Пример: Ольга, Онежское озеро.
Аббревиатуры: если слово состоит из одной буквы или является
сокращением.
Пример: О (оборот) в бухгалтерии.
Строчная буква о употребляется:
Во
всех
остальных
случаях,
не
требующих
использования
заглавной буквы.
3. Методика преподавания
3.1. Актуализация знаний
Урок начинается с повторения ранее изученных букв. Учитель
предлагает учащимся:
Назвать гласные буквы, которые они уже знают.
Вспомнить, чем отличается заглавная буква от строчной.
3.2. Введение новой темы
Демонстрация букв о, О:
Учитель показывает написание букв на доске, обращая внимание
на:
Форму (круглая, симметричная).
Размер
(строчная
меньше,
заглавная
занимает
всю
высоту
строки).
Устное проговаривание звука [о] с примерами слов.
Фонетический разбор:
Ученики
определяют
позицию
звука
[о]
в
словах
(начало,
середина, конец).
Выделяют ударные и безударные позиции.
3.3. Формирование графического навыка
Письмо букв о, О:
Показ учителем:
Написание буквы в воздухе с комментариями («Ставим ручку на
верхнюю линию, ведём вниз, закругляем…»).
Поэлементное
объяснение
(заглавная
О
пишется
с
дополнительным верхним элементом).
Прописывание в тетради:
Обводка по шаблону.
Самостоятельное написание с контролем наклона и размера.
Типичные ошибки и их коррекция:
Неправильный наклон (исправляется разлиновкой тетради).
Несоответствие размеров (используются дополнительные линии-
ориентиры).
3.4. Закрепление материала
Упражнения:
Списывание с доски (с выделением заглавных букв).
Пример: Оля и оса.
Вставка пропущенных букв (о или О).
Пример: __лег, __кно, __ля.
Составление слов с заданной буквой.
Дидактическая игра «Найди ошибку»:
Ученики
исправляют
преднамеренно
допущенные
учителем
ошибки в написании о, О.
4. Дифференцированный подход
Для
учащихся
с
разным
уровнем
подготовки
предусмотрены
задания:
Базовый уровень: списывание, обводка.
Продвинутый
уровень:
составление
предложений
с
именами
собственными.
5. Рефлексия и оценивание
Устный опрос:
В каких случаях пишется заглавная О?
Какую форму имеет строчная о?
Письменная мини-работа: написание 3–5 слов с буквами о, О.
6. Домашнее задание
Прописать строчную и заглавную буквы о, О в тетради.
Составить 2 предложения, используя слова с заглавной О.
7. Заключение
Усвоение правил написания строчной и заглавной букв о, О
способствует развитию орфографической зоркости и формированию
каллиграфических
навыков.
Последовательное
применение
дифференцированных
упражнений
и
игровых
методик
повышает
эффективность урока и мотивацию учащихся.