Автор: Садыкова Ильнара Булатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ДОЦ «Alifba school»
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Применение мультфильмов в начальной школе в формировании моделей безопасного поведения
Раздел: начальное образование
УДК
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В
ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
THE USE OF CARTOONS IN ELEMENTARY SCHOOL IN THE
FORMATION OF SAFE BEHAVIOR MODELS
Садыкова Ильнара Булатовна
Sadykova Ilnara Bulatovna
Каюмова Лейсан Рафисовна
Kayumova Leisan Rafisovna
Россия, Казань, Казанский федеральный университет
Russia, Kazan, Kazan Federal University
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема
формирования безопасного поведения у младших школьников посредством
использования мультипликационных фильмов. Обосновывается эффективность
применения мультипликации как инструмента, обладающего высокой степенью
эмоционального воздействия и доступностью для восприятия детьми младшего
школьного возраста.
В статье анализируются возможности мультфильмов в создании наглядных
моделей безопасного поведения в различных ситуациях: дорожно-
транспортные происшествия, контакты с незнакомцами, пожарная
безопасность, бытовые травмы и другие. Рассматриваются критерии отбора
мультипликационных фильмов, соответствующие возрастным особенностям и
педагогическим задачам.
Представлены результаты эмпирического исследования, демонстрирующие
положительное влияние систематического использования мультипликационных
фильмов на повышение уровня знаний о безопасном поведении и
формирование соответствующих навыков у младших школьников.
Ключевые слова: мультипликация, начальная школа, безопасное поведение,
формирование навыков, младшие школьники.
Abstract. This article examines the current problem of forming safe behavior
in younger schoolchildren through the use of animated films. The article substantiates
the effectiveness of animation as a tool with a high degree of emotional impact and
accessibility for children of primary school age. The article analyzes the possibilities
of cartoons in creating visual models of safe behavior in various situations: traffic
accidents, contact with strangers, fire safety, domestic injuries and others. The criteria
for selecting animated films that correspond to age characteristics and pedagogical
tasks are considered. The results of an empirical study are presented, demonstrating
the positive impact of the systematic use of animated films on increasing the level of
knowledge about safe behavior and the formation of appropriate skills in younger
schoolchildren.
Keywords: animation, elementary school, safe behavior, skill formation, elementary
school students.
Актуальность исследования.
Современная образовательная среда предъявляет повышенные требования к
формированию моделей безопасного поведения у младших школьников. В
условиях
стремительного
роста
технологического
прогресса,
изменения
социальной среды и увеличения информационных потоков, дети все чаще
сталкиваются с рисками, требующими от них не только знаний, но и
сформированных
поведенческих
стратегий.
Безопасность
становится
неотъемлемым компонентом образовательного процесса, а методические
подходы к ее преподаванию требуют адаптации к возрастным и когнитивным
особенностям младших школьников.
Одним из перспективных направлений в формировании безопасного поведения
является использование анимационных фильмов в образовательной практике.
Они позволяют наглядно и доступно демонстрировать потенциально опасные
ситуации,
способствуют
лучшему
усвоению
материала
и
создают
эмоционально вовлекающий контекст обучения. Однако, несмотря на активное
внедрение мультимедийных технологий в педагогическую практику, остается
недостаточно
изученным
вопрос
об
их
реальной
эффективности
в
формировании у детей навыков безопасного поведения.
Проблематика безопасного поведения детей исследуется в работах таких
ученых, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, рассматривающих
когнитивные и социальные аспекты обучения младших школьников. Вопросы
педагогического моделирования безопасного поведения затрагиваются в трудах
Г.А. Цукерман, И.А. Баева, Е.В. Белозерова. Исследования мультимедийных
технологий в образовательном процессе проводились такими авторами, как
Н.Ф. Талызина, А.А. Вербицкий, В.В. Рубцов. Однако до сих пор не
разработаны единые методические рекомендации по внедрению анимационных
фильмов в систему обучения безопасности, что определяет актуальность
настоящего исследования.
На основании анализа научных источников и образовательной практики
выявлены следующие противоречия:
между
необходимостью
развития
у
младших
школьников
осознанного
безопасного поведения и недостаточной результативностью традиционных
методик его формирования;
между
высокой
степенью
восприимчивости
детей
к
визуальным
и
интерактивным
форматам
обучения
и
недостаточной
разработанностью
методических рекомендаций по использованию анимационных фильмов в
образовательном процессе;
между
потребностью
в
комплексной
системе
обучения
безопасности в начальной школе и отсутствием научно обоснованных
критериев оценки эффективности мультимедийных образовательных средств.
Цель исследования: Определить эффективность применения анимационных
фильмов для развития навыков безопасного поведения у младших школьников
и разработать методические рекомендации по их внедрению в образовательный
процесс.
Объект и предмет исследования: объект исследования – процесс формирования
безопасного поведения у младших школьников в образовательной среде.
Предмет исследования – использование анимационных фильмов как средства
обучения основам безопасности.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.
Провести
теоретический
анализ
существующих
подходов
к
формированию моделей безопасного поведения у младших школьников.
2.
Исследовать влияние анимационных фильмов на поведенческие
реакции и восприятие детьми ситуаций, связанных с безопасностью.
3.
Разработать
методические
рекомендации
по
интеграции
анимационных фильмов в образовательный процесс.
В исследовании впервые обоснована методическая значимость использования
анимационных
фильмов
как
инструмента
формирования
у
младших
школьников навыков безопасного поведения. Разработаны практические
рекомендации по их интеграции в образовательный процесс, что вносит вклад в
развитие инновационных технологий обучения.
Практическая значимость
Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике
для совершенствования методик обучения безопасности в начальной школе,
разработки образовательных программ и создания мультимедийного контента,
ориентированного на формирование моделей безопасного поведения у детей.
Когнитивное развитие детей 6-10 лет играет важнейшую роль в формировании
у них представлений о безопасном поведении. На этом этапе у детей
формируется восприятие окружающего мира, они учатся различать безопасные
и небезопасные ситуации. Их способность оценивать потенциальную опасность
еще только формируется, что делает необходимым структурированные
образовательные подходы для приобретения ими необходимых навыков
безопасности. По мнению И.Н. Жураевой и С.В. Савиновой, дети в этом
возрасте в значительной степени полагаются на визуальное и эмпирическое
обучение, а это значит, что уроки, подкрепленные интерактивными методами,
такими как анимационные фильмы, оказывают большее влияние на их
восприятие безопасности .
Формирование безопасного поведения у детей младшего школьного возраста -
многогранный процесс, который формируется не только под влиянием
когнитивных факторов, но и социально-психологических воздействий. Одним
из
наиболее
важных
аспектов
этого
формирования
является
роль
взаимодействия со взрослыми и сверстниками, которое помогает детям усвоить
нормы
и
правила
безопасности.
Исследования
показывают,
что
дети
приобретают значительную часть своих представлений о безопасности через
наблюдательное обучение и социальное подкрепление. По мнению И.Н.
Жураевой и С.В. Савиновой, младшие школьники с большей вероятностью
будут следовать правилам безопасности, если увидят, что они последовательно
выполняются авторитетными лицами, такими как родители и учителя
В исследовании участвовали младшие школьники
(8-9лет),
ученики
вторых классов. Количество участников составило 48 человек, из них 24 вошли
в экспериментальную группу, а остальные 24 – в контрольную группу.
В
экспериментальной
группе
проводились
занятия
с
использованием
мультипликационных фильмов по разработанной методике, а в контрольной
группе обучение проводилось традиционными методами.
Результаты
исследования
показали,
что
в
экспериментальной
группе
наблюдается статистически значимое повышение уровня знаний о правилах
безопасного поведения и сформированности соответствующих навыков по
сравнению с контрольной группой. В частности, учащиеся экспериментальной
группы
лучше
запоминали
правила
дорожного
движения,
знали,
как
действовать в случае пожара или при контакте с незнакомыми людьми, и
демонстрировали более ответственное отношение к собственной безопасности.
Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что
систематическое использование мультипликационных фильмов в начальной
школе способствует формированию моделей безопасного поведения у младших
школьников.
Разработанная
методика
применения
мультипликационных
фильмов,
основанная
на
принципах
наглядности,
эмоциональной
привлекательности и активного вовлечения обучающихся в обсуждение и
анализ содержания, является эффективным средством обучения безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод, что анимационные фильмы, если они
подобраны и применяются с педагогическим умыслом, представляют собой
эффективный и научно обоснованный ресурс для формирования моделей
безопасного поведения у младших школьников. Для полноценной реализации
их
формирующего
потенциала
необходима
методическая
поддержка,
структурированное внедрение и педагогическая рефлексия.
Список литературы
1.Коменский Я.А. Великая дидактика. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 288 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. -
304 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
4. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007.