Напоминание

"Личность и государство. Гражданское общество"


Автор: Кубрак Наталья Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ "Муринская СОШ №3"
Населённый пункт: г.Мурино, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Личность и государство. Гражданское общество"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«Личность и государство. Гражданское общество»

Для студентов 1 курса учреждений СПО

Разработчик:

Учитель истории и обществознания

МОБУ «Муринская СОШ №3»

Кубрак Наталья Валерьевна

Продолжительность занятия: 90

Цели занятия:

Обучающая

Формирование

знаний:

- о гражданском обществе;

-о местном самоуправлении.

-о взаимосвязи личности и государства

умений:

-выявлять функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Развивающая

-развитие умения находить, критически оценивать и систематизировать полученную информацию из источников разного вида.

Воспитательная

- формирование правовой культуры студентов.

-формирование интереса к будущей профессии, развитие коммуникативных способностей.

Внутридисциплинарные связи: Политика и власть. Государство в политической системе. Участники политического процесса.

Основы конституционного права Российской Федерации.

Планируемые образовательные результаты:

знать:

-определение «гражданское общество», «местное самоуправление»;

-этапы и предпосылки формирования гражданского общества;

-признаки, функции, структуру гражданского общества;

-взаимосвязь личности и государства.

уметь:

-давать характеристику гражданскому обществу, местному самоуправлению;

-исследовать полномочия и деятельность местных органов самоуправления;

-самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;

-применять полученные знания в повседневной жизни.

Средства обучения, оборудование:

-мультимедийное оборудование;

-презентация.

Формы организации обучения:

-индивидуальная;

-групповая;

-фронтальная.

Методы обучения:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

Методическое обеспечение занятия: мультимедийная презентация по теме занятия, электронные слайды, раздаточный материал.

Хронологическая карта занятия

Этап урока

Ориентировочное время

1.

Организационный момент

3 мин.

2.

Актуализация усвоенных знаний и

сформированных умений, постановка целей и

задач

15 мин.

3.

Формирование новых знаний и умений

50 мин.

4.

Закрепление и применение новых знаний

10 мин.

5.

Информация о домашнем задании,

инструктаж по его выполнению

5 мин.

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

7 мин.

Итого:

90 минут

Технологическая карта учебного занятия

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность студентов

Результат

1.Организационный этап.

Обеспечить настрой на

урок, подготовить

студентов к работе на

уроке.

Приветствует. Проверяет

готовность студентов к

уроку.

Предлагает студентам

разделиться на

микрогруппы.

Раздаёт студентам

конверты с раздаточным

материалом для

организации работы на

уроке.

Знакомит студентов с

критериями оценивания

их работы на уроке.

Приветствуют

преподавателя.

Делятся на

микрогруппы.

Получают конверт с

раздаточным

материалом

(Приложения 1-6).

Понимают, по каким

критериям будет

оцениваться их работа.

Принимают систему

оценивания (П.1).

Настрой

на

активную

познавательную

деятельность.

Метод: словесный.

Методические приёмы: мотивация активной познавательной деятельности.

Формы работы: фронтальная.

Средства: мультимедийная презентация к уроку.

2. Актуализация

усвоенных знаний и

сформированных

умений, постановка

целей и задач.

-актуализировать опорные

знания;

-выявить и ликвидировать

пробелы в знаниях;

Организует повторение

материала предыдущего

учебного занятия путём

создания ситуации-

неожиданности.

Представляется

сотрудником Фонда

Студенты вставляют

пропущенные слова в

предложения.

Озвучивают свои ответы.

Заполняют схему

«Признаки правового

государства» в рабочих

Актуализированы и

скорректированы опорные

знания.

Ликвидированы причины

обнаруженных

недостатков.

-подготовить студентов к

изучению нового

материала;

-сформировать интерес к

предстоящей

познавательной

деятельности;

«Общественного мнения»

и предлагает студентам

принять участие в

социологическом

исследовании с целью

выявления уровня знаний

по политологии.

Формулирует задание:

1.Устно вставить

пропущенные слова в

предложения на слайдах

(«Редактор»).

2.Заполнить схему

"Основные признаки

правового государства»

(слайд 3-10).

Определяет время

выполнения работы.

Дополняет и уточняет по

необходимости ответы.

Озвучивает тему урока.

Предлагает студентам

написать не менее двух

аргументов (приём

«Телеграмма»), которые

доказывают значимость

изучаемой темы для

будущей

профессиональной

деятельности.

Определяет время

выполнения работы.

Заслушивает и обобщает

листах (П.2).Проверяют и

оценивают свою работу по

эталону ответа.

Записывают тему урока в

тетрадь.

Записывают два аргумента

в рабочий лист, которые

доказывают значимость

изучаемой темы для

будущей

профессиональной

деятельности.

Озвучивают свои ответы.

Осознание целей урока и

позитивный настрой на их

реализацию.

Готовность к восприятию

-подвести студентов к

осознанному определению

целей и задач урока.

ответы студентов.

Вместе со студентами

определяет цели урока

(знания и умения, которые

должны приобрести

студенты в ходе урока).

Вместе с преподавателем

определяют цели урока.

и пониманию нового

учебного материала.

Метод: словесный, практический

Методические приёмы: создание ситуации-неожиданности, «Редактор», работа со схемой, «Телеграмма».

Формы работы: фронтальная, групповая.

Средства: компьютерная презентация к уроку, рабочие листы, рейтинговые карточки для оценивания ответов студентов (красная, синяя,

зелёная, жёлтая).

3.Формирование новых

знаний.

-показать взаимосвязь

между личностью и

государством.

В диалоговом режиме

излагает новый материал,

опираясь на знания

студентов. Предлагает

студентам дать

определение терминам

«личность» и

«государство».

Корректирует и дополняет

по необходимости ответы

студентов (слайд 11-12).

Побуждает к

высказыванию мнения о

том, как связаны между

собой личность и

государство.

Обобщает ответы

студентов.

Знакомит студентов с

двумя основными

моделями

Формулируют

определения терминам

«личность»,

«государство».

Высказывают свое

мнение.

Отвечают на вопрос.

Слушают объяснение.

Просматривают

презентацию. Записывают

Правильность ответов и

действий в процессе

работы на уроке. Активное

участие студентов в

диалоге с преподавателем.

-сформировать понятие

«гражданское общество».

взаимоотношений

государства и личности:

1) тоталитарная

(с приоритетом интересов

государств и подавлением

личности);

2) либеральная

(с приоритетом интересов

личности и минимальным

государственным

регулированием; модель

характерна для

демократического

государства) (слайд 13-14).

Формулирует задание:

Составить определение

слова «гражданское

общество» и записать его

в рабочий лист (cлайд16).

Определяет время

выполнения работы.

Заслушивает и обобщает

ответы студентов.

Даёт историческую

справку о происхождении

понятия «гражданское

общество».

Обращает внимание

студентов, что идея

гражданского общества

оформилась в эпоху

Нового времени (Т.Гоббс,

Дж.Локк и др.) (слайд 15).

в тетрадь две модели

взаимоотношений

государства и личности.

Студенты по

необходимости задают

вопросы с целью

получения

дополнительной

информации.

Выполняют задание.

Записывают определение в

рабочий лист. Озвучивают

определения.

Слушают объяснение

преподавателя.

Просматривают

презентацию.

Делают записи в тетради.

.

-изучить этапы и

предпосылки

формирования

гражданского общества

- охарактеризовать

Организует работу с

понятием “гражданское

общество” в современной

трактовке. Формулирует

задание (слайд 16):

1.Найдите в тексте

учебника определение

термина «Гражданское

общество» (П.3).

2.Запишите его в рабочий

лист.

3.Сравните определение

из учебника с тем, которое

вы сами сформулировали.

(слайд 17).

Определяет время

выполнения работы.

Контролирует выполнение

задания.

Консультирует.

Комментирует

информацию презентации,

акцентирует внимание

студентов на этапы

становления гражданского

общества и их содержание

(слайд 18).

Даёт характеристику

предпосылкам

формирования

гражданского общества.

(слайд 19).

Читают текст (П.3).

Находят в тексте

информацию.

Записывают определение в

рабочий лист.

Сравнивают определения.

Оценивают результаты

работы по эталону ответа.

Слушают объяснение

преподавателя.

Просматривают

презентацию.

По необходимости задают

вопросы с целью

получения

дополнительной

информации.

Делают записи в тетради.

структуру гражданского

общества

- усвоить признаки

гражданского общества

-пояснить функции

гражданского общества

Знакомит со «Структурой

гражданского общества» и

формулирует задание:

«Студенту было

предложено соотнести

элементы структуры

общества и сферу жизни

общества. Правильно ли

он выполнил работу?»

(слайд 20-22)

Определяет время

выполнения работы.

Консультирует.

Показывает слайды

презентации, обращает

внимание учащихся на

основные признаки

гражданского общества,

раскрывает каждый

признак (слайд 23).

Формулирует задание:

-Используя

дополнительный материал

(П.3), заполните схему,

продолжив предложения.

Определяет время

выполнения работы.

Контролирует выполнение

задания.

Уточняет ответы

студентов (слайд 24-26).

Выполняют задание,

проверяют результаты

своей работы.

Результат своей работы

заносят в рабочий лист.

Оценивают результаты

работы по эталону ответа.

Слушают объяснение.

Просматривают

презентацию.

Делают записи в тетради.

По необходимости задают

вопросы с целью

получения

дополнительной

информации

Читают текст

(П.3).

Находят в тексте

информацию.

Выполняют задание по

заполнению схемы

«Функции гражданского

общества». Осуществляют

проверку результатов

работы. Результат работы

-организовать работу по

самостоятельному

исследованию полномочий

и деятельности местных

органов самоуправления;

Создать условия для

развития:

- умений анализировать,

делать выводы,

организовывать

собственную деятельность

при решении групповых

задач;

- умений осуществлять

оценку и коррекцию

собственной

деятельности.

Организует работу по

самостоятельному

исследованию полномочий

и деятельности местных

органов самоуправления.

Формулирует задание:

«Изучите главу 8

Конституции РФ и

ответьте на вопросы.

Ответы запишите в

рабочий лист. (П.4):

А) Как вы понимаете

положение о том, что

органы местного

самоуправления не входят

в систему органов

государственной власти?

Б) В чем основная цель

местного самоуправления?

В) Какие вопросы решают

органы местного

самоуправления?» (слайд

27-30).

Определяет время

выполнения работы.

Консультирует

студентов.

Организует проверку

выполнения задания.

Организует обсуждение.

вносят в рабочий лист.

Работают с текстом главы

8 Конституции РФ,

находят информацию,

отвечают на вопросы,

заносят ответы в рабочие

листы.

Представляют результаты

выполнения своей работы.

Участвуют в обсуждении.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: «Текстовый редактор (поиск ошибок)», заполнение схемы «Функции гражданского общества», работа с текстом Конституции РФ.

Формы работы: групповая.

Средства: компьютерная презентация к уроку, раздаточный материал, рейтинговые карточки.

4.Закрепление и

применение новых

знаний.

Систематизировать и

обобщить знания.

Проверить объём и

глубину полученных

знаний, умение

использовать их на

практике.

Организует

самостоятельную работу.

Объясняет правила

выполнения тестовых

заданий (П.5).

Определяет время

выполнения работы.

Контролирует выполнение

задания. (слайд 31)

Слушают объяснение

преподавателя, выполняют

тестовые задания.

Осуществляют проверку

результатов своей работы

и вносят их в рабочий

лист.

Воспроизведены основные

идеи нового материала,

выделены и

конкретизированы

существенные признаки

ведущих понятий.

Методы: практический, словесный.

Форма работы: индивидуальная.

Методические приемы: использование карточек-заданий.

Средства: компьютерная презентация к уроку, карточки – задания, рейтинговые карточки.

5.Информация о

домашнем задании,

инструктаж по его

выполнению.

Сообщить студентам о

домашнем задании,

разъяснить методику его

выполнения и подвести

итоги работы

Даёт комментарий к

домашнему заданию:

1.Параграф 5.5,ответить на

вопросы устно.

2.Дополнительное задание

(вариативное): создать

социальную рекламу по

теме «Строим

гражданское общество».

План

А). Выделить проблему.

Б). Придумать идею для ее

воплощения в рекламе.

В). Придумать рекламный

лозунг (слоган).

Г). Создать коллаж или

плакат (слайд 32).

Записывают домашнее

задание.

Задают вопросы по его

выполнению (при

наличии).

Получение и осознание

домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный.

Методические приемы: объяснение.

Форма работы: индивидуальная.

Средства: компьютерная презентация к уроку.

6.Рефлексия (подведение

итогов занятия).

Проанализировать, дать

оценку успешности

достижения цели и

наметить перспективу на

будущее.

Совместно со студентами

подводит итоги урока,

оценивает работу всей

группы и отдельных

студентов.

Организует рефлексию

(приём «Рефлексивный

экран») (слайд 33).

Делает выводы о

достижении целей урока.

Анализируют свою работу

и работу всей группы.

Совместно с

преподавателем проводят

рефлексию.

Адекватность самооценки

студентов и оценки

преподавателя. Осознание

студентами значимости

полученных результатов и

готовность использовать их

для достижения учебных

целей.

Методы: словесный, наглядный.

Методические приемы: рефлексивный экран.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства: компьютерная презентация к уроку, вопросы рефлексии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Виды деятельности

Максимальное

количество

баллов

Ответы на вопросы №1,2; участие в обсуждении

5

Выполнение задания №1

5

Выполнение задания №2

5

Выполнение задания №3

2

Выполнение задания №4

5

Выполнение задания №5

5

Выполнение задания №6

5

Выполнение задания №7

5

Итого

37

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ГРУППА ЛП-161/Б

СОСТАВ МИКРОГРУППЫ:

1.

2.

3.

4.

5

ТЕМА УРОКА_________________________________________________________________________________________________

Ознакомьтесь с критериями оценивания работы на уроке

Виды деятельности

Максимальное количество баллов

Количество баллов, набранное группой

Ответы на вопросы №1,2;

участие в обсуждении

5

Выполнение задания №1

5 (оценивается работа всей группы)

Выполнение задания №2

5 (оценивается работа всей группы)

Выполнение задания №3

2 (оценивается работа всей группы)

Выполнение задания №4

5 (оценивается работа всей группы)

Выполнение задания №5

5 (оценивается работа всей группы)

Выполнение задания №6

5 (оценивается работа всей группы)

Выполнение задания №7

5

(1.Задание выполняется индивидуально.

2.Итоговый балл за задание высчитывается как сумма

отметок всех участников группы)

Итого

37

Задание №1. Вставьте пропущенные слова в предложении («Редактор»). Задание выполняете устно (по слайдам

презентации)

___________________ - это многообразие мнений, взглядов, политических направлений, как один из принципов

демократического устройства общества.

_________________________________-

это политический режим, характеризующийся защитой прав и свобод граждан.

________________________________ - это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются

права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на

основе норм права.

Задание №2.

Заполните схему «Основные признаки правового государства».

Основные признаки

правового государства

«5»-нет ошибо

«ТЕЛЕГРАММА»

: Напишите не менее двух аргументов, которые доказывают значимость изучаемой темы для будущей профессиональной

деятельности.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание №3.

Блок 1.

1.Составьте определение слову «гражданское общество»

Самостоятельно составленное определение

Определение из учебника

Блок 2.

1.Найдите в тексте учебника определение термина «Гражданское общество» (П.3).

2.Запишите его в рабочий лист.

3.Сравните определение из учебника с тем, которое вы составили сами. Внесите корректировки.

Задание №4.

«Студенту было предложено соотнести элементы структуры общества и сферу жизни общества. Правильно ли он выполнил работу?».

Проанализируйте работу студента.

Элемент

Сфера жизни общества

Ответ ученика

Ваш ответ

1.союзы предпринимателей,

фермеров, крестьянские союзы и

кооперативы, рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров и т. д.

А)Социальная

2.семья, общество защиты прав

потребителей, объединения в

защиту окружающей среды,

страховые фонды, молодежные,

женские, детские и др.

Б)Политическая

3.союзы деятелей культуры,

сообщества ученых, религиозные

объединения и т. д.

В)Экономическая

4.правозащитные организации, союз

солдатских матерей, политические

Г)Духовная

движения и организации,

возникающие по инициативе

граждан на добровольной основе;

органы местного самоуправления.

Задание №5. Вам представлена схема «Функции гражданского общества». Используя дополнительный материал (П. 3),заполните

эту схему, продолжив предложения.

ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Задание №6. Изучив главу 8 Конституции РФ, выполните задания и ответьте на вопросы (П.4)

А) Как вы понимаете положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти?

Б) В чем основная цель местного самоуправления?

В) Какие вопросы решают органы местного самоуправления?»

Оцениваемые умения

ГРАНИЧНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОТЛИЧНО

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

1

Содержание верного ответа

(допускаются иные формулировки

ответа, не искажающие его смысла)

Грамотное составление ответа

на вопрос

Ответ на вопрос отсутствует или

неправильный по содержанию

2

Аргументация ответа с опорой на

текст документа

Грамотное аппелирование к

тексту документа

Ответ отсутствует или не правильная

ссылка на документ, слепое

переписывание предложений.

3

Аргументация ответа с опорой на

Ответ содержит необходимое

Ответ отсутствует или содержит

изученный обществоведческий

материал.

количество примеров и

аргументов с использованием

знаний, полученных при

изучении дисциплины.

неправильные аргументы бытового

уровня.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

«Гражданское общество и правовое государство»

(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для студентов СПО)

Гражданское общество — то совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных

отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество

основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав

и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах

общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е. реально обладает средствами,

необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной

группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от

государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д. В

духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты

(партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество

обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние

государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство

движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.

В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения,

профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья,

церковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение,

отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношении. Первый из них связан с воспроизводством

человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием

действующих здесь субъектов.

Третий

уровень связан с политической жизнью общества, субъектами которой выступают

граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не

менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспитание,

образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с

государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер

государства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития

гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет

расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это

усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин.

Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства

— управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам. Гражданское общество построено на

горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства

осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и

свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Конституция Российской Федерации

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного

значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через

выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и

иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения

соответствующих территорий.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и

исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также

решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей

необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна

государству.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных

расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного

самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Задание №7 (индивидуальное).

Студент группы __________ФИ_____________________________________

Количество баллов за тест____________ Отметка_____________

Вам необходимо ответить на 6 тестовых вопросах (П.6).

Проверить свои ответы, используя алгоритм проверки.

На основе эталона ответов поставить отметку.

1. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А) Гражданское общество — та часть общественной жизни, которая развивается самостоятельно, без непосредственного

вмешательства государства

Б) Гражданское общество — это совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих

разнообразные интересы и потребности членов общества

А. Верно только А В. Оба варианта верны

Б. Верно только Б Г. Оба варианта не верны

2. Среди перечисленных признаков гражданское общество характеризует

1) наличие публичной власти

2) верховенство права

3) наличие негосударственных объединений

4) разделение властей

3. Внегосударственные общественные отношения и деятельность, в которой реализуются частные интересы граждан,

представлены понятием

1) гражданское общество

2) политическая партия

3) правовое государство

4) местное самоуправление

4. Выберите среди перечисленных пример функционирования гражданского общества.

1) Министерство науки и образования ежегодно проводит конкурс «Учитель года».

2) Союз предпринимателей принял решение установить стипендии победителям студенческой экономической олимпиады.

3) По инициативе главы администрации в городе С проводится фестиваль искусств, в котором принимают участие школьники.

4) Железнодорожники и строители реконструировали вокзал и привокзальную площадь города D.

5. Верны ли следующие суждения о возникновении гражданского общества?

А. Гражданское общество возникло вместе с появлением государства.

Б. Гражданское общество создаётся в результате принятия государственного закона.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о сферах действия организаций гражданского общества?

А. Организации гражданского общества могут быть созданы для защиты интересов граждан в экономической и духовной

сферах жизни.

Б. Организации гражданского общества не могут действовать в политической сфере.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

ОТВЕТЫ:________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задание №1. Вставьте пропущенные слова в предложении («Редактор»). Задание выполняют устно (по слайдам

презентации)

Плюрализм - это многообразие мнений, взглядов, политических направлений, как один из принципов демократического

устройства общества.

Демократия -

это политический режим, характеризующийся защитой прав и свобод граждан.

Правовое государство - это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и

свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм

права.

«5»-все пропуски заполнены верно (красная карточка)

«4»-1 ошибка (синяя карточка)

«3»- 2 ошибки (зелёная карточка)

«2» -3 ошибки (жёлтая карточка)

Задание №2.

Заполнить схему «Основные признаки правового государства».

«5»-нет о

«5»-нет ошибок (красная карточка)

«4»-1 ошибка (синяя карточка)

Основные признаки

правового государства

Верховенство закона

Взаимная ответственность государства и личности

Реальные гарантии прав и свобод граждан

Разделение властей

Идеологический и политический плюрализм

«3»- 2 ошибки (зелёная карточка)

«2» -3 и более ошибок (жёлтая карточка)

Задание №3.

Блок 1.

1.Составьте определение слову «гражданское общество»

Самостоятельно составленное определение

Определение из учебника

Блок 2.

1.Найдите в тексте учебника определение термина «Гражданское общество» (Приложение 2).

2.Запишите его в рабочий лист.

3.Сравните определение из учебника с тем, которое вы составили сами.

«2 балла» - самостоятельно составленное определение и определение из учебника по смыслу совпадают (допускаются иные

формулировки определения, не искажающие его смысла) (красная карточка)

«1 балл» - смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме (синяя карточка)

«0 баллов» - в ответе наряду с верными, приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.),

искажающие содержание понятия по существу (жёлтая карточка)

Задание №4. «Студенту было предложено соотнести элементы структуры общества и сферу жизни общества. Правильно ли он выполнил

работу?». Проанализируйте его работу.

Элемент

Сфера жизни общества

Ответ ученика

Правильный

ответ

1.союзы предпринимателей,

фермеров, крестьянские союзы и

кооперативы, рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров и т. д.

А)Социальная

В)Экономическая

2.семья, общество защиты прав

потребителей, объединения в

защиту окружающей среды,

страховые фонды, молодежные,

женские, детские и др.

Б)Политическая

А)Социальная

3.союзы деятелей культуры,

сообщества ученых, религиозные

объединения и т. д.

В)Экономическая

Г)Духовная

4.правозащитные организации, союз

солдатских матерей, политические

движения и организации,

возникающие по инициативе

граждан на добровольной основе;

органы местного самоуправления.

Г)Духовная

Б)Политическая

«5»- нет ошибок

(красная карточка)

«4»- 1 ошибка (синяя карточка)

«3» -2 ошибки (зелёная карточка)

«2» – 3 и более ошибок (жёлтая карточка)

Задание №5. Вам представлена схема «Функции гражданского общества». Используя дополнительный материал (П. 3),заполните

эту схему, продолжив предложения.

Ориентируется на конкретного человека

Обеспечивает свободу развития личности

Вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства

Обладает возможностью к саморазвитию независимо от государства

Способно ограничивать влияние государственной власти

Развивается вместе с государством

ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

«5»-нет ошибок

(красная карточка)

«4»-1 ошибка

(синяя карточка)

«3»-2-3 ошибки

(зелёная карточка)

«2» -4 и более ошибок

(жёлтая карточка)

Задание №6. Изучив главу 8 Конституции РФ, выполните задания и ответьте на вопросы (П.4)

А) Как вы понимаете положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти?

Б) В чем основная цель местного самоуправления?

В) Какие вопросы решают органы местного самоуправления?»

(критерии оценки анализа документа в «Комплекте контрольно- оценочных средств ОУД «Обществознание» для специальностей технического

профиля (ФГОС-2018)». Челябинск, 2018)

Оцениваемые умения

ГРАНИЧНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОТЛИЧНО

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

1

Содержание верного ответа

(допускаются иные формулировки

ответа, не искажающие его смысла)

Грамотное составление ответа

на вопрос

Ответ на вопрос отсутствует или

неправильный по содержанию

2

Аргументация ответа с опорой на

текст документа

Грамотное аппелирование к

тексту документа

Ответ отсутствует или не правильная

ссылка на документ, слепое

переписывание предложений.

3

Аргументация ответа с опорой на

изученный обществоведческий

материал.

Ответ содержит необходимое

количество примеров и

аргументов с использованием

Ответ отсутствует или содержит

неправильные аргументы бытового

уровня.

знаний, полученных при

изучении дисциплины.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Задание №7 (индивидуальное).

Студент группы __________ФИ_____________________________________

Количество баллов за тест____________ Отметка_____________

Вам необходимо ответить на 6 тестовых вопросах (П.6).

Проверить свои ответы, используя алгоритм проверки.

На основе эталона ответов поставить отметку.

Эталон ответа:

1.Г

2.3

3.4

4.2

5.4

6. 1

«5»-нет ошибок

(красная карточка)

«4»-1 ошибка

(синяя карточка)

«3»-2-3 ошибки

(зелёная карточка)

«2» -4 и более ошибок

(жёлтая карточка)



В раздел образования