Напоминание

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики


Автор: Телегенова Алима Аманжуловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №60"
Населённый пункт: г. Магнитогорск,Челябинская область
Наименование материала: Инновационная разработка
Тема: Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики
Раздел: начальное образование





Назад




Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики

В современном обществе изменились требования к человеку, получающему образование

и реализующему себя в социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед

личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения.

Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые

знания для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,

сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с

разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать

конструктивные решения.

Введение

в

российских

школах

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования

(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с

учетом новых приоритетных целей образования.

Функциональная грамотность - способность использовать знания, приобретённые навыки

для решения широкого спектра жизненных задач.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе через игру, через

взаимодействие с одноклассниками ребенок не только получает новые знания, но и

представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.

Математическая грамотность - это способность человека формулировать,

интерпретировать, оценивать математические знания и умение их применять в реальной жизни.

Она помогает понять роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и

принимать конструктивные решения.

Приёмы формирования математической грамотности.

На уроках можно применять разнообразные приёмы формирования математической

грамотности.

- моделирование,

- прикидка результата,

- проекты,

- практические работы,

- диаграммы, таблицы, схемы,

- развертки,

- определение на глаз,

- вычерчивание от руки,

- задачи из жизни, бытовые задачи,

- задачи с использованием краеведческого материала,

- задачи класса, семьи, ученика,

- математические проекты,

- финансовая арифметика на решение задач на семейный бюджет,

- использование образовательных приложений, которые предлагают интерактивные

упражнения и задачи.

Различные задачи:

- Задачи с недостающими данными

- Задачи с избыточными данными

- Задачи с несколькими решениями

- Задачи с несформулированным вопросом

- Задачи, требующие для решения прикидки, анализа и оценки информации

- Комбинаторные задачи

- Задачи на логическое мышление

- Эвристические задачи

Рассмотрим некоторые из этих приёмов формирования математической грамотности на уроках

математики в начальных классах.

Моделирование

При моделировании можно использовать схемы.

Или таблицы.

Эвристические задачи могут стать эффективным приемом формирования

функциональной грамотности.

Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные»

Например,

1. Все ученики вашего класса пойдут завтра в кино. Пойдешь ли в кино ты?

2. В парке растут деревья и кустарники. Сирень – кустарник. Растет ли в парке сирень?

3. На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьев. 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один

воробей? Объясни.

Задачи на установление временных, пространственных и функциональных

отношений

- Сережа считал, что пришел на сбор за 15 мин до начала, но его часы отстали на 10 мин,

а проведение сбора задержалось на 20 мин. Сколько времени ждал Сережа начала сбора?

- Деревянный окрашенный кубик распилили пополам. Сколько стало окрашенных и

неокрашенных сторон у каждой половины?

- Бревно длиной 6 м распилили на 6 равных частей. Сколько раз пришлось распиливать

бревно?

Задачи на придумывание собственных способов обозначения схематизации и

символизации для выражения различных отношений

1. Вырази схематически отношения, в которых находятся:

а) город, поселок, деревня;

б) море, озеро, лужа;

в) лето, зима, весна, осень;

г) город, улица в нем и дом на этой улице.

2. Даны три отрезка. Обозначь их и запиши несколько неравенств, связывающих длины этих

отрезков:

Задачи на комбинаторные действия

- Петя, Коля и Вася хотят сесть на скамейку. Как можно их рассадить? Сколько

всевозможных вариантов посадки ты можешь указать? Запиши их.

- Составь как можно больше примеров, используя числа 2, 4, 8.

- Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап.

Сколько могло быть кур и сколько собак?

- Покажи, как из данной фигуры можно получить прямоугольник.

Задачи на установление сходства и соответствия

1. Придумай свои пары предметов, которые находятся в таких же отношениях, как предметы в

следующих парах:

колесо – машина, топор – дерево, машина – шофер,

дерево – кровать.

2. Найди лишнее слово в ряду: сливки, сало, сметана, творог.

Объясни, почему оно лишнее.

3. Допиши еще несколько слов в ряду:

а) лужа, пруд, озеро, ...

б) шкаф, диван, …

в) чашка, ложка, …

г) синий, красный, …

4. Определи, какая фигура лишняя и почему.

Задачи на активный перебор вариантов отношений

1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно

осталось в корзинке?

2. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура?

3. Нарисуй такую же фигуру без отрыва карандаша от бумаги и, не проводя два раза одну и ту

же линию.

Интеграция математики с другими предметами также может способствовать

формированию функциональной грамотности. Например, ученики могут использовать

математические навыки при изучении окружающего мира.

Задачи с использованием краеведческого материала помогают ученикам увидеть, как

математика применяется в различных контекстах, и понять ее значение. Выполняя проект

«Задачи про Мурманскую область», дети составили такие задачи:

1) Заповедник Пасвик основан в 1992 году, а Кандалакшский – в 1932.

На сколько лет раньше образован Кандалакшский заповедник?

2)

Ученики находят данные в таблице и отвечают на вопросы.

Игровая технология также может быть эффективна для формирования функциональной

грамотности. Игры, основанные на математических принципах, могут помочь ученикам усвоить

математические концепции и применять их в различных контекстах.

Игры на комбинирование:

- танграм

- логические задачи

- головоломки

Игры на планирование:

- лабиринты

- головоломки

- магические квадраты

- игры со спичками

Игры на формирование умения анализировать:

- найди пару

- найди лишнее

- загадки

- продолжи ряд

- занимательные таблицы

Игра «Определи курс движения самолета»

Лётчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного

города в другие. Самолет должен лететь над городами в порядке от меньшего номера города к

большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера

городов и показать линиями, как двигался самолет».

Игра «Откроем замочек ключиком». У учителя несколько замочков с примерами. У каждого

учащегося ключик, на котором ответы к этим примерам. Дети подбирают к замочкам

определенный ключик.

Графические диктанты так же помогают формировать функциональную грамотность.

Открытые задачи - это еще один метод, который может помочь формировать

функциональную грамотность. Эти задачи не имеют одного правильного ответа и требуют от

учеников использования математических навыков для исследования различных решений.

Например, Оля и Коля ходят в одну и ту же школу. Оля живет в трёх километрах от

школы, а Коля в пяти. На каком расстоянии друг от друга живут Оля и Коля?

(Наиболее распространенная ошибка - однозначный ответ на этот вопрос).

На уроках так же необходимо использование компьютерных технологий для обучения

математике и формирования функциональной грамотности. Можно использовать

образовательные приложения, которые предлагают интерактивные упражнения и задачи.

Например, Учи.ру или Яндекс Учебник.

Проектная

деятельность

-

еще

один

эффективный

метод

формирования

функциональной грамотности. Ученики могут работать над проектами, которые требуют от них

использования математических навыков для решения реальных проблемы.

Приблизительные темы проектов:

- «Мой класс в числах»,

- «Наша улица в числах»,

- «Числа вокруг нас»,

- «Цифры вокруг нас»,

- «Мое любимое число»,

- «Рекорды в животном мире»,

- «Макеты зданий из простых геометрических тел»,

- «Единицы измерения в других странах»,

- «Фестиваль математических сказок».

Приведу пример одного из наших проектов «Задачи вокруг нас».

Задачи, которые составили дети:

Про оплату коммунальных платежей.

- 1 куб. м воды стоит 45 рублей. Сколько нужно заплатить за месяц, если

показания счетчика увеличились на 4 куб. м?

- 1 кВт электроэнергии стоит 3 рубля 70 коп.. Сколько нужно заплатить за

месяц, если за месяц показания счетчика увеличились на 300 кВт?

На нахождение времени.

- Я трачу на домашнее задание 40 минут в день и делаю их 5 раз в неделю.

Сколько в сумме времени я трачу на уроки в неделю?

- Моя мама приводит младших сестер в садик пять дней в неделю в 8 часов, а

забирает в 17 часов. Сколько в сумме времени мои сестры проводят в садике

за неделю?

Про стоимость строительства дома.

- Для строительства дома требуется 6.000.000 рублей. Государство выделяет по специальной

программе 1.500.000 рублей. Сколько семья в итоге заплатит за строительство дома?

- Я живу в пятиэтажном доме. В каждом подьезде дома по 20 квартир, на каждом этаже по 4

квартиры. В каком подьезде и на каком этаже находится квартира № 49, где живет моя

бабушка?

Использование подобных практических задач помогает ученикам применять

математические знания в реальных ситуациях.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках математики в

начальной школе - это важная задача, которая требует использования разнообразных методов и

приемов.

Список использованной литературы:

1.

Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников:

проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2009.

- №12.

2.

Н.Б.Истомина. Учимся решать комбинаторные задачи. Смоленск ассоциация ХХI век 2006 г.

3.

Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в

контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. 2009. № 1(1).

4.

Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва «Просвещение».

1989 г.

5.

Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия:

Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.

6.

Г.А. Лавриненко «Задания развивающего характера по математике». ОАО «Издательство

«Лицей»». Саратов 2003 г



В раздел образования