План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной деятельности "Речевое развитие" в средней группе на тему "Зима пришла"
Автор: Горшунова Галина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ№5 СП "Детский сад №29" Населённый пункт: Г.Сызрань, Самарская обл. Наименование материала: Конспект НОД Тема: План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной деятельности "Речевое развитие" в средней группе на тему "Зима пришла" Раздел: дошкольное образование
Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа №5 города Сызрани структурное подразделение реализующее
программы дошкольного образования «Детский сад»
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной деятельности «Речевое развитие»
с детьми в средней группе на тему «Зима пришла».
Составил:
Горшунова Галина
Михайловна
должность:
воспитатель,
ГБОУ СОШ№5 СП
«Детский сад №29»
Г.Сызрани.
План-конспект
непосредственно
образовательной
деятельности
по
образовательной деятельности «Речевое развитие» с детьми в средней
« Речевое развитие»
1. Развивать способность у детей составлять творческие рассказы из личного
опыта на тему «Зимние забавы».
2. Формировать способность детей составлять сложноподчиненные
предложения по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать
существительные с прилагательными: зима снежная, снег белый, лед
холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег.
3. Развивать у детей фонетический слух, память, зрительное, слуховое
восприятие, мышление.
4. Обогатить словарный запас детей: «снегопад»
5. Активизировать словарь детей словами: «зима», «лед», «снежинка»,
«метель», «коньки», «лыжи», «санки».
6.Познакомить детей со стихотворением И.Сурикова «Белый снег»,
способствовать образному восприятию, раскрыть авторское отношение к
природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному
слову.
«Познавательное развитие»
1. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях : снегопад, метель,
вьюга; о свойствах снега и льда: холодный, мокрый, при нагревании тает, при
охлаждении замерзает.
2. Показать детям простейшие связи между явлениями в природе: во время
снегопада дует сильный ветер – метель, зимой на улице сильный мороз-
вода замерзает; взаимосвязях явлений природы с жизнью человека: на
улице мороз – люди надевают теплую одежду.
«Художественно-эстетическое»
1.Развивать у детей образное восприятие , эстетические чувства, при
рассматривании «Зимний пейзаж».
2.Формировать у детей желание отражать красоту природы в рисовании на
тему: «Зима».
3. Совершенствовать у детей умение рисовать гуашевыми красками на
тонированной бумаге.
4.Совершенствовать умения у детей выполнять хореографические движения
в сочетании со словами в «Новогоднем хороводе», сл.Н.Соловьевой,
муз.Г.Струве.
5.Развивать у детей умения слушать музыкальное произведение «Времена
года» «Зима» Вивальди, вызвать у детей положительные эмоции.
«Социально –коммуникативное развитие»
1 .
Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения в коллективе, умение
слушать друг друга, отвечать на вопросы, не перебивать друг друга.
Методы и приемы:
Практически : рисование на тему : «Зима», творческое задание «Укрась
дерево снежинками», динамическая пауза «Новогодний хоровод»
сл.Соловьевой ,муз. Г.Струве.
Наглядные : демонстрация репродукций картин с зимним пейзажем
И.И.Сурикова «Зима», А.К.Саврасова «Зимний пейзаж», рассматривание
детских рисунков, оформление группы рисунками, украшенная елка к
празднику.
Словесные: беседа о зиме, чтение художественного произведения
И.Сурикова «Белый снег», дидактическая игра « Зимние слова», игровое
упражнение «Исправь ошибку», загадки с зимним содержанием,
составление рассказов на тему «Зимние забавы».
Материал и оборудование:
Оборудование : репродукции картин с изображением зимней природы,
фонограмма пьесы «Декабрь», «Святки» (из цикла «Времена года»
П.И.Чайковского ),фонограмма «Новогодний хоровод» сл. Н.Соловьевой, муз.
Г.Струве, письмо от Буратино, елка украшенная игрушками.
Материал : тонированная бумага, стаканы с водой, кисточки разных
размеров, гуашь, тканевые салфетки.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за природными явлениями, рассматривания
снежинок, деревьев покрытых снегом, чтение и заучивание стихов о зиме,
загадывание загадок, рисование на тему «Зима», слушание фонограмм о
зиме, пение песен о зиме, катание на санках, лыжах, рассматривание
репродукций и картинок о зиме, составление творческих рассказов.
Формы организации совместной деятельности
Детская
деятельность
Формы и методы организации совместной
деятельности
Игровая
1.Дидактическая игра
«Зимние слова»
Цель: уметь находить и называть слова, связанные с
понятием «зима» на слух, развивать слух, внимание.
2. Игровое упражнение «Исправь ошибку».
Цель:
ум е т ь
а н а л и з и р о в а т ь
те кс т,
о т б и р а т ь
предложения не связанные с понятием « зима».
Коммуникативная
деятельность
1.Беседа о зиме.
Цель: совершенствовать грамматический строй речи
детей: сочетать существительные с прилагательными :
зима снежная, снег белый, лед холодный; глаголами :
наступила снежная зима, выпал белый снег;
Обогатить словарный запас детей «снегопад»
Активизировать словарь детей словами : зима, лед,
снежинка, метель, сосульки, коньки, лыжи, санки.
2. Загадывание загадок.
Цель: вырабатывать у детей умение выразительно и
эмоционально рассказывать загадку, уметь отгадывать
ее, аргументировать ответ.
3. Составление творческих рассказов на тему:
«Зимние забавы».
Цель : развивать умение у детей составлять творческие
рассказы
из личного опыта;
формировать способность детей строить
сложноподчиненные предложения на заданную тему.
Совершенствовать у детей связную речь.
Познавательно-
исследовательская
деятельность
1. Наблюдения за живой (птицами) и неживой
природой (за снегом, ветром, метелью), за погодой.
Цель:
Уточнить знания детей о зимних природных явлениях :
снегопаде, метели, вьюге; о свойствах снега и льда:
холодный, мокрый, при нагревании тает, при
охлаждении замерзает.
Показать детям простейшие связи между явлениями в
природе во время снегопада дует сильный ветер-
метель, зимой на улице сильный мороз- вода
замерзает; взаимосвязях явлений природы с жизнью
человека: на улице мороз-люди надевают теплую
одежду.
Восприятие
художественной
литературы
Чтение стихотворения И.Сурикова «Белый снег».
Цель:
Активизировать у детей чувственное восприятие
художественного слова, способствовать образному
восприятию стихотворения, раскрыть авторское
отношение к природе, воспитывать чувство
прекрасного, интерес к слову.
Изобразительная
деятельность
1Творческое задание: рисование на тему «Зима».
Цель:
Совершенствовать у детей умение рисовать гуашевыми
красками на тонированной бумаге.
2. Творческое задание : «Укрась елочку снежинками»
Цель:
Закреплять у детей умения располагать заранее
вырезанные снежинки по всему дереву.
Музыкальная деятельность
Слушание пьесы «Декабрь», «Святки» (из цикла
«Времена года» П.И.Чайковского, «Времена года»
«Зима» Вивальди.
Цель:
Вызвать у детей положительных эмоций при
прослушивании музыкального произведения.
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
1.
Дети, закройте глаза и послушайте
одно произведение, (звучит
музыкальное произведение
«Времена года» «Зима» Вивальди.
Ребята, звуки какого времени года
вы сейчас услышали?
Почему, вы решили, что это зима?
Д е т и
с л у ш а ю т
произведение,
отгадывают какие
з в у к и
о н и
с л ы ш а т,
отвечают на вопросы.
Дети отвечают на
вопросы.
2.
Правильно, это время года зима.
Послушайте
И.Сурикова
«Белый
снег».
Читаю детям стихотворение, задаю
вопросы по тексту стихотворения.
О чем стихотворение?
Какой снег?
Как снег падает на землю?
Чем покрыто поле?
Чем укрылся лес?
Как укрылся лес?
Молодцы, дети правильно ответили
Дети слушают и
обсуждают
стихотворение,
отвечают на вопросы
воспитателя.
Дети слушают
стихотворение,
отвечают на
вопросы
по содержанию.
на
все
вопросы.
Ребята,
что
вы
можете еще сказать о зиме.
3
Беседа о зиме.
Наступила зима. Дети, какая зима?
Какая погода зимой? Почему люди
надевают
теплую
одежду?
Как
с вети т
солн це
зи м о й ?
К а к и е
становятся дни?
Какие природные явления бывают
зимой? Зимой часто идет снег.
Все
покрывает
снег
и
землю,
деревья.
Деревья
словно
надели
шапки.
Когда
падает
много
снег
–это
снегопад.
Как
называется
явление,
когда дует сильный ветер?
Дети,
какой снег?
Какой
лед?
Что
происходит
со
снегом и льдом в тепле? А что на
холоде? Вспомните, какие красивые
снежинки,
мы
рассматривали
на
прогулке.
Молодцы
дети,
вы
так
много
рассказали о зиме.
А сейчас, поиграем в игру «Зимние
слова».
Называю разные слова, в том
числе и «зимние».
Очень хорошо, все молодцы много
слов нашли.
Дети отвечают
полными и краткими
предложениями на
вопросы воспитателя.
Аргументируя ответы,
Дети используют
грамматически
правильно
составленные
предложения о зиме и
зимних явлениях.
Активизировали слова:
зима, снег, метель,
мороз, лед, снежинка,
метель.
Обогатили словарь
словом «снегопад».
Дети внимательно
слушают набор
различных слов,
услышав слово
связанные с понятием
«зима» хлопают в
ладоши.
Дети отвечают
полными
предложениями,
сочетали
существительные
с
прилагательными
,
глаголами.
Закрепляют
слова: зима, снег,
лед, снежинка,
метель, коньки,
санки, лыжи.
Дети называют
слова, связанные
с временем
года зима.
4
Дети, кто знает загадки о зиме?
Молодцы, дети, знаете много
загадок о зиме и знаете на них ответ.
Ребята, посмотрите, какая красивая
елочка, украшенная игрушками.
Чем можно еще украсить елочку?
Правильно снежинками.
Д е т и
з а г а д ы в а ю т
загадки, отгадывают.
Снег
на
полях,
лед
на
реках,
Вьюга гуляет.
К о гд а
э т о
б ы в а е т ?
(зимой)
Дети
выразительно
Рассказывают
загадки,
отгадывают их.
Вот какие чудеса
Стали белыми леса,
Берега озер и рек
Что случилось?
Выпал (снег).
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят
Т о ч н о
в
т а н ц е
балеринки,
К р у ж а т с я
з и м о й
(снежинки).
Разукрасил чародей
О к н а
в с е
в
д о м а х
людей.
Чьи узоры?
Вот вопрос
Их нарисовал (мороз)
Змейкой
вьются
по
земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это зимние ( метели)
В
зимний
лед
на
труд
легло
Очень тонкое стекло.
Нас хоккей оно зовет
С и н и й ,
г л а д к и й ,
крепкий (лед).
5
Предлагаю творческое задание
«Укрась дерево»
Какая красивая стала елочка. Я
предлагаю вам потанцевать.
Дети выполняют
задание, готовые
снежинки располагают
по всему на деревья.
Дети украшают
елку.
6
Организую детям динамическую
паузу
«Новогодний хоровод»
Мне понравилось, как вы танцевали.
Дети исполняют
«Новогодний хоровод»
сл. Н.Соловьева,
муз.Г.Струве.
в соответствии со
словами новогоднего
хоровода.
Дети выполняют
движения,
сочетают
движения с
музыкой.
7
Ребята, нам прислали письмо от
Буратино. Слушайте внимательно, и
выбирайте, те предложения,
которые не связанные с зимой.
Читаю детям письмо. Вот и с этим
заданием вы справились.
Зима-очень веселое время года.
Как много веселых игр и забав
можно организовать на прогулке.
Ребята, расскажите, а вы во что
любите играть зимой на свежем
воздухе.
Дети слушают
содержание письма и
выбирают
предложения не
связанные с понятием
«зимой».
Выбирают
предложения
не связанные с
понятием
«зима».
8.
Организую работу по составлению
творческих рассказов на тему
«Зимние забавы».
Дети, чей рассказ вам понравился
больше всего и почему?
А сейчас, я предлагаю рассмотреть
картины.
Дети из личного опыта
составляют творческие
рассказы на тему:
«Зимние забавы»,
используют
грамматически
правильно
составленные
словосочетания и
предложения о зиме,
развлечениях и играх
Дети составляют
творческие
рассказы.
Выбирают, чей
рассказ
был лучший.
Дети закрепляют
слова: коньки,
лыжи,
санки.
на свежем воздухе.
9
Организую рассматривание
репродукций с изображением
зимней природы: И.И.Сурикова
«Зима», А.К. Саврасова «Зимний
пейзаж».
Задаю вопросы детям:
Какое время года изображено на
картинах?
Какая погода ?
Какие деревья?
Что вы можете сказать о снеге?
Какие цвета используют художники в
своих работах?
Что понравилось в картинах?
Мне тоже понравились картины, а
сейчас предлагаю немного
отдохнуть и поиграть в игру.
Дети
рассматривают
картины. Отвечают на
поставленные вопросы.
Рассказывают о своих
в п е ч а т л е н и я х
о т
увиденного, о красоте
з и м н е г о
п е й з а ж а ,
обращают внимания на
то,
какие
основные
ц в е т а
и
о т т е н к и
использовали
художники
в
с в о и х
работах.
Дети
рассматривают
картины,
отвечают
на вопросы
полным
предложениям.
10
Организую пальчиковую гимнастику
«Снежок»
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили,
Круглый, крепкий
Очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Все выполняли движения и
повторяли слова.
А сейчас вы будете художниками и
нарисуем зимнюю картину.
Дети повторяют слова и
выполняют движения:
Загибают пальчики по
одному.
Лепим двумя руками.
Чертим руками круг.
Гладим одну руку
другой.
Грозят пальцем.
Дети выполняют
движения в
сочетании со
словами.
11.
Под
музыку
пьесы
«Дека брь.
Святки»
( и з
ц и к л а
« В р е м е н а
г о д а »
П . И . Ч а й к о в с к о г о ,
о р г а н и з у ю
«Изобразительную
деятельность»
(рисование).
Организую
выставку
детских работ.
Дети под музыку П.И.
Чайковского «Декабрь.
«Святки»
рисуют на тему «Зима».
Дети рисуют на
тему: «Зима»,
передают
свои
впечатления.
12
Ребята, давайте встанем в круг и
расскажем, что вам понравилось.
О каком времени года говорили?
В какие игры-забавы играют зимой?
Что запомнилось больше?
В какие игры мы играли?
Мне очень понравилось, как вы
отвечали, играли, рисовали, я
думаю, что после занятия
настроение у вас улучшилось.
Дети делятся своими
впечатлениями,
рассказывают, что им
больше всего
понравилось.
Дети
рассказывают, о
чем
они говорили на
занятии, что им
понравилось, в
какие
игры играли.