Напоминание

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ ж ]. Буква Ж, ж. Сочетания ЖИ – ШИ.


Автор: Сиротенко Марина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики "Спортивная академия "Заря'
Населённый пункт: г. Луганск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ ж ]. Буква Ж, ж. Сочетания ЖИ – ШИ.
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО

УРОКА

ПО

ЛИТЕРАТУРНОМУ

ЧТЕНИЮ

1 –

В

А КЛАССЕ

:

.

.

УЧИТЕЛЬ СИРОТЕНКО М В

Тема урока:

,

.

Где дружбой дорожат

там враги дрожат

[

].

,

.

.

Звук ж Буква Ж ж Сочетания ЖИ ШИ

Тип урока

: урок «открытия» нового знания.

Цель:

познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Задачи урока:

образовательные:

познакомить с новым звуком [ж] и с буквами Ж,ж ;

учить давать характеристику звукам;

учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой;

дать представление о правописании буквосочетания Жи.

развивающие:

развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,

наглядно – образное мышление;

развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать

правила;

развивать умение работать в паре, самостоятельно.

воспитывающие:

воспитывать интерес к предмету;

прививать навык культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

фронтальная работа;

парная;

индивидуальная

Оборудование: учебник «Азбука»; тетрадь по чтению; мультимедийный

проектор; рисунки Дюймовочки, жирафа, жука, жабы; конверты со звуковыми

схемами; образцы печатных букв «Ж» и «ж»; касса букв; палочки для

составления букв Жж; смайлики для самооценки.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, музыка.

Ход урока

1. Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

а) Приветствие гостей

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок литературного чтения. К

нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте

их.

б) Проверка готовности к уроку

- Ребята, проверьте вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать:

«Азбука», тетрадь по лит. чтению, пенал, смайлики, конверты с заданием,

счетные палочки.

в) Включение в учебную деятельность

-Ребята, давайте вспомним наш девиз.

В школу мы пришли учиться

В жизни это пригодится.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!

г) Психологический настрой на работу

- Я хочу пожелать вам, чтобы сегодня на уроке вы показали свои знания и

активно работали весь урок.

- Покажите ( используя смайлы) с каким настроением вы начинаете урок?

- Надеюсь, что к концу урока настроение ваше не ухудшится, а станет еще лучше

от того, что мы плодотворно поработали на уроке.

2. Речевая разминка

а) Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Колесо спустило»

б) Работа над дикцией.

Чистоговорка: Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Ши – ши – ши – зашумели камыши.

Шо – шо – шо – всем ребятам хорошо.

в) Работа над скороговоркой:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

3. Актуализация опорных знаний

а) повторение ранее изученного материала

- Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени,

чуть больше трёх месяцев, мы кое-чему уже научились. Давайте вспомним, что

мы уже знаем из предыдущих уроков.

- Чем отличаются буквы от звуков? ( Буквы мы видим и читаем, а звуки мы

слышим и произносим)

- На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( Гласные можно протянуть и

пропеть, а согласные не поются и не тянутся)

- Какие гласные звуки ( из тех, которые мы выучили на сегодня) смягчают

впереди стоящий согласный? (е, и, я )

- Какие из этих гласных букв могут давать два звука и когда? ( Буква Е и Я – в

начале слова и после гласного. Во всех остальных случаях эти буквы дают один

звук)

- Какова главная особенность гласного звука? ( Гласный звук образует слог)

- Что такое слог? (Слог – это часть слова)

- Ребята, а что мы знаем про согласные звуки? ( Они бывают твердые и мягкие)

- От чего это зависит ? ( От того, какой гласный звук стоит за ним. Если стоит:

и, е, я – тогда звук будет мягким. Если стоит: а, о, у, ы – тогда твердым )

- Ребята, а помните, когда мы учили с вами звук Ш и звук Ч я говорила, что они

особенные. В чем их особенность? ( Ш – всегда твердый, а Ч – всегда мягкий)

- А что мы еще можем сказать про согласные звуки? ( Они могут быть звонкими

и глухими)

- Правильно, кроме этого некоторые согласные звуки могут образовывать пары по

звонкости – глухости. Посмотрите на доску и назовите эти пары ( Б-П, Г-К, Д-Т,

З-С)

- Это не все пары. По мере изучения букв эти пары будут добавляться.

- Ребята, ну и последнее, что мы знаем про Ь? ( Это буква, которая не дает звука и

смягчает впереди стоящие согласные звуки)

- Молодцы, вы хорошо усвоили материал прошлых уроков.

б) Работа с пословицей уч. с. 24

- К нам на урок сегодня пришла гостья. Угадайте, кто она?

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка ( Дюймовочка)

-Кто из вас читал сказку «Дюймовочка»?

- А кто смотрел мультфильм?

-Кто автор этой сказки? ( Г.Х. Андерсен)

- Откройте учебник на с. 24. Посмотрите, что принесла Дюймовочка с собой

( Пословицу: «Где дружбой дорожат, там враги дрожат»)

-Как вы понимаете эту пословицу? ( Если у тебя есть настоящий друг, то вместе

вам не страшны никакие враги. Друзья всегда приходят на помощь друг другу.

Им не страшны никакие беды и ненастья.)

- На с. 24 внизу напечатана еще одна пословица о дружбе.

Прочитайте ее самостоятельно

Хоровое чтение

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( С другом поссориться легко, а вот

помириться бывает очень сложно. Точно так же и со стеклом – разбить его очень

легко, а вот склеить потом трудно или вообще невозможно.)

- Посмотрите на иллюстрацию на с. 24. Кто на ней изображен кроме

Дюймовочки? ( Насекомые)

- Какую пользу и какой вред приносят насекомые человеку? (Польза – опыляют

цветы, а вред – переносят болезни, поедают урожай)

- Почему Дюймовочка плачет на этой картинке? ( Потому что, насекомые

считали, что она некрасивая, так как не была похожа на них)

4. Постановка учебной задачи

- Ребята, Дюймовочка предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

Вам нужно вставить недостающее слово в конце загадки.

1) Вяжет мама длинный шарф,

Потому, что сын … ( Жираф)

2) В тине живет, комаров жует,

Старуха-баба, бородавчатая … ( Жаба)

3) Теплым днем, весной и в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук,

Я жужжу, я майский … ( Жук)

- Ребята, произнесите еще раз эти слова

- Какой первый звук вы в них слышите? ( Ж)

- Как вы думаете, какую новую букву мы будем изучать сегодня на уроке? ( Букву

Же)

- Правильно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой буквой Же и

звуком Ж. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

5. Работа по теме урока

а) знакомство с буквой Же

- На что похожа буква Ж?

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж !

- Давайте еще раз произнесем этот звук ( ж-ж-ж)

-

Встречаем ли мы преграду при произношении этого звука? (Да)

- Значит этот звук гласный или согласный? ( Согласный)

- Звонкий или глухой?

- Прикройте ушки руками и произнесите еще раз этот звук. Слышим вибрацию ?

( Да)

- Значит этот звук звонкий.

- Когда мы произносим звук Ж, то мы произносим его не только с помощью

шума, но и голоса.

- Он имеет пару по глухости –Ш.

- Произнесите Ш. Закройте уши руками. Есть вибрация? ( Нет). Значит глухой.

- А что мы еще можем сказать о этом звуке? ( Твердый он или мягкий)

- Так вот, ребята, дело в том, что звук Ж непростой. Он всегда бывает только

твердым. На звуковых схемах он всегда обозначается синим цветом.

б) Конструирование буквы Ж из палочек

в) Печатанье буквы Ж в тетради

г) Работа в парах. Составление звуковых схем слов: Жаба, Жук, Жираф

- назвать каждый звук;

-поделить слова на слоги;

- назвать ударный слог

д) Работа по учебнику с. 25

- Ребята, откройте учебники. Кто изображен справа над схемой ? ( Мальчик)

- Что он делает? Как называется эта игра? ( Жмурки)

- Давайте разберем эту схему.

Чтение слогов с новой буквой

-Чтение учителем прямых слогов, дети повторяют.

- Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный? ( Нет)

-Чтение детьми обратных слогов.

Чтение столбиков слов ( жирным шрифтом)

-Ребята, прочитайте парами эти слова и скажите, какая одинаковая частичка есть в

этих словах?

- Почему Жучка написано с большой буквы?

Работа с текстом с.25

а) чтение текста учителем

- О ком этот рассказ? ( О детях)

- В какую игру играют дети? ( Жмурки)

- Почему Женя не может догнать детей? ( У него завязаны глаза)

- О чем предупредили ребята Женю? ( О луже)

- Можно ли сказать, что ребята поступили по-дружески? ( Да)

б) чтение текста детьми. Выполнение задания к тексту.

в) Игра «

Услыш звук

»

( хлопнуть в ладоши, если слышим звук Ж )

Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, глаза.

г) Чтение правила

с.26

(ЖИ – ШИ)

д) Чтение текста «Первые снежинки» с. 26

- Что делают ребята?

- Ребята, а что произойдет со снежинкой если она упадет на ладонь? ( Растает)

- В каких словах из этого текста есть сочетание ЖИ – ШИ ?

е) Чтение слов под иллюстрацией

- Чем отличаются эти слова друг от друга? ( ед. ч. и мн. ч.)

6. Закрепление

Чтение текста

«

Чиж» с. 27

- чтение учителем;

- чтение детьми.

- Ребята, как вы думаете, это сказка или рассказ?

7. Итог урока.

- Ребята, понравился ли вам урок?

- С какой буквой и звуком сегодня познакомились?

- Что вы запомнили про новый звук?

- С каким правилом сегодня на уроке познакомились? ( ЖИ – ШИ )

8. Оценивание

9. Рефлексия

- Ребята, вы помните, с каким настроением вы начинали сегодняшний урок?

- Поменялось ли ваше настроение к концу урока?

- Покажите смайл.

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с буквой Ж.



В раздел образования