Автор: Раннева Елена Борисовна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №51
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Плотность урока физической культуры в начальной школе
Раздел: начальное образование
Плотность урока физической культуры в начальной школе
При проведении урока надо стремиться к тому, чтобы ни одной минуты
учебного времени не было потрачено без пользы.
К рациональному использованию времени урока относится: время, когда
ученики выполняют упражнение, слушают объяснения учителя, наблюдают
за показом движений и за выполнением упражнений одноклассников.
Совершенно недопустимо, чтобы время урока тратилось на разговоры о
дисциплине и порядке, на поиски необходимого пособия, на длительное
ожидание очереди прыгнуть, бросить мяч, влезть на гимнастическую стенку
и т.п. Это снижает плотность, а с ней и качество урока. Уплотненность урока
достигается хорошо продуманной организацией занимающихся в
зависимости от вида движений, который намечен к проведению. Например:
лазание по гимнастической стенке можно выполнить « потоком». Ученики
друг за другом по левой стороне пролета влезают вверх, а по правой
спускаются вниз. Метание мяча на дальность, прыжки в длину с места, бег с
высокого и низкого старта, бег «наперегонки» следует проводить группами
по 4-8 человек и даже одновременно с половиной или со всем составом
класса.
Точное выполнение учащимися правил подготовки уборки инвентаря и
пособий также экономит время. Следует специально обучать и упражнять
учеников в умении переносить маты, гимнастические скамейки, раздавать и
собирать скакалки, мячи, обручи. Необходимо постоянно требовать и
оценивать качество выполнения учениками правил.
Все распоряжения учитель обязан делать кратко четко, определить, кто из
учеников приносит то или иное пособие, куда и как надо его поставить,
положить.
В повышении плотности урока имеет большое значение достаточное
количество инвентаря и пособий. Из-за недостаточного количества пособий,
неисправности инвентаря могут быть большие простои и потери времени.
Однако борясь за высокое качество обучения и плотности урока, нельзя
допускать чрезмерной перегрузки детей. Так, например, упражнения и игры,
требующие большого физического напряжения, чередовать с отдыхом, во
время которого следует дать ученикам указания о замеченных ошибках или
нарушениях правил игры, или указания к совершенствованию движений
.
В играх нередко ребята проявляют чрезмерные эмоции. И тогда в зале
становится слишком шумно. Бывает, что такое поведение постепенно
становится нормой на любом уроке физической культуры. Вот почему важно
уметь управлять эмоциями детей во время игры, в противном случае
снизится плотность урока. Можно, например, дополнить правила одним
условием – разговаривающий приносит своей команде штрафное очко и т.п.
Разумеется, пользоваться этим приемом надо умело: «не засушивая» игру, а
лишь предупреждая чрезмерное проявление эмоций. Скажем, достаточно
ограничить действие дополнительного правила 1-2 минутами, после чего
ставить другие условия.
Так или иначе, учитель, как «дирижер» в оркестре! От него зависит, как
пройдет урок. Если, плотностью урока будет эффективна, он успешно
справится с поставленными задачами, а значит, это повлияет на качество
преподавания в целом!