Напоминание

Игра как средство творческого и всестороннего развития личности.


Автор: Газизова Расима Ягафаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д/С №87"
Населённый пункт: г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Игра как средство творческого и всестороннего развития личности.
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Народная игра как средство творческого

и всестороннего развития личности»
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, предписывают свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира; иностранный язык. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения форм народной культуры, которые ему рассказывают. Но вместе с тем ребенок испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания со взрослыми «Сороки- вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет составлять конкуренцию с самой объемной
информацией об окружающем мире. Фольклор в естественной форме, не читает морали, а ненавязчиво учит ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окружающий мир. Дидактическая игра способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников. Развивающий эффект обучения определяется прежде всего тем, насколько гармонично педагогу удается включить новый опыт детей в уже имеющийся у них опыт познания. Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников. Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры. Актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности. На 5-м году жизни у детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-
турне (например, «Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы: 1. народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные); 2. народные игрушки; 3. народные праздники; 4. народный театр; Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры - своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется желание действовать, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. 1. Гуси-лебеди (русская народная игра); 2. «Медный пень» (башкирская народная игра) 3. У медведя в бору (русская народная игра);
4. «Ак калач» (татарская народная игра). 5. Филин и пташки (русская народная игра); 6. Фанты (русская народная игра); 7. Краски (русская народная игра); 8. «Юрта» (башкирская народная игра); 9. Кот и мышь (русская народная игра); 10. Пятнашки (русская народная игра); 11. Коршун (русская народная игра); 12. Гуси (русская народная игра); 13. Молчанка (русская народная игра); 14. «Дудочка» (башкирская народная игра); 15. Продаем горшки (татарская народная игра); 16. «Белый тополь, синий тополь» (башкирская игра); 17. «Спутанные кони» (татарская народная игра); В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Зачины, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому
способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре: И по улице пойду Громче, дудочка, дуди: Мы играем, ты води. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д. Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых. Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды Конь вороной остался под горой. Выбираешь, какого коня: Сивого или златогривого? В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят: Кто засмеется,
Губа задерется. Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор молчать! Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом всё садятся и хором произносят: Первенчики, бубенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок! Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит: Мышка, мышка, Продай уголок За шильце, За мыльце,
За белое полотенце, За зеркальце! После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок. В игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, Жмурка ловит. Эти четкие считалки, напевно-забавные певали, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет. Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певала или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по- разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Редьки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения, водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков). Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов русской народной игровой культуры в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей России, воспитанию толерантного отношения к разным народам, культурному развитию дошкольников.
Литература:

1. Дьячковский К.Д. Этносемиотика культуры и образования: постановка проблем, методология. Якутск, 2000 2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества / Инт практ. Психологии. М., 1998 3. Давидчук, А. Н. Обучение и игра.- М.: Мозайка-Синтез, 2006.-269с. 4. Журкова, О. С. Игры и развивающие игрушки для детей раннего возраста// Дошкольная педагогика.- 2004.- №3.- С. 16. 5. Григорьева, Г. Г. Играем с малышами.- М.: Просвещение, 2005. 6. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников.- М.: Айрис-пресс: Айрис дидактика, 2004.-248с 7. Крылова, В. И. Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста// Дошкольная педагогика.- 2007.- №1.- С. 8. Недоспасова, В. А. Растем играя.- М.: Просвещение, 2004.-190с. © Р.Я. Газизова, 2016


В раздел образования