Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"


Автор: Лобачева Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова"
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Лобачева Н.В., учитель математики

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 28

с углубленным изучением отдельных предметов им. А.А. Угарова»

г. Старый Оскол, Белгородской области

Здоровье нации - одна из актуальных проблем современного

общества.

Одна

из

позиций

образованности

это

понимание

необходимости быть здоровым. На современном этапе хронические

заболевания школьников стали нормой. Здоровье школьников значительно

ухудшается в результате разрушительного влияния учебного процесса на

здоровье детей.

Причины

ухудшения

здоровья:

нарушение

гигиенических

и

психогигиенических

условий;

нарушение

полноценного

отдыха;

отсутствие двигательной активности; стрессы, связанные с перегрузкой;

ошибки педтехнологий и преподавания; авторитарный стиль общения; не

применяются

знания

по

возрастной

психологии;

недостаточная

осведомленность

о валеологии (наука о сохранении и укреплении

здоровья) у преподавателей и у родителей обучающихся.

Задача школы заключается в необходимости помочь каждому

ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития,

способствовать

сохранению

и

укреплению

здоровья

ребенка,

т.е.

осуществлять

личностно-ориентированный

подход

при

обучении

и

воспитании.

На уроках математики эффективными здоровьесберегающими

технологиями

являются

те,

которые

учитывают

индивидуальные

особенности, способности учащихся и возможности школы. Одна из таких

технологий – поуровневая

дифференциация, которая предполагает

деление класса на две группы: сильную и слабую. Задания составляются с

учетом уровня группы и ни один ребенок не чувствует себя отстающим,

так как находится в группе

с одноклассниками подобными себе и

выполняют задания по силам. При этом возрастает самооценка, и ребенку

психологически более комфортно с учащимися одного уровня, чем с

учащимися более знающими, рядом с которыми он будет чувствовать себя

глупцом.

Т.е. происходит обучение каждого на уровне его возможностей и

способностей. Но использование подобных технологий предполагает

наличие возможностей в школе составлять расписание для малых групп. А,

вообще, составляя расписание по математике

необходимо учитывать

следующее: в понедельник происходит адаптация, во вторник и среду - пик

работоспособности, в пятницу и субботу – утомление, поэтому спаренные

уроки плодотворны по вторникам и средам. По времени аналогично, с 8 до

9 - адаптация, с 10 до 12 - пик работоспособности, с 13 до 16 - утомление.

Укрепить мотивацию на уроках математики способствуют задания,

несущие

не

только

математическую

информацию,

но

и

краткую

информацию по разделам программы «Здоровье». В ходе решения

подобных заданий учащиеся узнают много новых сведений о своем теле,

особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, а

также сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами

математика. Рекомендуем «Сборник заданий по математике на тему

здоровья 5-9 классы», в котором математическое содержание заданий

соответствует прохождению программы в течение учебного года. В

сборник включены разнообразные по содержанию программы «Здоровье»

и уровням сложности программы « Математика» задания, позволяющие

использовать материал на разных этапах урока.

Вызвать положительные эмоции, а также укрепить мотивацию на

уроках математики у обучающихся позволят игровые технологии в

комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий.

Чтобы

урок

проходил

плодотворно,

необходимо

помнить

следующие факты:

1) количество видов учебной деятельности должно меняться от 4 до 7,

например: опрос, письмо, чтение, слушание, решение, ответы на вопросы;

2) количество видов преподавания не менее 3-х за урок через 10-15 минут,

например: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная

часть работы обучающихся;

3)

наличие

методов,

способствующих

активизации

деятельности

обучающихся;

4) если используется ТСО, то необходимо учитывать уместность и

длительность его применения;

5) обращать внимание на позы обучающихся и их чередовать, не забывать

о физкультминутках (паузах), даже в старших классах;

6) наличие в содержании урока вопросов о здоровье и здоровом образе

жизни;

7) наличие мотивации на уроке;

8) психологический климат играет не последнюю роль;

9) наличие эмоциональных разрядов;

10) плотность урока (2-3 минуты происходит адаптация, 20-25 минут

обучающиеся включены в деятельность, 10 минут – утомление, 5 минут –

подъем);

11) темп урока.

Литература

1.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной

школе. – М.: АПК и ПРО, 2008.

2.

Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности

ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.

3.

Алимова Т. М. Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы [Текст] :

методическое пособие / В. Н. Касаткин. – М. : РОО «Образование и здоровье», 2003.

4.

Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003.



В раздел образования