Автор: Лобачева Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова"
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Лобачева Н.В., учитель математики
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 28
с углубленным изучением отдельных предметов им. А.А. Угарова»
г. Старый Оскол, Белгородской области
Здоровье нации - одна из актуальных проблем современного
общества.
Одна
из
позиций
образованности
–
это
понимание
необходимости быть здоровым. На современном этапе хронические
заболевания школьников стали нормой. Здоровье школьников значительно
ухудшается в результате разрушительного влияния учебного процесса на
здоровье детей.
Причины
ухудшения
здоровья:
нарушение
гигиенических
и
психогигиенических
условий;
нарушение
полноценного
отдыха;
отсутствие двигательной активности; стрессы, связанные с перегрузкой;
ошибки педтехнологий и преподавания; авторитарный стиль общения; не
применяются
знания
по
возрастной
психологии;
недостаточная
осведомленность
о валеологии (наука о сохранении и укреплении
здоровья) у преподавателей и у родителей обучающихся.
Задача школы заключается в необходимости помочь каждому
ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития,
способствовать
сохранению
и
укреплению
здоровья
ребенка,
т.е.
осуществлять
личностно-ориентированный
подход
при
обучении
и
воспитании.
На уроках математики эффективными здоровьесберегающими
технологиями
являются
те,
которые
учитывают
индивидуальные
особенности, способности учащихся и возможности школы. Одна из таких
технологий – поуровневая
дифференциация, которая предполагает
деление класса на две группы: сильную и слабую. Задания составляются с
учетом уровня группы и ни один ребенок не чувствует себя отстающим,
так как находится в группе
с одноклассниками подобными себе и
выполняют задания по силам. При этом возрастает самооценка, и ребенку
психологически более комфортно с учащимися одного уровня, чем с
учащимися более знающими, рядом с которыми он будет чувствовать себя
глупцом.
Т.е. происходит обучение каждого на уровне его возможностей и
способностей. Но использование подобных технологий предполагает
наличие возможностей в школе составлять расписание для малых групп. А,
вообще, составляя расписание по математике
необходимо учитывать
следующее: в понедельник происходит адаптация, во вторник и среду - пик
работоспособности, в пятницу и субботу – утомление, поэтому спаренные
уроки плодотворны по вторникам и средам. По времени аналогично, с 8 до
9 - адаптация, с 10 до 12 - пик работоспособности, с 13 до 16 - утомление.
Укрепить мотивацию на уроках математики способствуют задания,
несущие
не
только
математическую
информацию,
но
и
краткую
информацию по разделам программы «Здоровье». В ходе решения
подобных заданий учащиеся узнают много новых сведений о своем теле,
особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, а
также сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами
математика. Рекомендуем «Сборник заданий по математике на тему
здоровья 5-9 классы», в котором математическое содержание заданий
соответствует прохождению программы в течение учебного года. В
сборник включены разнообразные по содержанию программы «Здоровье»
и уровням сложности программы « Математика» задания, позволяющие
использовать материал на разных этапах урока.
Вызвать положительные эмоции, а также укрепить мотивацию на
уроках математики у обучающихся позволят игровые технологии в
комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий.
Чтобы
урок
проходил
плодотворно,
необходимо
помнить
следующие факты:
1) количество видов учебной деятельности должно меняться от 4 до 7,
например: опрос, письмо, чтение, слушание, решение, ответы на вопросы;
2) количество видов преподавания не менее 3-х за урок через 10-15 минут,
например: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная
часть работы обучающихся;
3)
наличие
методов,
способствующих
активизации
деятельности
обучающихся;
4) если используется ТСО, то необходимо учитывать уместность и
длительность его применения;
5) обращать внимание на позы обучающихся и их чередовать, не забывать
о физкультминутках (паузах), даже в старших классах;
6) наличие в содержании урока вопросов о здоровье и здоровом образе
жизни;
7) наличие мотивации на уроке;
8) психологический климат играет не последнюю роль;
9) наличие эмоциональных разрядов;
10) плотность урока (2-3 минуты происходит адаптация, 20-25 минут
обучающиеся включены в деятельность, 10 минут – утомление, 5 минут –
подъем);
11) темп урока.
Литература
1.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе. – М.: АПК и ПРО, 2008.
2.
Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности
ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
3.
Алимова Т. М. Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы [Текст] :
методическое пособие / В. Н. Касаткин. – М. : РОО «Образование и здоровье», 2003.
4.
Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003.