Автор: Бойченко Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 14
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание детей в игре"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание детей в игре
Бойченко Н.А.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы
ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает
формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и
привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе
которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память,
воображение,
дисциплинированность,
ловкость
и.т.д.
Кроме
того,
игра
–
это
своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного
опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии
развития.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют
творческими или сюжетно - ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях
все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности, взрослых Творческая игра
наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством
воспитания.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение
со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие
интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.
Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в
то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом
и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в
детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя
различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем,
что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится
для него более понятным.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей
полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших
условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если
он лишен увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Организовать
дружный
коллектив,
воспитать
у
детей
товарищеские
чувства,
организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми,
отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы
и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т.д.
Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для
общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто
естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети
мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием,
лепкой, конструированием и т.п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений
в жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно
увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко
поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей
связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом
процессе детского сада.
Основной путь воспитание в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы,
развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад,
школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в
зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме
могут создаваться различные сюжеты.
Игра с куклами в дочки- матери существовала во все времена. Это естественно:
семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители – самые
близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Наблюдая поведение
ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с
детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважения к родителям, к старшим,
желание заботиться о малышах.
Подавливающее большинство игр посвящено изображению труда людей разных
профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на
кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется
интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности
каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского
возраста.
Сложность
это
вызвана
двойственным
характером
переживаний
и
взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает
чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его
товарищ. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и
деятельности
людей,
способствующих
формированию
положительных
чувств
и
побуждений.
Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того,
удается
ли
связать
ее
с
трудовой
активностью
детей.
Стремление
ребенка
к
самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми
игрушками, как бы хороши они и были.
Для воспитания детей в игре очень важны также подбор готовых игрушек,
обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игры, прежде всего,
необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные
предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное,
вызывает у ребенка добрые чувства.
Игра всегда может оказаться неожиданной для педагога. Поэтому, кроме
ориентировочного
плана,
педагогу
рекомендуется
вести
ежедневный
учет
своих
достижений, трудностей, недостатков и планировать работу на каждый следующий день.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В
игровой деятельности формируется многие положительные качества ребенка, интерес и
готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.
Использованная литература
1.
Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.Л. Матусик.- М., 1983.
2.
Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца.- М., 1976.