Напоминание

"Воспитание детей в игре"


Автор: Бойченко Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 14
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание детей в игре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание детей в игре

Бойченко Н.А.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы

ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает

формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и

привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе

которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память,

воображение,

дисциплинированность,

ловкость

и.т.д.

Кроме

того,

игра

это

своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного

опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные

изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии

развития.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют

творческими или сюжетно - ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях

все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности, взрослых Творческая игра

наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством

воспитания.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение

со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие

интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в

то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом

и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в

детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя

различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем,

что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится

для него более понятным.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей

полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших

условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если

он лишен увлекательной игры.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Организовать

дружный

коллектив,

воспитать

у

детей

товарищеские

чувства,

организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми,

отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы

и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т.д.

Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для

общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто

естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети

мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием,

лепкой, конструированием и т.п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений

в жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно

увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко

поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей

связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом

процессе детского сада.

Основной путь воспитание в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы,

развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад,

школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в

зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме

могут создаваться различные сюжеты.

Игра с куклами в дочки- матери существовала во все времена. Это естественно:

семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители – самые

близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Наблюдая поведение

ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с

детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважения к родителям, к старшим,

желание заботиться о малышах.

Подавливающее большинство игр посвящено изображению труда людей разных

профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на

кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется

интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности

каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского

возраста.

Сложность

это

вызвана

двойственным

характером

переживаний

и

взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает

чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его

товарищ. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и

деятельности

людей,

способствующих

формированию

положительных

чувств

и

побуждений.

Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того,

удается

ли

связать

ее

с

трудовой

активностью

детей.

Стремление

ребенка

к

самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми

игрушками, как бы хороши они и были.

Для воспитания детей в игре очень важны также подбор готовых игрушек,

обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игры, прежде всего,

необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные

предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное,

вызывает у ребенка добрые чувства.

Игра всегда может оказаться неожиданной для педагога. Поэтому, кроме

ориентировочного

плана,

педагогу

рекомендуется

вести

ежедневный

учет

своих

достижений, трудностей, недостатков и планировать работу на каждый следующий день.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В

игровой деятельности формируется многие положительные качества ребенка, интерес и

готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.

Использованная литература

1.

Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.Л. Матусик.- М., 1983.

2.

Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца.- М., 1976.



В раздел образования