Напоминание

Внеклассная воспитательная работа и ее возможности в воспитании межнациональной толерантности младших школьников


Автор: Соломатина Дарья Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ТОГАПОУ "Педагогический колледж г. Тамбов"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Внеклассная воспитательная работа и ее возможности в воспитании межнациональной толерантности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

РАБОТА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ВОСПИТАНИИ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Соломатина Дарья Андреевна, ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.

Тамбова», г. Тамбов

Деятельность школы в первую очередь должна основываться на

воспитательном компоненте. Воспитание в школе – это подготовка ребенка к

дальнейшей жизни, развитие его интересов, отношение к окружающей среде,

общение с педагогами и родными, решение проблем самостоятельно. Все эти

общие

задачи

по

воспитанию

представляются

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

начального

общего

образования.

Сергунина Т.А. определила, что «целью воспитательной деятельности

является воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности,

склонной к овладению различными умениями и навыками, с гибкой и

быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, а также

воспитание

личности,

в

которой

гармонически

сочетается

духовное

богатство, моральная чистота и физическое совершенство» [1].

«Внеклассной работой должны быть охвачены все младшие школьники

- ведь это не только воспитание, выявление и развитие интересов, но и

приобщение к правильной организации свободного времени, к культуре

досуга. Поэтому нужны такие мероприятия, в которых в той или иной роли

участвовал бы весь или почти весь класс» [2].

Татьяна

Алексеевна

считает,

«что

внеклассное

воспитательное

мероприятие нацелено на обогащение учащихся новыми, интересными

фактами, понятиями, отражающие различные стороны жизни человека и

общества.

Проведение

внеклассных

мероприятий

способствуют

более

тесному связыванию теоретических знаний с жизнью, также оно формирует

профессиональные интересы учащихся» [5].

Роль внеклассной работы очень большая, так как она несет в себе как

воспитательную, так и образовательную функции, каждый учитель знает, что

она дает много, и в ней заложен огромнейший потенциал. Внеклассная

работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Проводимая в связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность,

рассматриваемая как один из этапов процесса обучения, направленного на

использование содержания учебного материала в повседневной практике

учащихся. Внеклассная работа углубляет знания, расширяет способы

деятельности,

создает

условия

для

реализации

индивидуальных

способностей школьников, для пробуждения интереса к самообразованию, к

самосовершенствованию и к саморазвитию личности самого обучающегося в

образовательной организации и вне ее пределов.

Различная

внеклассная

воспитательная

деятельность,

во-первых,

способствует

более

разностороннему

развитию

индивидуальных

способностей учащегося, которые не всегда получается раскрыть в урочной

деятельности. Во-вторых, вхождение младших школьников в разнообразные

виды внеклассной работы обогащает персональный опыт учащегося, его

знания о многообразии человеческой деятельности, ребёнок получает

необходимые практические умения и навыки в области межнациональных

отношений.

В-третьих,

различная

внеклассная

воспитательная

работа

содействует совершенствованию у учащихся интереса к разнообразным

видам деятельности, стремления активно участвовать в продуктивном,

поддерживаемом обществом, труде.

Салманова

Светлана

Шамсудиновна

рассуждала

о

том,

что

«внеклассная работа проводится на основе общих принципов воспитания,

которые составляют исходные начала при определении ее направления,

содержания, формам и методов. Это принципы: добровольности; связи

внеклассной и внешкольной работы с жизнью, трудом; единства и

целостности

воспитательного

процесса;

ориентация

на

ценности

и

ценностные отношения; принцип учета возрастных и индивидуальных

особенностей

детей;

Принцип

единства

воспитательных

воздействий.

Принципы

придают

внеклассной

работе

определенную

устойчивость,

одновременно открывая динамические возможности», также Светлана

Шамсудиновна отмечала, что внеклассная работа является важнейшей

составляющей воспитания личности [4].

Механизм контроля над воспитательным процессом является не только

самосовершенствованием

и

развитием

заложенных

в

человеке

интеллектуальных

и

физических

возможностей

организма,

но

и

корректированием негативных социальных отклонений в поведении и

сознании

обучающегося,

а

также

в

формировании

необходимости

непрерывного

самосовершенствования,

самореализации

физического,

умственного и нравственного потенциала [2].

Изучение возможностей внеклассной работы как средства воспитания у

школьников толерантности позволило Елене Викторовне Хоменко выделить

следующие этапы внеклассного мероприятия:

1)

познавательный;

2)

деятельностный;

3)

контрольно-оценочный [3].

Внеклассная

воспитательная

работа

предоставляет

большие

возможности для неофициального общения учеников с учителями и между

собой,

при

этом

учащимся

дается

возможность

проявлять

свою

индивидуальность, поэтому в воспитании межнациональной толерантности

она играет большую роль.

Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов в таблице 1.

Таблица 1

Этапы внеклассного мероприятия по воспитанию толерантности

п/п

Этап

Цель

Содержание

1.

Познавательный

Цель познавательного этапа – дать

учащимся

представление

об

основах

толерантного

взаимодействия

с

окружающими

людьми,

а

именно

познакомить

школьников

с

понятием

«толерантность»;

нормами,

регулирующими

нравственные

отношения в обществе; правилами

общения и толерантного поведения

с окружающими людьми.

На данном этапе ведущим методом

воспитания является метод этической

беседы

вопросно-ответное

обсуждение нравственной проблемы, в

котором

участвуют

и

педагог,

и

учащиеся.

Главное

назначение

этической беседы – «привлечь самих

школьников

к

оценке

событий,

поступков,

явлений

общественной

жизни и на этой основе сформировать

у

них

отношение

к

окружающей

действительности,

к

своим

гражданским

и

нравственным

обязанностям».

2.

Деятельностный

Цель

этапа

формирование

у

школьников устойчивой стратегии

толерантного

поведения

с

окружающими людьми; воспитание

терпимости

к

другим

людям,

мнениям,

поступкам;

доверия,

уважения,

сопереживания,

понимания,

умения

прощать,

сочувствия,

эмпатичности,

доброжелательности

и

других

толерантных черт характера.

Ведущим

методом

является

метод

этических

игр.

Воспроизведение

различных ситуационных задач и их

решение.

Таким

образом

у

детей

сложится понимание о разнообразии

жизненных

ситуаций

и

способов

выхода

из

затруднительного

положения.

3.

Контрольно-оценочный

Цель

этапа

формирование

у

школьников умений оценивать свои

поступки и поступки других людей

с позиций нравственных категорий

(добро

зло,

справедливо

несправедливо,

человечно

бесчеловечно).

На этом этапе, как и на предыдущем,

ведущим методом воспитания – метод

этических игр. Важным компонентом

игр, используемых на данном этапе,

является

моральная

дилемма

(воспитывающая

ситуация).

Иными

словами, в игре обязательно должна

быть представлена некая жизненная

ситуация,

в

которой

проверяются

сложившиеся и формируются новые

нравственные

умения,

навыки

и

привычки.

По

существу,

это

упражнения

в

условиях

ситуации

свободного нравственного выбора.

Существует

перечень

подходов

и

приёмов

воспитания

межнациональной толерантности посредством внеклассной воспитательной

работы,

содействующих

гармоничному

воспитанию

межнациональной

толерантности и коммуникации у младших школьников увеличивающих

показатель осознания культуры представителей других национальностей.

Основные методы делятся на группы:

1. Дидактические методы: просвещение, ориентирование, инструктаж.

2. Эвристические методы: проектная деятельность, диалог, рассказы

очевидцев и представителей различных этнических групп, дискуссия,

проблемное обучение, беседы.

3.

Эмпирические

методы:

ролевые

игры,

тренинги,

встречи

с

представителями других культур, просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Просмотр фильмов, посещение выставок, национальных театров,

школьные вечера, классные часы о толерантности, об особенностях

национальностей,

которые

населяют

нашу

страну,

углубление

в

исторические корни, всё это способствует обогащению жизненного опыта,

развитию творческой активности в тех или иных видах своего национального

искусства и искусства других народов.

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько

учащийся понимает важность этой категории и взаимосвязь ее с жизнью,

наблюдает ее результаты или последствия интолерантности [4].

Тамара Викторовна Финаенова определила, что «распространенное и

эффективное

средство

воспитания

толерантности

устное

народное

творчество. В нем художественно отражены воззрения народа на природу,

его житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и

творческая фантазия. Любовь к Родине – и к малой, где ты родился, и к

стране в целом – красной нитью проходит через все формы устного

народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы и

поговорки» [29].

Наиболее эффективными методами формирования межнациональной

толерантности во внеклассной работе рассматриваются те, которые не

располагают определенными рекомендациями и системой познаний, а

побуждают учащихся к разбору и мониторингу знаний и факторов. Данные

знания и факторы предоставляются учащимся посредством самостоятельной

проверки на определенных практических ситуациях межнационального

общения с дальнейшей обработкой и применением полученных знаний и

умений

для

успешного

преодоления

трудностей,

возникающих

при

межкультурном

взаимодействии.

Так

значительную

известность

приобретают такие методы как: ролевая игра, анализ ситуации, тренинг,

дискуссии,

позволяющие

напрямую

приобщиться

к

активному

взаимодействию, которое подвергается контролю со стороны специалиста.

Татьяна

Алексеевна

Сергунина

отметила,

что

«внеклассное

воспитательное мероприятие запомнится как событие в жизни учащихся,

когда оно не только правильно организовано, но и успешно проведено»

Список использованных источников

1.

Асмолов

А.Г.

Историческая

культура

и

педагогика

толерантности // Мемориал. 2007.- 61с.

2.

Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя./

А.Н.Джуринский. – М.: Просвещение, 2007.- 96с.

3.

Гасанов

З.Т.

Проблемы

воспитания

патриотизма,

дружбы

народов, веротерпимости. // Педагогика. -2001. №4. - С.24-30.

4.

Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория

и практика, проблемы. - Уфа, 2008.

5.

Педагогика межнационального общения // Уч.Пособие под

редакцией Д.И.Латышиной. М.Гардарики, 2004 - 303с.



В раздел образования