Автор: Соломатина Дарья Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ТОГАПОУ "Педагогический колледж г. Тамбов"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Внеклассная воспитательная работа и ее возможности в воспитании межнациональной толерантности младших школьников
Раздел: начальное образование
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ВОСПИТАНИИ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Соломатина Дарья Андреевна, ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.
Тамбова», г. Тамбов
Деятельность школы в первую очередь должна основываться на
воспитательном компоненте. Воспитание в школе – это подготовка ребенка к
дальнейшей жизни, развитие его интересов, отношение к окружающей среде,
общение с педагогами и родными, решение проблем самостоятельно. Все эти
общие
задачи
по
воспитанию
представляются
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
начального
общего
образования.
Сергунина Т.А. определила, что «целью воспитательной деятельности
является воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности,
склонной к овладению различными умениями и навыками, с гибкой и
быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, а также
воспитание
личности,
в
которой
гармонически
сочетается
духовное
богатство, моральная чистота и физическое совершенство» [1].
«Внеклассной работой должны быть охвачены все младшие школьники
- ведь это не только воспитание, выявление и развитие интересов, но и
приобщение к правильной организации свободного времени, к культуре
досуга. Поэтому нужны такие мероприятия, в которых в той или иной роли
участвовал бы весь или почти весь класс» [2].
Татьяна
Алексеевна
считает,
«что
внеклассное
воспитательное
мероприятие нацелено на обогащение учащихся новыми, интересными
фактами, понятиями, отражающие различные стороны жизни человека и
общества.
Проведение
внеклассных
мероприятий
способствуют
более
тесному связыванию теоретических знаний с жизнью, также оно формирует
профессиональные интересы учащихся» [5].
Роль внеклассной работы очень большая, так как она несет в себе как
воспитательную, так и образовательную функции, каждый учитель знает, что
она дает много, и в ней заложен огромнейший потенциал. Внеклассная
работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Проводимая в связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность,
рассматриваемая как один из этапов процесса обучения, направленного на
использование содержания учебного материала в повседневной практике
учащихся. Внеклассная работа углубляет знания, расширяет способы
деятельности,
создает
условия
для
реализации
индивидуальных
способностей школьников, для пробуждения интереса к самообразованию, к
самосовершенствованию и к саморазвитию личности самого обучающегося в
образовательной организации и вне ее пределов.
Различная
внеклассная
воспитательная
деятельность,
во-первых,
способствует
более
разностороннему
развитию
индивидуальных
способностей учащегося, которые не всегда получается раскрыть в урочной
деятельности. Во-вторых, вхождение младших школьников в разнообразные
виды внеклассной работы обогащает персональный опыт учащегося, его
знания о многообразии человеческой деятельности, ребёнок получает
необходимые практические умения и навыки в области межнациональных
отношений.
В-третьих,
различная
внеклассная
воспитательная
работа
содействует совершенствованию у учащихся интереса к разнообразным
видам деятельности, стремления активно участвовать в продуктивном,
поддерживаемом обществом, труде.
Салманова
Светлана
Шамсудиновна
рассуждала
о
том,
что
«внеклассная работа проводится на основе общих принципов воспитания,
которые составляют исходные начала при определении ее направления,
содержания, формам и методов. Это принципы: добровольности; связи
внеклассной и внешкольной работы с жизнью, трудом; единства и
целостности
воспитательного
процесса;
ориентация
на
ценности
и
ценностные отношения; принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей
детей;
Принцип
единства
воспитательных
воздействий.
Принципы
придают
внеклассной
работе
определенную
устойчивость,
одновременно открывая динамические возможности», также Светлана
Шамсудиновна отмечала, что внеклассная работа является важнейшей
составляющей воспитания личности [4].
Механизм контроля над воспитательным процессом является не только
самосовершенствованием
и
развитием
заложенных
в
человеке
интеллектуальных
и
физических
возможностей
организма,
но
и
корректированием негативных социальных отклонений в поведении и
сознании
обучающегося,
а
также
в
формировании
необходимости
непрерывного
самосовершенствования,
самореализации
физического,
умственного и нравственного потенциала [2].
Изучение возможностей внеклассной работы как средства воспитания у
школьников толерантности позволило Елене Викторовне Хоменко выделить
следующие этапы внеклассного мероприятия:
1)
познавательный;
2)
деятельностный;
3)
контрольно-оценочный [3].
Внеклассная
воспитательная
работа
предоставляет
большие
возможности для неофициального общения учеников с учителями и между
собой,
при
этом
учащимся
дается
возможность
проявлять
свою
индивидуальность, поэтому в воспитании межнациональной толерантности
она играет большую роль.
Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов в таблице 1.
Таблица 1
Этапы внеклассного мероприятия по воспитанию толерантности
№
п/п
Этап
Цель
Содержание
1.
Познавательный
Цель познавательного этапа – дать
учащимся
представление
об
основах
толерантного
взаимодействия
с
окружающими
людьми,
а
именно
познакомить
школьников
с
понятием
«толерантность»;
нормами,
регулирующими
нравственные
отношения в обществе; правилами
общения и толерантного поведения
с окружающими людьми.
На данном этапе ведущим методом
воспитания является метод этической
беседы
–
вопросно-ответное
обсуждение нравственной проблемы, в
котором
участвуют
и
педагог,
и
учащиеся.
Главное
назначение
этической беседы – «привлечь самих
школьников
к
оценке
событий,
поступков,
явлений
общественной
жизни и на этой основе сформировать
у
них
отношение
к
окружающей
действительности,
к
своим
гражданским
и
нравственным
обязанностям».
2.
Деятельностный
Цель
этапа
–
формирование
у
школьников устойчивой стратегии
толерантного
поведения
с
окружающими людьми; воспитание
терпимости
к
другим
людям,
мнениям,
поступкам;
доверия,
уважения,
сопереживания,
понимания,
умения
прощать,
сочувствия,
эмпатичности,
доброжелательности
и
других
толерантных черт характера.
Ведущим
методом
является
метод
этических
игр.
Воспроизведение
различных ситуационных задач и их
решение.
Таким
образом
у
детей
сложится понимание о разнообразии
жизненных
ситуаций
и
способов
выхода
из
затруднительного
положения.
3.
Контрольно-оценочный
Цель
этапа
–
формирование
у
школьников умений оценивать свои
поступки и поступки других людей
с позиций нравственных категорий
(добро
–
зло,
справедливо
–
несправедливо,
человечно
–
бесчеловечно).
На этом этапе, как и на предыдущем,
ведущим методом воспитания – метод
этических игр. Важным компонентом
игр, используемых на данном этапе,
является
моральная
дилемма
(воспитывающая
ситуация).
Иными
словами, в игре обязательно должна
быть представлена некая жизненная
ситуация,
в
которой
проверяются
сложившиеся и формируются новые
нравственные
умения,
навыки
и
привычки.
По
существу,
это
упражнения
в
условиях
ситуации
свободного нравственного выбора.
Существует
перечень
подходов
и
приёмов
воспитания
межнациональной толерантности посредством внеклассной воспитательной
работы,
содействующих
гармоничному
воспитанию
межнациональной
толерантности и коммуникации у младших школьников увеличивающих
показатель осознания культуры представителей других национальностей.
Основные методы делятся на группы:
1. Дидактические методы: просвещение, ориентирование, инструктаж.
2. Эвристические методы: проектная деятельность, диалог, рассказы
очевидцев и представителей различных этнических групп, дискуссия,
проблемное обучение, беседы.
3.
Эмпирические
методы:
ролевые
игры,
тренинги,
встречи
с
представителями других культур, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Просмотр фильмов, посещение выставок, национальных театров,
школьные вечера, классные часы о толерантности, об особенностях
национальностей,
которые
населяют
нашу
страну,
углубление
в
исторические корни, всё это способствует обогащению жизненного опыта,
развитию творческой активности в тех или иных видах своего национального
искусства и искусства других народов.
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько
учащийся понимает важность этой категории и взаимосвязь ее с жизнью,
наблюдает ее результаты или последствия интолерантности [4].
Тамара Викторовна Финаенова определила, что «распространенное и
эффективное
средство
воспитания
толерантности
–
устное
народное
творчество. В нем художественно отражены воззрения народа на природу,
его житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и
творческая фантазия. Любовь к Родине – и к малой, где ты родился, и к
стране в целом – красной нитью проходит через все формы устного
народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы и
поговорки» [29].
Наиболее эффективными методами формирования межнациональной
толерантности во внеклассной работе рассматриваются те, которые не
располагают определенными рекомендациями и системой познаний, а
побуждают учащихся к разбору и мониторингу знаний и факторов. Данные
знания и факторы предоставляются учащимся посредством самостоятельной
проверки на определенных практических ситуациях межнационального
общения с дальнейшей обработкой и применением полученных знаний и
умений
для
успешного
преодоления
трудностей,
возникающих
при
межкультурном
взаимодействии.
Так
значительную
известность
приобретают такие методы как: ролевая игра, анализ ситуации, тренинг,
дискуссии,
позволяющие
напрямую
приобщиться
к
активному
взаимодействию, которое подвергается контролю со стороны специалиста.
Татьяна
Алексеевна
Сергунина
отметила,
что
«внеклассное
воспитательное мероприятие запомнится как событие в жизни учащихся,
когда оно не только правильно организовано, но и успешно проведено»
Список использованных источников
1.
Асмолов
А.Г.
Историческая
культура
и
педагогика
толерантности // Мемориал. 2007.- 61с.
2.
Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя./
А.Н.Джуринский. – М.: Просвещение, 2007.- 96с.
3.
Гасанов
З.Т.
Проблемы
воспитания
патриотизма,
дружбы
народов, веротерпимости. // Педагогика. -2001. №4. - С.24-30.
4.
Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория
и практика, проблемы. - Уфа, 2008.
5.
Педагогика межнационального общения // Уч.Пособие под
редакцией Д.И.Латышиной. М.Гардарики, 2004 - 303с.