Автор: Илясова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лукоморье» муниципального округа город Михайловка Волгоградской области»
Населённый пункт: город Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием современной игровой технологии
Раздел: дошкольное образование
Развитие навыков общения
у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с
использованием современной игровой технологии
«Единственно настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения…».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать
только в обществе. В процессе социализации ребенок осваивает основные виды
деятельности, и первым видом социальной активности является общение.
Первый социальный опыт приобретается очень рано. Ребенок, едва появившись на
свет, уже вступает в контакт с окружающими, и эти отношения со временем все более
усложняются и преобразуются.
В последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники
испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой
даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.
Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою
симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как
показывают наблюдения, наоборот «…происходит расщепление людского общения,
растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы.»
Зачастую в семьях общение с детьми заменено просмотром всех программ по телевизору,
либо многочасовыми играми на компьютере.
Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть
несколько:
высокая тревожность
слабая социальная рефлексия
неудовлетворённая потребность в общении
низкий социальный статус ребёнка
недостаточное развитие эмоциональной сферы
различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).
А в случае, когда у ребенка затруднена коммуникативная деятельность в связи с
нарушением
речевого
развития,
процесс
межличностного
общения
ребенка
со
сверстниками имеет определенные особенности. Дети, имеющие нарушения речи, не
способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях
проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения,
переходы от импульсивного состояния к заторможенному.
Эти дети чаще всего оказываются среди «непринятых» и «изолированных». Игровые
умения, как правило, развиты слабо, игра сводится к манипуляции с предметами.
Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются
вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Также отмечается, что: речевые контакты, включенные в деятельность, сводятся к
минимуму; практическая деятельность и поведение ребенка остаются непосредственными,
невербальными; наблюдается сниженный уровень понимания того, как достичь цели,
предвидеть
возможные
препятствия
и
продумывать
пути
решения
проблемы;
обнаруживается низкий уровень эмоциональной эмпатии.
У детей с тяжелыми нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Такие дети
нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях.
Формирование коммуникативной способности — важное условие нормального
психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к
дальнейшей жизни.
Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и
целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности,
она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования
коммуникативных способностей дошкольников. В своей педагогической деятельности,
решая выше перечисленные проблемы, мы используем следующие игры на развитие
коммуникативных навыков:
1.
Слепец и поводырь
2.
Игры-ситуации
3.
Волшебные водоросли
4.
Разговор через стекло
5.
Пресс-конференция
6.
Пойми меня
7.
Без маски
8.
Волшебная коробочка
9.
Изобрази пословицу
10.
Совместная «Лепка»
11.
Вежливые слова
12.
Подарок на всех
13.
Руки знакомятся, руки
14.
ссорятся, руки мирятся
15.
Гусеница
16.
Коврик примирения
17.
Волшебная полянка
18.
Давайте поздороваемся
Все эти игры направлены на развитие коммуникативных навыков, умению
разрешать конфликты, доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению,
делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами, учитывать
интересы других детей.
Таким
образом,
данная
игровая
технология
способствовала
созданию
благоприятного
климата
для
конструктивного
общения
детей,
развитию
коммуникативных умений и навыков сотрудничества и сплочению коллектива группы.
Дети стали чаще и легче включаться в игры друг с другом, самостоятельно
организовывать различные игры, придерживаясь определенных правил, стали более
успешно разрешать возникающие конфликты, принимать помощь других и, в связи с этим
наблюдалось хорошее самочувствие детей в обществе сверстников.
2