Автор: Фролова Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: г.Туймазы
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Раздел: начальное образование
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В
ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ФРОЛОВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема
формирования безопасного поведения у младших школьников посредством
использования мультипликационных фильмов. Обосновывается эффективность
применения мультипликации как инструмента, обладающего высокой степенью
эмоционального воздействия и доступностью для восприятия детьми младшего
школьного возраста.
В статье анализируются возможности мультфильмов в создании наглядных
моделей безопасного поведения в различных ситуациях: дорожно-
транспортные происшествия, контакты с незнакомцами, пожарная
безопасность, бытовые травмы и другие. Рассматриваются критерии отбора
мультипликационных фильмов, соответствующие возрастным особенностям и
педагогическим задачам.
Представлены результаты эмпирического исследования, демонстрирующие
положительное влияние систематического использования
мультипликационных фильмов на повышение уровня знаний о безопасном
поведении и формирование соответствующих навыков у младших школьников.
Ключевые слова: мультипликация, начальная школа, безопасное поведение,
формирование навыков, младшие школьники.
Актуальность исследования.
Современная образовательная среда предъявляет повышенные требования к
формированию моделей безопасного поведения у младших школьников. В
условиях
стремительного
роста
технологического
прогресса,
изменения
социальной среды и увеличения информационных потоков, дети все чаще
сталкиваются с рисками, требующими от них не только знаний, но и
сформированных
поведенческих
стратегий.
Безопасность
становится
неотъемлемым компонентом образовательного процесса, а методические
подходы к ее преподаванию требуют адаптации к возрастным и когнитивным
особенностям младших школьников.
Одним из перспективных направлений в формировании безопасного поведения
является использование анимационных фильмов в образовательной практике.
Они позволяют наглядно и доступно демонстрировать потенциально опасные
ситуации,
способствуют
лучшему
усвоению
материала
и
создают
эмоционально вовлекающий контекст обучения. Однако, несмотря на активное
внедрение мультимедийных технологий в педагогическую практику, остается
недостаточно
изученным
вопрос
об
их
реальной
эффективности
в
формировании у детей навыков безопасного поведения.
Проблематика безопасного поведения детей исследуется в работах таких
ученых, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, рассматривающих
когнитивные и социальные аспекты обучения младших школьников. Вопросы
педагогического моделирования безопасного поведения затрагиваются в трудах
Г.А. Цукерман, И.А. Баева, Е.В. Белозерова. Исследования мультимедийных
технологий в образовательном процессе проводились такими авторами, как
Н.Ф. Талызина, А.А. Вербицкий, В.В. Рубцов. Однако до сих пор не
разработаны единые методические рекомендации по внедрению анимационных
фильмов в систему обучения безопасности, что определяет актуальность
настоящего исследования.
На основании анализа научных источников и образовательной практики
выявлены следующие противоречия:
между
необходимостью
развития
у
младших
школьников
осознанного
безопасного поведения и недостаточной результативностью традиционных
методик его формирования;
между
высокой
степенью
восприимчивости
детей
к
визуальным
и
интерактивным
форматам
обучения
и
недостаточной
разработанностью
методических рекомендаций по использованию анимационных фильмов в
образовательном процессе;
между
потребностью
в
комплексной
системе
обучения
безопасности
в
начальной
школе
и
отсутствием
научно
обоснованных
критериев оценки эффективности мультимедийных образовательных средств.
Цель исследования: Определить эффективность применения анимационных
фильмов для развития навыков безопасного поведения у младших школьников
и разработать методические рекомендации по их внедрению в образовательный
процесс.
Объект и предмет исследования: объект исследования – процесс формирования
безопасного поведения у младших школьников в образовательной среде.
Предмет исследования – использование анимационных фильмов как средства
обучения основам безопасности.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.
Провести
теоретический
анализ
существующих
подходов
к
формированию моделей безопасного поведения у младших школьников.
2.
Исследовать влияние анимационных фильмов на поведенческие
реакции и восприятие детьми ситуаций, связанных с безопасностью.
3.
Разработать
методические
рекомендации
по
интеграции
анимационных фильмов в образовательный процесс.
В исследовании впервые обоснована методическая значимость использования
анимационных
фильмов
как
инструмента
формирования
у
младших
школьников навыков безопасного поведения. Разработаны практические
рекомендации по их интеграции в образовательный процесс, что вносит вклад в
развитие инновационных технологий обучения.
Практическая значимость
Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике
для совершенствования методик обучения безопасности в начальной школе,
разработки образовательных программ и создания мультимедийного контента,
ориентированного на формирование моделей безопасного поведения у детей.
Когнитивное развитие детей 6-10 лет играет важнейшую роль в формировании
у них представлений о безопасном поведении. На этом этапе у детей
формируется восприятие окружающего мира, они учатся различать безопасные
и небезопасные ситуации. Их способность оценивать потенциальную опасность
еще только формируется, что делает необходимым структурированные
образовательные подходы для приобретения ими необходимых навыков
безопасности. По мнению И.Н. Жураевой и С.В. Савиновой, дети в этом
возрасте в значительной степени полагаются на визуальное и эмпирическое
обучение, а это значит, что уроки, подкрепленные интерактивными методами,
такими как анимационные фильмы, оказывают большее влияние на их
восприятие безопасности .
Формирование безопасного поведения у детей младшего школьного возраста -
многогранный процесс, который формируется не только под влиянием
когнитивных факторов, но и социально-психологических воздействий. Одним
из
наиболее
важных
аспектов
этого
формирования
является
роль
взаимодействия со взрослыми и сверстниками, которое помогает детям усвоить
нормы
и
правила
безопасности.
Исследования
показывают,
что
дети
приобретают значительную часть своих представлений о безопасности через
наблюдательное обучение и социальное подкрепление. По мнению И.Н.
Жураевой и С.В. Савиновой, младшие школьники с большей вероятностью
будут следовать правилам безопасности, если увидят, что они последовательно
выполняются авторитетными лицами, такими как родители и учителя
В исследовании участвовали младшие школьники (8-9лет), ученики
вторых классов. Количество участников составило 48 человек, из них 24 вошли
в экспериментальную группу, а остальные 24 – в контрольную группу.
В
экспериментальной
группе
проводились
занятия
с
использованием
мультипликационных фильмов по разработанной методике, а в контрольной
группе обучение проводилось традиционными методами.
Результаты
исследования
показали,
что
в
экспериментальной
группе
наблюдается статистически значимое повышение уровня знаний о правилах
безопасного поведения и сформированности соответствующих навыков по
сравнению с контрольной группой. В частности, учащиеся экспериментальной
группы
лучше
запоминали
правила
дорожного
движения,
знали,
как
действовать в случае пожара или при контакте с незнакомыми людьми, и
демонстрировали более ответственное отношение к собственной безопасности.
Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что
систематическое использование мультипликационных фильмов в начальной
школе способствует формированию моделей безопасного поведения у младших
школьников.
Разработанная
методика
применения
мультипликационных
фильмов,
основанная
на
принципах
наглядности,
эмоциональной
привлекательности и активного вовлечения обучающихся в обсуждение и
анализ содержания, является эффективным средством обучения безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод, что анимационные фильмы, если они
подобраны и применяются с педагогическим умыслом, представляют собой
эффективный и научно обоснованный ресурс для формирования моделей
безопасного поведения у младших школьников. Для полноценной реализации
их
формирующего
потенциала
необходима
методическая
поддержка,
структурированное внедрение и педагогическая рефлексия.
С
п
и
с
о
к
л
и
т
Список литературы
1.
Коменский Я.А. Великая дидактика. - М.: Книга по Требованию, 2012. -
288 с.
2.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат,
1975. - 304 с.
3.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс,
1999.
4.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007.