Напоминание

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Автор: Фролова Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: г.Туймазы
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В

ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ФРОЛОВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема

формирования безопасного поведения у младших школьников посредством

использования мультипликационных фильмов. Обосновывается эффективность

применения мультипликации как инструмента, обладающего высокой степенью

эмоционального воздействия и доступностью для восприятия детьми младшего

школьного возраста.

В статье анализируются возможности мультфильмов в создании наглядных

моделей безопасного поведения в различных ситуациях: дорожно-

транспортные происшествия, контакты с незнакомцами, пожарная

безопасность, бытовые травмы и другие. Рассматриваются критерии отбора

мультипликационных фильмов, соответствующие возрастным особенностям и

педагогическим задачам.

Представлены результаты эмпирического исследования, демонстрирующие

положительное влияние систематического использования

мультипликационных фильмов на повышение уровня знаний о безопасном

поведении и формирование соответствующих навыков у младших школьников.

Ключевые слова: мультипликация, начальная школа, безопасное поведение,

формирование навыков, младшие школьники.

Актуальность исследования.

Современная образовательная среда предъявляет повышенные требования к

формированию моделей безопасного поведения у младших школьников. В

условиях

стремительного

роста

технологического

прогресса,

изменения

социальной среды и увеличения информационных потоков, дети все чаще

сталкиваются с рисками, требующими от них не только знаний, но и

сформированных

поведенческих

стратегий.

Безопасность

становится

неотъемлемым компонентом образовательного процесса, а методические

подходы к ее преподаванию требуют адаптации к возрастным и когнитивным

особенностям младших школьников.

Одним из перспективных направлений в формировании безопасного поведения

является использование анимационных фильмов в образовательной практике.

Они позволяют наглядно и доступно демонстрировать потенциально опасные

ситуации,

способствуют

лучшему

усвоению

материала

и

создают

эмоционально вовлекающий контекст обучения. Однако, несмотря на активное

внедрение мультимедийных технологий в педагогическую практику, остается

недостаточно

изученным

вопрос

об

их

реальной

эффективности

в

формировании у детей навыков безопасного поведения.

Проблематика безопасного поведения детей исследуется в работах таких

ученых, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, рассматривающих

когнитивные и социальные аспекты обучения младших школьников. Вопросы

педагогического моделирования безопасного поведения затрагиваются в трудах

Г.А. Цукерман, И.А. Баева, Е.В. Белозерова. Исследования мультимедийных

технологий в образовательном процессе проводились такими авторами, как

Н.Ф. Талызина, А.А. Вербицкий, В.В. Рубцов. Однако до сих пор не

разработаны единые методические рекомендации по внедрению анимационных

фильмов в систему обучения безопасности, что определяет актуальность

настоящего исследования.

На основании анализа научных источников и образовательной практики

выявлены следующие противоречия:

между

необходимостью

развития

у

младших

школьников

осознанного

безопасного поведения и недостаточной результативностью традиционных

методик его формирования;

между

высокой

степенью

восприимчивости

детей

к

визуальным

и

интерактивным

форматам

обучения

и

недостаточной

разработанностью

методических рекомендаций по использованию анимационных фильмов в

образовательном процессе;

между

потребностью

в

комплексной

системе

обучения

безопасности

в

начальной

школе

и

отсутствием

научно

обоснованных

критериев оценки эффективности мультимедийных образовательных средств.

Цель исследования: Определить эффективность применения анимационных

фильмов для развития навыков безопасного поведения у младших школьников

и разработать методические рекомендации по их внедрению в образовательный

процесс.

Объект и предмет исследования: объект исследования – процесс формирования

безопасного поведения у младших школьников в образовательной среде.

Предмет исследования – использование анимационных фильмов как средства

обучения основам безопасности.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1.

Провести

теоретический

анализ

существующих

подходов

к

формированию моделей безопасного поведения у младших школьников.

2.

Исследовать влияние анимационных фильмов на поведенческие

реакции и восприятие детьми ситуаций, связанных с безопасностью.

3.

Разработать

методические

рекомендации

по

интеграции

анимационных фильмов в образовательный процесс.

В исследовании впервые обоснована методическая значимость использования

анимационных

фильмов

как

инструмента

формирования

у

младших

школьников навыков безопасного поведения. Разработаны практические

рекомендации по их интеграции в образовательный процесс, что вносит вклад в

развитие инновационных технологий обучения.

Практическая значимость

Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике

для совершенствования методик обучения безопасности в начальной школе,

разработки образовательных программ и создания мультимедийного контента,

ориентированного на формирование моделей безопасного поведения у детей.

Когнитивное развитие детей 6-10 лет играет важнейшую роль в формировании

у них представлений о безопасном поведении. На этом этапе у детей

формируется восприятие окружающего мира, они учатся различать безопасные

и небезопасные ситуации. Их способность оценивать потенциальную опасность

еще только формируется, что делает необходимым структурированные

образовательные подходы для приобретения ими необходимых навыков

безопасности. По мнению И.Н. Жураевой и С.В. Савиновой, дети в этом

возрасте в значительной степени полагаются на визуальное и эмпирическое

обучение, а это значит, что уроки, подкрепленные интерактивными методами,

такими как анимационные фильмы, оказывают большее влияние на их

восприятие безопасности .

Формирование безопасного поведения у детей младшего школьного возраста -

многогранный процесс, который формируется не только под влиянием

когнитивных факторов, но и социально-психологических воздействий. Одним

из

наиболее

важных

аспектов

этого

формирования

является

роль

взаимодействия со взрослыми и сверстниками, которое помогает детям усвоить

нормы

и

правила

безопасности.

Исследования

показывают,

что

дети

приобретают значительную часть своих представлений о безопасности через

наблюдательное обучение и социальное подкрепление. По мнению И.Н.

Жураевой и С.В. Савиновой, младшие школьники с большей вероятностью

будут следовать правилам безопасности, если увидят, что они последовательно

выполняются авторитетными лицами, такими как родители и учителя

В исследовании участвовали младшие школьники (8-9лет), ученики

вторых классов. Количество участников составило 48 человек, из них 24 вошли

в экспериментальную группу, а остальные 24 – в контрольную группу.

В

экспериментальной

группе

проводились

занятия

с

использованием

мультипликационных фильмов по разработанной методике, а в контрольной

группе обучение проводилось традиционными методами.

Результаты

исследования

показали,

что

в

экспериментальной

группе

наблюдается статистически значимое повышение уровня знаний о правилах

безопасного поведения и сформированности соответствующих навыков по

сравнению с контрольной группой. В частности, учащиеся экспериментальной

группы

лучше

запоминали

правила

дорожного

движения,

знали,

как

действовать в случае пожара или при контакте с незнакомыми людьми, и

демонстрировали более ответственное отношение к собственной безопасности.

Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что

систематическое использование мультипликационных фильмов в начальной

школе способствует формированию моделей безопасного поведения у младших

школьников.

Разработанная

методика

применения

мультипликационных

фильмов,

основанная

на

принципах

наглядности,

эмоциональной

привлекательности и активного вовлечения обучающихся в обсуждение и

анализ содержания, является эффективным средством обучения безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод, что анимационные фильмы, если они

подобраны и применяются с педагогическим умыслом, представляют собой

эффективный и научно обоснованный ресурс для формирования моделей

безопасного поведения у младших школьников. Для полноценной реализации

их

формирующего

потенциала

необходима

методическая

поддержка,

структурированное внедрение и педагогическая рефлексия.

С

п

и

с

о

к

л

и

т

Список литературы

1.

Коменский Я.А. Великая дидактика. - М.: Книга по Требованию, 2012. -

288 с.

2.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат,

1975. - 304 с.

3.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс,

1999.

4.

Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007.



В раздел образования