Напоминание

Детский сад и «Особые дети»


Автор: Петрова Марина Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: "Распространение собственного опыта работы"
Тема: Детский сад и «Особые дети»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону

«Детский сад №2»

-

Опыт работы учителя логопеда

Детский сад и «особые дети»

:

Составил

-

Учитель логопед

2

МБДОУ №

.

.

М В Петрова

г.Ростов-на-Дону

В статье описывается опыт работы по организация интегративного и инклюзивного

образования для детей с ОВЗ в условиях общеразвивающего ДОУ.

Последнее десятилетие 20 и начало 21 века характеризуются более внимательным отношением

государства к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Так на сегодняшний

день разработана и утверждена Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с

ограниченными возможностями здоровья. В её основе лежат принципы образовательной

политики в России, которые определены Федеральном законом «Об образовании в Российской

Федерации», государственными программами Российской Федерации «Доступная среда» на 2011

– 2015 годы и «Развитие образования» на 2020 – 2025 годы. В данных документах речь идёт о

реализации гарантированного государством права родителей (законных представителей) ребёнка

на осуществление включения детей с ОВЗ в любое дошкольные образовательные учреждения по

месту жительства не зависимо от наличия или отсутствия в них адаптированной среды.

На сегодняшний день в нашем детском саду функционируют группы: общеразвивающей,

компенсирующей направленности и 4 группы для детей с ТНР. Наряду с обычно

развивающимися дошкольниками детский сад посещают , дети с РДА, дети с ЗПР,УО дети,дети с

общим недоразвитием речи, алалией, синдромом дефицита внимания.

Так как, наиболее важными периодами развития детей-инвалидов являются младенческий,

ранний и младший дошкольный возрасты (именно в это время имеется уникальная возможность

преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения и

избежать формирования особой позиции в среде здоровых), то осуществление инклюзивного

подхода для части детей с ОВЗ начинается уже с 3 лет в группе кратковременного пребывания.

На данном этапе занятия проходят в психологическом кабинете, с набором необходимых

технических средств: сухой бассейн, массажеры и т.д. Воспитатель, психолог, логопед явились

разработчиками адаптационной программы «Развивайся, малыш!». В её основе цель методики

«Круг» — формирование у детей мотивации к участию в групповых занятиях и общению со

сверстниками. Дети посещали эту группу в течение года, где с ними занимались: психолог,

логопед и воспитатель. Специалисты наблюдали за ними, и, не навязывая новых форм,

подхватывли то, что умеет индивидуально каждый дошкольник, постепенно, обогащали,

развивали, используя игро-терапевтические формы работы. Через год эти дети поступили в

группы 12 часового пребывания.

На данном этапе инклюзивного подхода первичной становится задача выявления

индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для этого в детском саду

функционирует психолого-медико- педагогический консилиум в состав которого входят:

воспитатель к которому в группу был интегрирован дошкольник, педагог-психолог, учитель-

логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре).

Данный консилиум позволяет составить индивидуальный образовательный маршрут каждого

ребёнка с ОВЗ и избежать изолированную коррекцию отдельных параметров, отсутствие

единства в достижении целей. Полученные данные фиксируются в таблицу один раз в квартал.

Графы:

Временной интервал

Цель

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности учителя-логопеда

Содержание деятельности педагога

психолога

Содержание деятельности музыкального руководителя

Содержание деятельности инструктора по физической культуре

Содержание работы с семьёй

Ожидаемый результат

Динамика развития.

Обязательным является и включение родителей. Согласно Закону РФ «Об образовании»

родители являются первыми педагогами, а следовательно должны стать полноценными и

полноправными участниками в образовательной деятельности собственного малыша. Единство

детского сада и семьи – ключ к успеху в инклюзивном образовании. Так за этот год в рамках

инклюзивного подхода были организованы и проведены родительские собрания «Кто такой

особый ребёнок», «Дети солнца»; родительский клуб «Весёлая семейка», консультации узких

специалистов по запросу, проведение музыкальных праздников «Маленькая фея», «Новый

год»(где дети с ОВЗ являлись активными участниками). Очень эффективными являются

кратковременные просмотры видеосюжетов, которые наглядно демонстрируют особенности

применения тех или иных приёмов работы с детьми. Показывают динамику развития,

достижения каждого малыша. На данных мероприятия присутствуют родители как здоровых

детей, так и родители детей с ОВЗ.

При организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении созданы особые условия

и обеспечено грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. Узкие

специалисты проводят как групповые, так и индивидуальные занятия. При этом

основополагающим принципом является соблюдение интересов детей. Педагог, отвечающий за

сопровождение ребенка-инвалида, решает каждую проблемную ситуацию с максимальной

пользой для воспитанника. Так каждому малышу предоставлено право развиваться в своем

персональном темпе, дети с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительную

помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами.

Например, в логопедической работе любая программа адаптирована к реальному темпу и

особенностям восприятия каждого из детей с ОВЗ. Для этого она быть разбита на отдельные

блоки, выстроенные по нарастанию уровня сложности, таким образом, чтобы материал

следующего блока опирался на знания и навыки, полученные при прохождении предыдущего

блока. Время прохождения каждого блока отдельным учеником не ограничено. Переход к

следующему блоку происходит после реального усвоения ребенком материала предыдущего.

Организация совместной жизнедеятельности детей в группе инклюзивного образования

прослеживается во всех режимных моментах. Дошкольники не являются пассивными

наблюдателями, а активно учувствуют в дежурстве по группе, подготовке к занятиям и т.д. На

улице дети гуляют вместе со всеми. Поэтому участки для прогулок на территории нашего

учреждения не изолированы один от другого. К сожалению, на сегодняшний день в штате не

предусмотрены лица, закреплённые за индивидуально каждым ребёнком – инвалидом. Поэтому

во время прогулок сопровождают узкие специалисты, закреплённые за группой.

Таким образом, накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к

обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной

среды позволяет им более полно раскрыть свой потенциал, приобрести необходимые знания и

социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников, получить равные

стартовые возможности и подготовится к самостоятельной жизни в будущем.

Литература:

1.

Алфёрова Г.В. [Текст]/Новые подходы к коррекционно- развивающей работе с детьми с

ОВЗ.// Дефектология.-2001.-№3

2.

БорисоваН.В, Прушинский С.А.[Текст]/ Инклюзивное образование: право, принципы,

практика. М.,2009.

3.

Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н [Текст]/Инклюзивная практика в дошкольном образовании.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4.

Семаго Н.Я [Текст] /Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.:ТЦ Сфера,

2012.

5.

ФГОС/ [Текст]



В раздел образования