Автор: Петрова Марина Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: "Распространение собственного опыта работы"
Тема: Детский сад и «Особые дети»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону
«Детский сад №2»
-
Опыт работы учителя логопеда
Детский сад и «особые дети»
:
Составил
-
Учитель логопед
2
МБДОУ №
.
.
М В Петрова
г.Ростов-на-Дону
В статье описывается опыт работы по организация интегративного и инклюзивного
образования для детей с ОВЗ в условиях общеразвивающего ДОУ.
Последнее десятилетие 20 и начало 21 века характеризуются более внимательным отношением
государства к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Так на сегодняшний
день разработана и утверждена Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья. В её основе лежат принципы образовательной
политики в России, которые определены Федеральном законом «Об образовании в Российской
Федерации», государственными программами Российской Федерации «Доступная среда» на 2011
– 2015 годы и «Развитие образования» на 2020 – 2025 годы. В данных документах речь идёт о
реализации гарантированного государством права родителей (законных представителей) ребёнка
на осуществление включения детей с ОВЗ в любое дошкольные образовательные учреждения по
месту жительства не зависимо от наличия или отсутствия в них адаптированной среды.
На сегодняшний день в нашем детском саду функционируют группы: общеразвивающей,
компенсирующей направленности и 4 группы для детей с ТНР. Наряду с обычно
развивающимися дошкольниками детский сад посещают , дети с РДА, дети с ЗПР,УО дети,дети с
общим недоразвитием речи, алалией, синдромом дефицита внимания.
Так как, наиболее важными периодами развития детей-инвалидов являются младенческий,
ранний и младший дошкольный возрасты (именно в это время имеется уникальная возможность
преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения и
избежать формирования особой позиции в среде здоровых), то осуществление инклюзивного
подхода для части детей с ОВЗ начинается уже с 3 лет в группе кратковременного пребывания.
На данном этапе занятия проходят в психологическом кабинете, с набором необходимых
технических средств: сухой бассейн, массажеры и т.д. Воспитатель, психолог, логопед явились
разработчиками адаптационной программы «Развивайся, малыш!». В её основе цель методики
«Круг» — формирование у детей мотивации к участию в групповых занятиях и общению со
сверстниками. Дети посещали эту группу в течение года, где с ними занимались: психолог,
логопед и воспитатель. Специалисты наблюдали за ними, и, не навязывая новых форм,
подхватывли то, что умеет индивидуально каждый дошкольник, постепенно, обогащали,
развивали, используя игро-терапевтические формы работы. Через год эти дети поступили в
группы 12 часового пребывания.
На данном этапе инклюзивного подхода первичной становится задача выявления
индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для этого в детском саду
функционирует психолого-медико- педагогический консилиум в состав которого входят:
воспитатель к которому в группу был интегрирован дошкольник, педагог-психолог, учитель-
логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре).
Данный консилиум позволяет составить индивидуальный образовательный маршрут каждого
ребёнка с ОВЗ и избежать изолированную коррекцию отдельных параметров, отсутствие
единства в достижении целей. Полученные данные фиксируются в таблицу один раз в квартал.
Графы:
Временной интервал
Цель
Содержание деятельности воспитателя
Содержание деятельности учителя-логопеда
Содержание деятельности педагога
психолога
Содержание деятельности музыкального руководителя
Содержание деятельности инструктора по физической культуре
Содержание работы с семьёй
Ожидаемый результат
Динамика развития.
Обязательным является и включение родителей. Согласно Закону РФ «Об образовании»
родители являются первыми педагогами, а следовательно должны стать полноценными и
полноправными участниками в образовательной деятельности собственного малыша. Единство
детского сада и семьи – ключ к успеху в инклюзивном образовании. Так за этот год в рамках
инклюзивного подхода были организованы и проведены родительские собрания «Кто такой
особый ребёнок», «Дети солнца»; родительский клуб «Весёлая семейка», консультации узких
специалистов по запросу, проведение музыкальных праздников «Маленькая фея», «Новый
год»(где дети с ОВЗ являлись активными участниками). Очень эффективными являются
кратковременные просмотры видеосюжетов, которые наглядно демонстрируют особенности
применения тех или иных приёмов работы с детьми. Показывают динамику развития,
достижения каждого малыша. На данных мероприятия присутствуют родители как здоровых
детей, так и родители детей с ОВЗ.
При организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении созданы особые условия
и обеспечено грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. Узкие
специалисты проводят как групповые, так и индивидуальные занятия. При этом
основополагающим принципом является соблюдение интересов детей. Педагог, отвечающий за
сопровождение ребенка-инвалида, решает каждую проблемную ситуацию с максимальной
пользой для воспитанника. Так каждому малышу предоставлено право развиваться в своем
персональном темпе, дети с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительную
помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами.
Например, в логопедической работе любая программа адаптирована к реальному темпу и
особенностям восприятия каждого из детей с ОВЗ. Для этого она быть разбита на отдельные
блоки, выстроенные по нарастанию уровня сложности, таким образом, чтобы материал
следующего блока опирался на знания и навыки, полученные при прохождении предыдущего
блока. Время прохождения каждого блока отдельным учеником не ограничено. Переход к
следующему блоку происходит после реального усвоения ребенком материала предыдущего.
Организация совместной жизнедеятельности детей в группе инклюзивного образования
прослеживается во всех режимных моментах. Дошкольники не являются пассивными
наблюдателями, а активно учувствуют в дежурстве по группе, подготовке к занятиям и т.д. На
улице дети гуляют вместе со всеми. Поэтому участки для прогулок на территории нашего
учреждения не изолированы один от другого. К сожалению, на сегодняшний день в штате не
предусмотрены лица, закреплённые за индивидуально каждым ребёнком – инвалидом. Поэтому
во время прогулок сопровождают узкие специалисты, закреплённые за группой.
Таким образом, накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к
обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной
среды позволяет им более полно раскрыть свой потенциал, приобрести необходимые знания и
социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников, получить равные
стартовые возможности и подготовится к самостоятельной жизни в будущем.
Литература:
1.
Алфёрова Г.В. [Текст]/Новые подходы к коррекционно- развивающей работе с детьми с
ОВЗ.// Дефектология.-2001.-№3
2.
БорисоваН.В, Прушинский С.А.[Текст]/ Инклюзивное образование: право, принципы,
практика. М.,2009.
3.
Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н [Текст]/Инклюзивная практика в дошкольном образовании.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
4.
Семаго Н.Я [Текст] /Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.:ТЦ Сфера,
2012.
5.
ФГОС/ [Текст]