Напоминание

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда


Автор: Болотова Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО "Детский сад №34"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Полевской
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие творческих способностей детей посредством художественного

ручного труда»
«Творчество – особый вид деятельности, он в самом деле несет удовлетворение». (С. Моэм.) На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – всё это является основными факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации. По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гилфорда, Е. Торренса, Е.Богоявленской и др.), именно период от рождения ребенка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей самостоятельной жизни. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти. Период дошкольного детства – это период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно – действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. По целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений, бедность воображения) создать объективно новое ребёнок не может. Л. С. Выготский писал, что творческая деятельность, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответствует своя форма творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - писал В. А. Сухомлинский. Однако творчество не приходит к детям, по какому - то наитию,
творчеству надо учить. Одной из форм развитие художественно – творческих способностей детей - выполнения поделок из различных материалов. Для полноценного развития и формирования художественно – творческих способностей просто создавать, поделки мало, для этого необходимо соблюсти некоторые условия. А именно:  формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;  развивать способность к альтернативным решениям, закреплять навыки и умения вариативного изображения;  обучать техническим приемам и способам изображения;  развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.  воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить. Кроме этого необходимо создать «специальные» условия, которые стимулировали бы детское творчество, а это:  создание у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;  формирование у ребёнка внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки его творческих начинаний;  наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением деятельности ребёнка, представлений об окружающем мире. Дети 3- 4 лет начинают учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни. Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественно- творческой деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Большой положительный эффект в этом возрасте дает работа с пластилином, которая способствует развитию фантазии, творческой индивидуальности детей. В развитии творческих способностей у детей среднего возраста происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают поделки, но и дополняют выдуманное различными деталями. Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно- творческая деятельность. Аппликации дети выполняют из более мелких частей. Здесь можно усложнить работу с пластилином, предложив детям рисовать пластилином. Ребята с удовольствием делают
картины для украшения интерьера. Работы получаются яркими, результатами довольны все. Творческие задания с радостью выполняются детьми, а эффективная мотивация выступает как стимул к творчеству. Особенностью детей этого возраста является развитие способности к моделированию пространственных объектов через построение цвета - ритмической структуры изображения. Детей можно познакомить с ещё одним видом художественного творчества – изонитью. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Вначале дети изготавливают простые поделки: закладки, вазы, домики и др. Достоинство работы изонити в том, что изображение выполняется довольно просто, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможность исправить работу на любой стадии, не повредив её. Ниткография позволяет практически сразу получить «рисунок» высокого качества и художественной привлекательности. Техника изонити тренирует дизайнерское видение: умение выбирать и распределять элементы узора, подбирать цвета, придумывать композиционные решения изображения. К концу старшей группы дети уже хорошо знают, что они хотят сделать, следуют к своей цели, преодолевая препятствия, становятся способным изображать всё, что вызывает у них интерес. Дети овладевают приемами создания художественного образа. Могут использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать простейшие композиции. В подготовительной группе можно перейти к творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы используются натурные наблюдения, литературный материал, фотоальбомы, экскурсии в природу. Дети проявляют высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов и параллельно знакомятся с новыми техниками работы по ручному труду: пуантилизмом (точечное изображение картин), мозаикой из маленьких квадратиков, аппликацией из яичной скорлупы, плетение волшебных ковриков и пр. Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность. Если атмосферу детского творчества поддерживают родители ,у детей появляется желание заниматься любимым делом и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей также проводиться ряд консультаций по
вопросам организации этой деятельности, устраиваются выставки детских работ. Стенды регулярно обновляются к праздникам и сезонно. Дети и взрослые видят плоды своей деятельности, что дает им толчок к новым поискам, открывает простор для творческой деятельности. Таким образом, знакомя детей с разными видами творческой деятельности можно развивать их творческие способности, поддерживать интерес к деятельности, формировать учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.


В раздел образования