Автор: Жигунова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУКО "Полотняно-Заводской ДДСО"
Населённый пункт: Калужская область, Дзержинский район, деревня Старки
Наименование материала: мини-проект
Тема: "Развивашка" на тему "Складывание одежды на своей полке"
Раздел: дополнительное образование
Жигунова Оксана Александровна. Воспитатель.
Мини проект «Развивашка» на тему «Складывание одежды на своей полке» Апробирован 2024-2025 год.
Актуальность.
Выбранная мною тема проекта актуальна. У Саши тяжёлая умственная отсталость.
Из-за типичных для данного нарушения особенностей развития большую трудность представляет освоение социально-
бытовых
навыков.
Поэтому
есть
необходимость
привития
привычки
к
ежедневному
выполнению
навыков
самообслуживания. А также систематизировать и направить работу на формирование этих навыков. Но работа
осложняется тем, что у Саши периодически бывает отказ от поставленных перед ним задач в форме агрессии. Такая
форма отклоняющего поведения, характеризующаяся враждебными действиями, направленными на окружающих
(сверстники, взрослые). Чаще всего мальчик предпочитает однообразие (быт, игры) и не умеет взаимодействовать
(сверстники, окружающий мир).
На данный момент уровень сформированности у Саши навыков самообслуживания следующий: поручения выполняет
под руководством и значительной помощью. Расстёгивает, застёгивает застёжки на «липучках». Пользуется ложкой,
вилкой, салфеткой. Самостоятельно моет руки, лицо. Чистит зубы со значительной помощью взрослого. Знает своё место
в столовой, свою кровать. Знает свой шкаф для одежды. Но не владеет навыками складывания одежды на своей полке.
Планирую сформировать у Саши привычку складывать предметы одежды на своей полке и поддерживать порядок.
Для достижения цели использовала следующие технологии: применила арт-терапию, а именно песочную. Песочная
терапия-метод психотерапии, со стороны выглядит как игры с песком, чем по сути является. Только эти игры со
смыслом. Автор песочной терапии, швейцарский психотерапевт Дора Мария Калф (родилась 21 декабря 1904 г. в
Швейцарии), характеризует метод как особенный способ взаимодействия с миром, возможность лучше принять себя,
решить разнообразные психологические проблемы. Игра с песком-это естественная и доступная для каждого ребёнка
форма деятельности. Проигрывание ситуаций с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из
песка, ребёнок освобождается от напряжения. Применение песочной терапии помогает стабилизировать состояние;
уменьшить эмоциональное возбуждение; убрать симптомы невротического расстройства; снизить уровень тревожности.
Создание положительного фона, развитию тактильных ощущений. Ведь ребёнок в спокойном состоянии способен
воспринимать больше информации нежели в беспокойном и возбудимом.
Цель: обучить складывать предметы одежды на своей полке.
Задачи:
- открыл шкаф, показал свою полку;
- узнал и назвал два вида одежды;
- взял футболку с полки, сложил футболку;
- взял футболку с полки, сложил футболку, убрал на полку;
- взял брюки с полки, сложил брюки;
- взял брюки с полки, сложил брюки, убрал на полку.
Ожидаемый результат:
Складывание одежды на своей полке. Что в дальнейшей жизни мальчика положительно отразится на его социально-
бытовой сфере.
Обеспечение проекта.
- сделано два деревянных подноса размером 60х70х10 (пространство, которое легко может быть охвачено взглядом);
- сделана стойка (продукт к проекту) для отражения уровня успеха по проекту;
- собраны необходимые игрушки для игр в песке;
- приготовлен специальный песок (просеян, просушен).
Этап
Содержание
Ответственный
Сроки
Подготовительный
-
подготовка
образовательной
среды
(подбор
оборудования,
коррекционных
упражнений,
подбор
мелких игрушек Интернет-ресурсы);
-разработка
индивидуального
плана
работы
(коррекционные упражнения и игры с песком);
-обеспечение
проекта
специальным
оборудованием
(подносы, стойка, песок).
01.09.2024-
04.12.2024
Основной
- выполнение плана работы с ребёнком, для решения
поставленных задач.
04.12.2024-
30.05.2025
Заключительный
- подведение итогов; презентация.
30.05.2025
ПРОДУКТ К МИНИ ПРОЕКТУ
МОТИВАЦИОННЫЙ СТИМУЛ – это приз или поощрение, которое будет ребенок в случае успешного выполнения
задания. Зачем нужен мотивационный стимул? Побудить ребёнка к сотрудничеству, помочь ему в формировании навыков
социальной адаптации и навыков учебного поведения. В качестве мотивационных стимулов могут выступать продукты,
игрушки, различные действия (прыжки, просмотр мультфильмов, сенсорные ощущения (объятия, поглаживания). В
моём случае мотивационным стимулом будут сладости (сок, печенье или конфета).
Разработан план работы по проекту:
Дата
Задача
Форма индивидуального подхода к бучению (методические
приёмы)
Подкрепляющие
стимулы
(предметы
мотивации)
Ответственный за реализацию
Октябрь.
1-ая неделя
2-ая неделя
3-ая неделя
4-ая неделя
Открыл шкаф, показал свою полку.
Арт-терапия. Песочная терапия.
Напоминание. Показ.
Игры и упражнения по погружению рук в песок.
Цель: развивать фантазию, сенсорное развитие, учить принимать
помощь.
Упражнение:
«Добрый день Песчинка!»
Цель: снять напряжение, знакомить со свойствами сухого песка,
корректировать мелкую моторику.
Песочная анимация на специальных столах с подсветкой
увлекает своей необычностью.
Игра:
«Я пеку, пеку, пеку»
Цель:
знакомство
со
свойствами
мокрого
песка,
развитие
координации движений, моторики рук.
Игра «Путешествие на поезде»
Указатель
с
задачами,
ручные
жесты:
большой
палец,
направленный
вверх
(положительные
эмоции),
большой
палец
вниз (неодобрение, неприятие и неудача).
Коробочка сока.
Указатель
с
задачами,
ручные
жесты.
«Волшебный песок».
Печенье.
Указатель
с
задачами,
ручные
жесты.
«Волшебный песок».
Конфета. Стол с подсветкой (Г. Н. Жукова)
Указатель с задачами, ручные жесты.
Формочки для выпечки. Сок.
Жигунова О. А.
Ноябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-ая неделя
4-ая неделя
Узнал и назвал два вида одежды
(футболка, брюки).
Арт-терапия. Песочная терапия.
Напоминание. Показ.
Игровое упражнение:
«Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление.
Песочная анимация на специальных столах с подсветкой
увлекает своей необычностью.
Упражнение:
«Необычные следы»
Цель: развивать тактильные ощущения, корректировать мелкую
моторику, воображение (Например, «идут медвежата» (кулачками);
«прыгают зайчики» (пальчиками).
Упражнение:
«Зоопарк»
Цель: найти в песке животных (верблюд, зебра и др.).
Игра «Путешествие на поезде»
Указатель
с
задачами,
ручные
жесты:
большой
палец,
направленный
вверх
(положительные
эмоции),
большой
палец
вниз (неодобрение, неприятие и неудача).
Сок.
Указатель с задачами, ручные жесты.
Конфета. Стол с подсветкой (Г. Н. Жукова)
Указатель с задачами, ручные жесты. Сок.
Указатель
с
задачами,
ручные
жесты.
Миниатюрные фигурки, игрушки из киндер-
сюрпризов. Конфета Чупа-чупс.
Жигунова О. А.
Декабрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-ая неделя
4-ая неделя
Взял футболку с полки, сложил футболку.
Арт-терапия. Песочная терапия.
Напоминание. Показ.
Упражнение:
«Ползут змейкой»
Цель: расслабленными /напряжёнными пальцами рук ребёнок делает
поверхность песка волнистой (в разных на направлениях).
Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает
своей необычностью.
Игра:
Прокати машинку по песку»
Цель: развивать тактильные ощущения, корректировать мелкую моторику.
Упражнение:
«В гостях у Песочной Феи»
Цель: поиск золотой рыбки, корректировать мелкую моторику пальцев
рук.
Игра «Путешествие на поезде»
Указатель с задачами, ручные жесты: большой
палец,
направленный
вверх
(положительные
эмоции),
большой
палец
вниз
(неодобрение,
неприятие и неудача).
Коробочка сока.
Указатель с задачами, ручные жесты.
Конфета Чупа-чупс..Стол с подсветкой (Г. Н.
Жукова)
Указатель с задачами, ручные жесты. Печенье.
Указатель с задачами, ручные жесты. Конфета
Чупа-чупс.
Жигунова О. А.
Январь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-ая неделя
4-ая неделя
Взял футболку с полки, сложил футболку,
убрал на полку.
Арт-терапия. Песочная терапия.
Напоминание. Показ.
Упражнение:
«Найди камешек»
Цель: развивать тактильные ощущения.
«Игры и упражнения по погружению рук в песок»
Цель: развивать фантазию, учить принимать помощь.
Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает
своей необычностью.
Упражнение:
«Отпечаток наших рук»
Цель: учить совместному действию.
Игра «Путешествие на поезде»
Указатель с задачами, ручные жесты: большой
палец,
направленный
вверх
(положительные
эмоции),
большой
палец
вниз
(неодобрение,
неприятие и неудача).
Печенье.
Указатель с задачами, ручные жесты. Конфета.
Указатель с задачами, ручные жесты.
Конфета Чупа-чупс.. Стол с подсветкой (Г. Н.
Жукова)
Указатель с задачами, ручные жесты. Сок.
Жигунова О. А.
Февраль
1-ая неделя
2-ая неделя
3-ая неделя
4-ая неделя
Взял брюки с полки, сложил брюки.
Арт-терапия. Песочная терапия.
Напоминание. Показ.
Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает
своей необычностью.
Упражнение: «Песочный дождь»
Цель: знакомить со свойствами сухого песка, корректировать мелкую
моторику.
Упражнение: «Прятки»
Цель: закапать и найти фигурки в песке, корректировать мелкую
моторику.
Игры и упражнения по погружению рук в песок.
Цель: развивать фантазию, сенсорное развитие, учить принимать помощь.
Игра «Путешествие на поезде»
Указатель с задачами, ручные жесты: большой
палец,
направленный
вверх
(положительные
эмоции),
большой
палец
вниз
(неодобрение,
неприятие и неудача).
Конфета Чупа-чупс..Стол с подсветкой (Г. Н.
Жукова)
Указатель с задачами, ручные жесты. Сок.
Указатель с задачами, ручные жесты. Конфета.
Указатель с задачами, ручные жесты. Печенье.
Жигунова О. А.
Май
1-ая неделя
2-ая неделя
3-ая неделя
4-ая неделя
Взял брюки с полки, сложил брюки, убрал
на полку.
Арт-терапия. Песочная терапия.
Напоминание. Показ.
Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает своей
необычностью.
Упражнение:
«На песок посмотри-из песка сказка покажись»
Цель: закрепление сказок, через игровую деятельность, корректировать
память, мелкую моторику.
«Игры и упражнения по погружению рук в песок»
Цель: развивать фантазию, учить принимать помощь.
Упражнение:
«Мы создаём мир!»
Цель: развитие и расширение представлений об окружающем мире.
Игра «Путешествие на поезде»
Указатель с задачами, ручные жесты: большой
палец,
направленный
вверх
(положительные
эмоции),
большой
палец
вниз
(неодобрение,
неприятие и неудача). Стол с подсветкой
(Г. Н. Жукова) Сок.
Указатель с задачами, ручные жесты.
Миниатюрные
фигурки,
игрушки
из
киндер
сюрпризов. Киндер – сюрприз.
Указатель с задачами, ручные жесты.
Миниатюрные
фигурки,
игрушки
из
киндер
сюрпризов. Печенье.
Указатель с задачами, ручные жесты.
Миниатюрные
фигурки,
игрушки
из
киндер
сюрпризов. Киндер – сюрприз.
Задачи
Октябрь
1 неделя
09.10.24 г.
(Среда)
2 неделя
15.10.24 г.
(Вторник)
3 неделя
24.10.24 г.
(Четверг)
4 неделя
30.10.24 г.
(Среда)
1. Открыл шкаф, показал свою
полку.
2,5
Постоянная помощь
словами и действиями
1
Минимальная помощь
словами или жестами
0,5
Косвенная подсказка
0
Помощи не требуется
1.
Узнал и назвал два
вида одежды (футболка,
брюки)
Ноябрь
1 неделя
05.11.24г.
(Вторник)
2 неделя
14.11.24 г.
(Четверг)
3 неделя
20.11.24 г.
(Среда)
4 неделя
26.11.24 г.
(Вторник)
2,5
Постоянная помощь
словами и действиями
1
Минимальная помощь
словами или жестами
0,5
Косвенная подсказка
0
Помощи не требуется
Задачи
Декабрь
1 неделя
05.12.24 г.
(Четверг)
2 неделя
11.12.24 г.
(Среда)
3 неделя
17.12.24 г.
(Вторник)
4 неделя
26.12.24 г.
(Четверг)
1. Взял футболку, сложил
футболку.
5
Руководство
5
Руководство
2,5
Постоянная помощь
словами и действиями
2,5
Постоянная помощь
словами и действиями
1. Взял футболку, сложил
футболку, убрал на полку.
Январь
1 неделя
2 неделя
16.01.25 г.
(Четверг)
3 неделя
23.01.25 г.
(Четверг)
4 неделя
30.01.25 г.
(Четверг)
(Саша Ф.
отсутствует)
2,5
Постоянная помощь
словами и действиями
2,5
Постоянная помощь
словами и действиями
2
Периодическая помощь
словами или жестами
1. Взял брюки, сложил брюки.
Февраль
1 неделя
06.02.25 г.
(Четверг)
2 неделя
12.02.25 г.
(Среда)
3 неделя
18.02.25 г.
(Вторник)
4 неделя
27.02.25 г.
(Четверг)
5
Руководство
5
Руководство
2,5
Постоянная помощь
словами и действиями
2,5
Постоянная помощь
словами и действиями
Задачи
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1. Взял брюки, сложил брюки, убрал
на полку.
2,5
Постоянная помощь словами
и действиями
2,5
Постоянная помощь
словами и действиями
2
Периодическая помощь словами
или жестами
Периодическая помощь
словами или жестами
ШКАЛА ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (Федирко Саши 15 лет)
0
Помощь не требуется
Не требуется помощи, чтобы воспитанник начал, продолжил или завершил выполнение задачи (или конкретного этапа задачи, который вы
оцениваете). Воспитанник последовательно выполняет задачу (или этап) самостоятельно.
0,5
Косвенная подсказка
Воспитанник начал выполнять задачу по безличному обращению ко всей группе, без обращения лично к нему или по косвенной подсказке
лично ему, без указания конкретного действия, которое он должен выполнить.
1
Минимальная помощь словами или жестами
Для того, чтобы воспитанник начал, продолжал или завершил выполнение задачи (или ее этап) требуется 1 или 2 указания словами или
жестами (от рекомендации начать выполнение задачи до словесной инструкции). Какой либо физической помощи не требуется. Возможно
использование визуальной инструкции.
2
Периодическая помощь словами или жестами
Более двух вербальных или невербальных (жестами) указаний, которые побуждают воспитанника начать, продолжать или выполнять задачу,
но не руководят всеми его действиями на протяжении решения им задачи или ее конкретного этапа.
2,5
Постоянная помощь словами и действиями
Весь процесс выполнения воспитанником оцениваемого действия сопровождается словами или жестами со стороны взрослого, нет ни одного
этапа, который бы воспитанник выполнил без помощи взрослого.
3
Минимальная физическая помощь
Одно или два физических воздействия , которые побуждают воспитанника начать, продолжить или завершить выполнение задания, но не
руководят всеми его действиями на протяжении решения им задачи или ее конкретного этапа.
4
Периодическая физическая помощь
Больше, чем два физических воздействия, которые побуждают воспитанника начать, продолжить или выполнить задание, но не руководят
всеми его действиями на протяжении решения им задачи или ее конкретного этапа.
5
Руководство
Физическое воздействие необходимо, чтобы воспитанник выполнил всю задачу или тот ее этап, который вы оцениваете (рука в руке, в
течение всего оцениваемого действия).
6
Неспособность или Командная работа
Воспитанник не может выполнить задачу (или конкретный ее этап, который вы оцениваете), поэтому оно должно быть завершено другим
лицом. Или он выполняет задачу вместе с вами (часть действия выполняется полностью взрослым без участия ребенка).
-
Не наблюдается
Задача (или часть), как представляется, завершена, но не было свидетеля (то есть пользование туалетом, душем, или когда закрыта дверь, или
когда другой человек не присутствовал)
Октябрь Открыл шкаф, показал свою
полку
Ноябрь Узнал и назвал два вида одежды
(футболка, брюки)
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
2,5
2,5
1
1
0,5
0,5
0
0
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Декабрь Взял футболку, сложил футболку
Январь Взял футболку, сложил футболку,
убрал на полку
Февраль Взял брюки, сложил брюки
0
1
2
3
4
5
6
5
5
5
2,5
5
2,5
2,5
2,5
2,5
2
2,5
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Май Взял брюки, сложил брюки, убрал на
полку
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
2,5
2,5
2
2
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя