Автор: Вишневская Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №147 "
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Как и о чем говорить с ребенком?"
Раздел: дошкольное образование
«Как и о чем говорить с ребенком ?»
Умеет ли ваш ребенок общаться? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про
свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка
фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему
необходимы в школе.
Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному
пониманию помогают мимика, жесты, интонация.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и
переживаниями
с
близкими.
В
семье
эту
потребность
можно
удовлетворить
через
индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение,
так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и
вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают
про его досуг и друзей. Дошкольники постепенно привыкают к таким разговорам и в
дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не
будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово — и
он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же
предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи.
Темы для бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о
понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня,
игрушки, космос, книжки и сказки и т.д. Беседы должны проходить в непринужденной форме.
Ребенок, рассказывая о своих дневных делах, учится вспоминать, связывать предложения. В
дальнейшем он будет сам просить вас послушать про его дела. Как ни странно, вопросы из
серии «Где ты испачкал куртку?» или «Почему ты меня обманул?» не очень располагают к
беседе. Есть список более дружественных тем:
Как прошел день?
Что было интересного? Что придумали?
Что вкусного было на обед?
Во что играли? Научишь? Объясни правила.
С кем ты подружился?
Разговаривая со своим чадом, не нужно разыгрывать из себя учителя с большой буквы.
Ребенок — такая же личность, как и вы. Только у него меньше жизненного опыта. И в этом
большой плюс. Ни один взрослый человек не будет вас слушать с таким вниманием. Так что
постарайтесь быть интересным собеседником.
Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать
игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает
взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».
Ребенок. Добрый день.
Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?
Ребенок. С вами разговаривает Оля.
Взрослый. Оля, мама дома?
Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.
Многие взрослые хотят знать, о чем нельзя говорить с ребенком, так как опасаются
нарушить некие табу. Однако психологи уверены, что запретных тем для общения с детьми нет.
Просто нужно использовать средства коммуникации, понятные ребятам. Они очень любят
своих родителей и с удовольствием слушают их рассказы о работе и любые другие. Первые
знания о строении мира, законах природы дети должны получать в семье.
На 6-м году жизни диалогической речи уже недостаточно, и ребенок сам старается
рассказывать
сказки,
передать
содержание
просмотренных
фильмов,
т.е.
пользуется
монологической речью.
Монолог — речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание
действий, связность рассказа.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют
последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у
некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители,
перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей.
До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками,
качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по
серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...),
придумывать сказки на заданную тему.
Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки:
мишутка, кукла, машинка, тарелка. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует
рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»
После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три
предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и
картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать
ребенку вопросами.
Старший
дошкольник
должен
самостоятельно составлять загадки-описания о
предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать,
какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же.
Как научить связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет
сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками.
После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре
спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по
картинке.
Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий
вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например,
со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети
тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на
санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную
бабу. Веселые зимние развлечения у детей».
Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или
дедушка. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.