Напоминание

"Как и о чем говорить с ребенком?"


Автор: Вишневская Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №147 "
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Как и о чем говорить с ребенком?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Как и о чем говорить с ребенком ?»

Умеет ли ваш ребенок общаться? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про

свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка

фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему

необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному

пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и

переживаниями

с

близкими.

В

семье

эту

потребность

можно

удовлетворить

через

индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение,

так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и

вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают

про его досуг и друзей. Дошкольники постепенно привыкают к таким разговорам и в

дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не

будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово — и

он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же

предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи.

Темы для бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о

понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня,

игрушки, космос, книжки и сказки и т.д. Беседы должны проходить в непринужденной форме.

Ребенок, рассказывая о своих дневных делах, учится вспоминать, связывать предложения. В

дальнейшем он будет сам просить вас послушать про его дела. Как ни странно, вопросы из

серии «Где ты испачкал куртку?» или «Почему ты меня обманул?» не очень располагают к

беседе. Есть список более дружественных тем:

Как прошел день?

Что было интересного? Что придумали?

Что вкусного было на обед?

Во что играли? Научишь? Объясни правила.

С кем ты подружился?

Разговаривая со своим чадом, не нужно разыгрывать из себя учителя с большой буквы.

Ребенок — такая же личность, как и вы. Только у него меньше жизненного опыта. И в этом

большой плюс. Ни один взрослый человек не будет вас слушать с таким вниманием. Так что

постарайтесь быть интересным собеседником.

Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать

игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает

взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

Ребенок. Добрый день.

Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

Ребенок. С вами разговаривает Оля.

Взрослый. Оля, мама дома?

Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

Многие взрослые хотят знать, о чем нельзя говорить с ребенком, так как опасаются

нарушить некие табу. Однако психологи уверены, что запретных тем для общения с детьми нет.

Просто нужно использовать средства коммуникации, понятные ребятам. Они очень любят

своих родителей и с удовольствием слушают их рассказы о работе и любые другие. Первые

знания о строении мира, законах природы дети должны получать в семье.

На 6-м году жизни диалогической речи уже недостаточно, и ребенок сам старается

рассказывать

сказки,

передать

содержание

просмотренных

фильмов,

т.е.

пользуется

монологической речью.

Монолог — речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание

действий, связность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют

последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у

некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители,

перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей.

До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками,

качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по

серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...),

придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки:

мишутка, кукла, машинка, тарелка. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует

рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»

После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три

предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и

картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать

ребенку вопросами.

Старший

дошкольник

должен

самостоятельно составлять загадки-описания о

предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать,

какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же.

Как научить связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет

сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками.

После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре

спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по

картинке.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий

вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например,

со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети

тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на

санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную

бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или

дедушка. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.



В раздел образования