Автор: Мацько Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №233"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание детей
дошкольного возраста
Мацько Наталья Владимировна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Не зря великие прежде всего о нравственности заботились – основе
культуры и науки. А если нравственные критерии теряются – то, что
сегодня происходит, - это приводит к громадным потерям и даже угрозе
для общества.
Василий Лановой
Нравственное воспитание дошкольников – целенаправленная
деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств,
этических представлений, привития норм и правил поведения,
определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе,
обществу.
Главная цель нравственного воспитания - формирование нравственно
устойчивой цельной личности.
Задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников:
•
Формирование начал патриотизма и гражданственности;
•
Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к культурному наследию своего народа;
•
Уважение к своей нации и понимание своих национальных
особенностей;
•
Формирование чувства собственного достоинства как представителя
своего народа и уважения к представителям других национальностей;
•
Формирование положительных, доброжелательных, коллективных
взаимоотношений (сочувствие, сопереживание), коммуникативных
способностей (дружелюбие в общении с окружающими,
взаимопонимание и искренность, уважение к личности,
эмоциональный контакт.);
•
Воспитание уважительного отношения к труду.
В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная
работа, направленная на всесторонне развитую личность. Подготавливая
новое поколение к жизни, труду, педагоги учат детей быть скромными,
честными, принципиальными, любить родину, уметь трудиться, сочетать к
себе чуткость и заботливое отношение к людям и природе.
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все
человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого
собственные наблюдение, умозаключения, подражание взрослым.
Cреди средств духовно-нравственного воспитания дошкольников выделяют
несколько групп:
1) Патриотическое воспитание
В группе ведётся большая работа по патриотическому воспитанию, дети
знают название страны, столицу, президента, своего города. Проведение
утренников, бесед, развлечений, помогают нашим детям узнать об истории
нашей страны, гордиться ей. (9 мая, 23 февраля, день России, день флага
России)
2) ЗОЖ
В дошкольном возрасте формируется фундамент, отношение к себе, к своему
здоровью, внешнему виду, а это и есть платформа ЗОЖ. В группе регулярно
проводятся утренние гимнастики, физ-занятия, подвижные игры, спортивные
мероприятия. Все это способствует укреплению детей, здоровый ребенок – в
будущем, здоровый гражданин нашей страны (день Ивана Купалы,
велосипедная гонка, веселые старты, мой весёлый звонкий мяч)
3) Коммуникативное воспитание
Наша группа объединяет братьев и сестер, очень важно сохранить
родственные отношения между детьми, старшие дети заботятся о младших,
помогают им, становятся примером для подражания. Во время игры, дети
учатся общаться, договариваться, придумывать сюжет, делиться игрушками,
играть не ссорясь, это положительно влияет на развитие личности ребёнка.
4) Игровая деятельность
Свободные игры в группе, инсценировки, настольные игры, подвижные игры
– варианты воздействия на психо-эмоциональную сферу ребёнка, в ходе
общения дети получают опыт межличностного взаимодействия,
построенного на уважении друг друга, берут пример, учатся контактировать,
оценивать свои и чужые поступки с позиции морали
5) Искусство
Художественно изобразительные средства положительно влияют на развитие
личности ребёнка. К ним относятся книги, занятия по рисованию,
музыкальные занятия, просмотр поучительных мультфильмом,
рассматривание картин, все это положительно влияет на эмоциональную
сферу воспитанников, формирует моральные представления. Музыка
является одним из важнейших средств наполнения и развития детской души.
Она учит чувствовать, переживать, прививает вкус и воспитывает
благородство души, песня раскрывает красоту русского народа, народные
образы, духовный опыт многих поколений. Движение в народных танцах
демонстрируют дружбу, смелость, удоль, чувство собственного достоинства,
обстановка праздников, утренников помогают ребёнку выплеснуть свою
энергию, свои мысли и эмоции
6) Взаимодействие с природой
Обращение к природе и её проявлением, наблюдением за животными, все это
вызывает восхищение у детей, жалость, желание заботиться, воспитывают в
ребёнке гуманную личность.
7) Фольклор
Фольклор – народная педагогика, сложенные веками традиции, наполнены
лучшими чувствами добродушия, трудолюбия, гостеприимства, почитания
родителей, уважение к природе, соблюдение ЗОЖ (Сказки, потешки,
прибаутки, колыбельные, русские народные песни и хороводы, игры)
8) Труд
Поручения, ухаживания за цветами, сервировка стола, уборка игрушек, все
это способствует воспитанию детей, чувства уважения к труду. Экскурсии по
дому ребёнку и ближ объектам общественной жизни, помогают детям
уважительно относиться к труду взрослых.
Лего – конструирование и образовательная робототехника — это новая
педагогическая технология, актуальна в условиях внедрения федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Работая с конструктором LEGO индивидуально, парами, или в командах,
воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании
моделей, обсуждать проекты, идеи возникающие во время работы;
обучаются умению работать совместно (решать проблемы в группах,
проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и
дискуссию, принимать точку зрения другого человека); у них формируются
позитивные установки к различным видам труда и творчества т.д.
Совместная и индивидуальная творческопродуктивная деятельность
развивает способность к самопознанию, формированию положительной «я –
концепции». ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре;
прививает детям интерес к конструированию, проектно-исследовательской
деятельности, а в будущем и к робототехнике.
Использование ЛЕГО — конструирования способствует и речевому
творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя,
обыгрывая его делает выводы что такое хорошо, или плохо.
При конструировании техники военных лет, технику для спасателей и для
охраны границ нашей Родины, полевую кухню и даже парад Победы
воспитывается чувство патриотизма, активной гражданской позиции,
сопричастности к героической истории Российского государства,
формируются человеческие устои, понимание добра и зла.
Конструктор лего можно использовать как инвентарь для занятий,
подвижных, сюжетно-ролевых игр. Цель - воспитание физически развитого
человека, ведущего здоровый образ жизни, соблюдающего правила личной
гигиены, способного в полной мере проявить себя во всех сферах жизни.
При конструировании по темам «Животные разных климатических зон»
«Путешествие в заповедник», «Чудесный парк». и т.п. прививается любовь к
родному краю, к родной природе и бережное отношение к ней. Где целью
является: воспитание этического, нравственного и практического отношения
к окружающей среде, ответственности за ее сохранение; умения вести себя в
ней в соответствии с общепринятыми нормами. Применение Лего-
конструктора, и робототехники, как эффективное средство в духовно-
нравственном воспитании, помогают получить детей которые:
- дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты
миру и людям;
- обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать
творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются
нестандартных ситуаций, с интересом ищут и находят их решение;
- самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
- способны к изменению самих себя.
Список используемых источников:
1.Авдулова Т.П. «Нравственное становление личности дошкольника»
2. Комарова О.А. «Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка»