Автор: Данько Инна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №39 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников в процессе коррекционно-образовательной деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников в процессе
коррекционно-образовательной деятельности.
Сенсомоторное развитие дошкольников – как база интеллектуально-
познавательного развития.
Подготовила Данько И.Е., учитель-логопед
На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко
обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у
ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его
социального развития. Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее
благоприятен
для
совершенствования
деятельности
органов
чувств,
накопления
представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание
начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Одним из
важнейших направлений умственного развития дошкольников и залогом успешной
подготовки
ребенка
к
школьному
обучению
является
формирование
у
детей
грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.
Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Доказано, что
наиболее высокие результаты в работе над развитием речи достигаются именно у тех
детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной
норме.
Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов,
и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в
дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей,
организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков.
Ранний
этап
развития ребенка
предполагает
формирование
широкой
ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с
цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи,
формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. Известно, что
восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребенок различает некоторые
цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза один
признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от других предметов.
Восприятие маленького ребенка носит предметный характер, т. е. все свойства предмета
не отделяются у ребенка от предмета, он видит их слитно с предметом.
В дошкольном
возрасте начинается
этап
непосредственного
усвоения
и использования
сенсорных
эталонов. Одновременно
с
формированием
эталонов
происходит
совершенствование
действий
восприятия.
Обучение
детей
способам
обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных
действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям
собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с
сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов,
а далее — к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий,
последовательному
рассмотрению
(т. е.
зрительному
обследованию)
и подробному
словесному описанию свойств предмета. На начальном этапе очень важно объяснять
способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать
и т. д. — и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих
способов применительно к разному содержанию.
Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют
и называют
большое
количество
признаков
каждого
предмета.
Это
и есть
та
аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая в дальнейшем позволит ему
глубже
вглядываться
в
предметы
и явления,
замечать
в
них
существенные
и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате
систематического ознакомления с предметами и их изображениями у детей начинает
формироваться наблюдательность.
Названные задачи решаются на специальных занятиях по ознакомлению с
окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах
деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в
процессе труда в природе, в повседневной жизни детей.
Сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным
развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно
готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его.
Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его
пространственное изучение.
Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы
эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо
развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким
образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем
развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-
моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует
владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног
и др.) в статическом и динамическом режимах — таких примеров можно привести
множество.
Всё это позволяет говорить о единении процессов сенсорного и психомоторного
развития детей. Для обогащения сенсомоторного опыта ребёнка, коррекции двигательных
нарушений, улучшения памяти, внимания, восприятия, включения компенсаторных
механизмов, способствующих развитию речи,
в нашей группе и в логопедическом
кабинете был организован «Центр сенсомоторного развития». Индивидуальные или
подгрупповые занятия, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра,
вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия
с логопедом.
В своей работе по сенсомоторному развитию я выделила основные направления:
1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей
(крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков).
2. Тактильно-двигательное восприятие.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие зрительного восприятия.
5. Восприятие формы, величины, цвета.
6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
7. Восприятие пространства и времени.
8 .Снятие мышечного напряжения (массаж и самомассаж).
9. Улучшение эмоционального состояния (релаксационные упражнения).
Исходя из этих направлений, сделала подборку игр, дидактического материала,
способствующего развитию каждого направления. Разработала буклеты для родителей
«Игры для развития сенсомоторики», провела мастер классы для родителей, на которых
ознакомила с правилами выполнения упражнений, правильным использованием игр и т.д.
Перечень оборудования сенсомоторного центра
В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом,
стесняются открыть рот, высунуть язычок, не понимают инструкции учителя-логопеда.
Большинство из них плохо ориентируются в схеме собственного тела, не знают понятия
правой
и
левой
руки,
названия
частей
лица.
Научить
детей
расслабляться
и
ориентироваться можно в кабинете логопеда перед «Волшебным зеркалом». Дети видят
себя во весь рост или до пояса, убеждаются, что их тело — это две совершенно
одинаковые половины. Через игровые упражнения перед «Волшебным зеркалом» они
учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчение,
удивление), с удовольствием «превращаются» в различных животных, изображают их
повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические проявления чувств
обеспечивают
разрядку
эмоций
детей,
помогают
им
легко
расслабиться
и
раскрепоститься.
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – сильная направленная воздушная
струя. Обучать детей этому можно с использованием подвесных модулей « Разноцветный
дождь» и «Светящиеся нити», «Ветерков», свечей, шаров, мыльных пузырей и т.д.
Сенсорные дорожки мягкие и тёплые из пряжи «травка», гладкие и холодные из
оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки - использую для массажа кистей
рук, развития тактильных ощущений, при выполнении логоритмических упражнений, они
также способствуют снятию напряжения и агрессии. При использовании дорожек из
пряжи «травка» с нашитыми на них мелкими пуговицами ребенку предлагается найти в
«травке» цветочки, в «море» ракушки.
Губки шершавые — для массажа кистей рук, активизации мышечного тонуса, улучшения
кровообращения.
Шишки сосновые и ольховые — для массажа кистей рук, тактильных ощущений, как
счетный материал при ознакомлении с порядковыми и количественными числительными.
Мячи — гладкие пластмассовые, резиновые (разного размера) с шипами и без, теннисные
мячики — для массажа кистей рук, развития ловкости, в дидактических играх для
определения очередности ответов детей.
Щетки
с длинным жестким ворсом — для массажа кистей рук, улучшения кро-
вообращения.
Прищепки — для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и дос-
тавлять
ребенку
болевые
ощущения),
конструирования
в
качестве
предметов-
заместителей. С помощью картонных силуэтов- заготовок деревьев, цветов, насекомых,
птиц, животных можно проводить работу по активизации лексического строя речи,
одновременно
развивая
память,
внимание,
воображение,
мелкую
моторику
и
автоматизируя поставленные звуки.(ребёнок прикрепляет прищепки к картонным
заготовкам пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и
безымянным, большим и мизинцем сначала одной руки, потом другой). Очень
эффективны и увлекательны для детей игры «Солнышко»(активизация слов действий
прошедшего времени мужского рода; автоматизация правильного произношения звука
«л» в конце слов: ребёнку предлагается назвать одним словом ,что делал лучик и
прикрепить прищепку к кругу), « Деревья»( активизация слов с противоположным
значением) , «Ёжик»( отработка слов со схожим значением ), « Скажи наоборот», «Тучка»
»( активизация слов действий настоящего времени второго лица единственного числа;
автоматизация правильного произношения звука «ш». Ребёнку предлагают отвечать на
вопрос со словом ТЫ, например: «Тучка плывет по небу, а что делаешь ты?») и др.
Мелкие игрушки
от киндер-сюрприза — для развития тонких дифференцированных
движений пальцев рук, в сухих бассейнах и играх для развития тактильной чувстви-
тельности.
Тазы— емкости для сухого бассейна.
Игрушки для пальчикового театра — для развития не только изолированных движений
пальцев рук, но и образной, выразительной речи, артистических способностей, умения
голосом передавать характер и настроение героя.
Конструкторы средние и мелкие, объемные и плоскостные, с различными способами
соединения — для развития ловкости, координированности движений пальцев рук,
закрепления представления о геометрических фигурах, цвете, качестве материалов,
развития пространственного мышления, воображения.
Пирамидки — для развития точных координированных движений, умения соотносить
детали по размеру, цвету.
Кубики — для развития не только мелкой моторики кистей и пальцев рук, но и зри-
тельного восприятия, аналитико- синтетической деятельности.
Набор «Весёлые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев
рук, эстетического восприятия, ознакомления с основными цветами и их оттенками.
Пробки от пластиковых бутылок разного цвета, используемые:
по размеру, цвету.
Кубики — для развития не только мелкой моторики кистей и пальцев рук, но и зри-
тельного восприятия, аналитико - синтетической деятельности.
Набор «Весёлые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев
рук, эстетического восприятия, ознакомления с основными цветами и их оттенками.
Пробки от пластиковых бутылок разного цвета, используемые:
- для нанизывания на нить шилом;
-в качестве материала для мозаики, поделок;
-в игре «Башмачки» (ребенок ставит указательные и средние пальцы рук в основание
пробок и передвигает их под ритм стихотворения либо по шахматному полю);
-«Сороконожка» — надевает «башмачки» на все пальцы, поочередно приставляя каждый
палец, двигается по дорожке;
-«У кого больше» — набирает в ладошку пробки, стараясь как можно больше удержать.
-Пуговицы (используются в качестве наполнителя для сухого бассейна) — для норма-
лизации мышечного тонуса, сортирования по размеру или цвету, выкладывания контура
предметов и пройденных букв, ознакомление с порядковыми и количественными числи-
тельными, звукового и слогового анализа и синтеза слов. Очень полезно и занимательно
для детей дидактическое пособие -«Волшебная полянка»,
целью которого является
развитие мелкой моторики, внимания, воображения, памяти детей. Игры, подобранные в
соответствии с лексическими темами, сопровождаются четверостишиями, позволяющими
настроить ребёнка на выполнение предложенного задания.
Детям предлагаются задания разного типа:
-оживи картинку;
-выполни по образцу;
-придумай картинку;
-пристегни пуговицу.
Подушечки с нашитыми пуговицами для тренировки навыка расстегивания и застегива-
ния, закрепления цвета.
Игр для развития моторики и сенсорики великое множество. Варианты их использования
очень
разнообразны.
Выполнение
этих
игр
и
упражнений
вызывает
у
детей
положительный эмоциональный отклик, положительный настрой на дальнейшую работу.
В нашей группе результатом организации сенсомоторного центра стало: улучшение
состояния мелкой моторики кистей и пальцев рук; благодаря стимуляции различных
анализаторов
активизировалась
речевая
активность,
улучшилось
эмоциональное
состояние – всё это является благоприятными условиями для
интеллектуально-
познавательного развития.