Автор: Громова Валентина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Арка
Населённый пункт: с.Арка, Охотский район, Хабаровский край
Наименование материала: Разговор-консультация для родительского собрания
Тема: «Наша речь-наше богатство».
Раздел: начальное образование
Разговор-консультация для родительских собраний на тему:
«Наша речь-наше богатство».
Речь - драгоценный дар, с помощью которой мы выражаем свои мысли, чувства,
общаемся, достигаем взаимопонимания. Ведь именно труд и речь создали
человека. Именно она имеет большое значение для умственного развития.
Речь-сложный, мудрёный механизм, процесс которого трудный и
многострадальный. Он зависит от многих факторов.
Речь формируется тогда, когда головной мозг, слух, органы артикуляционного
аппарата достигнут определённого уровня развития. Чтобы в дальнейшем
правильно развивалась речь, необходима речевая среда.
Механизм нашей речи составляют такие приспособления, которые от природы
предназначены для другой цели: губы, зубы, язык, гортань, лёгкие, а материалом
для них служит воздух.
Речь- это лёгкий шум, ряд слабых сотрясений воздуха.
Рот мы используем не только, чтоб жевать, кушать, но и для речи. Это
музыкальный и шумовой инструмент. А легкие- это меха, связки гортани дрожат,
вибрируют, как струны, производят звук. Всё как будто просто, но этот
инструмент работает очень тонко.
Чуть больше, чуть меньше раскрываются, растягиваются губы, немного круче
выгибается язык- полость рта принимает различные формы, и мы слышим разные
звуки голоса - это наши гласные.
Ещё замечательнее шумовой аппарат, производящий шумы, которые мы
называем «согласными».
У нас с вами есть речевой центр - центр управления речью, который находится в
определённом участке левого полушария нашего мозга. И повреждение этого
центра влечёт потерю навыков речи. У взрослых эта потеря называется- афазия, а
у детей- алалия.
Если у ребёнка есть отклонения в строении артикуляционного аппарата, есть
нарушения в их подвижности, то речь пойдёт о таких речевых нарушениях, как
ринолалия (гнусавость), дизартрия (ДЦП), дислалия, заикание.
Мы не будем давать подробную характеристику этим нарушениям. Наша задача-
помочь детям справиться с «непослушными» звуками.
Первое- работа по воспитанию слухового внимания. Ребёнок должен научиться
слушать речь, вслушиваться в речь окружающих. Постоянно нужна работа по
развитию
звуко-буквенного,
слогового
анализа
слов.
Научить
ребёнка
контролировать свою речь и речь товарищей. Так же важна работа по развитию
правильного дыхания. Эта работа связана с воспитанием нужного темпа, ритма и
выразительности речи.
Очень важна работа по расширению словарного запаса. Научить детей
анализировать каждое слово, приучать работать самостоятельно. Вся система
занятий должна быть пронизана не только стремлением выработать навыки
правильной речи, но и прочно закрепить эти навыки. Поэтому возникает
необходимость закрепление их в домашних условиях. Поощряйте ребёнка, не
фиксируйте внимание на дефекте речи.
Именно в семье должна закладываться основа культуры речи. Очень большую
пользу приносит коллективное чтение вслух и обсуждение книг дома.
Если в семье звучат строки из произведений Пушкина, Лермонтова, дети рано
начинают чувствовать красоту и богатство слова.
Наш язык красив и богат. Нельзя засорять его словами-паразитами и
иностранными словами. Исправляя речь, мы не должны её портить.