Напоминание

Буква Е, е.


Автор: Задубровская Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Матвеево-Курганская сош № 1
Населённый пункт: п. Матвеев Курган
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Буква Е, е.
Раздел: начальное образование





Назад




1
Конспект урока обучение грамоте. 1 класс.

Тема урока:
Гласные буквы Е, е.
Тип урока:
изучение нового материала.
Цель урока:
организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.
Задачи урока:
 обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой
е
;  развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;  воспитательные: формирование навыков культурного общения.
Регулятивные

УУД.
Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные

УУД.
Ученик научится использовать з н а ко во - символические средства, в том числе модели, для решения задач.
Коммуникативные

УУД
. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Конспект урока.

1.

Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. (На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье). - Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица. (Задание для читающих детей). Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.
Есть терпенье, будет и уменье.

2 - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)
2.

Актуализация знаний.
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи). - Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.) - Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.) - На что делятся слова? (Слова делятся на слоги). - Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков). - Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные). - Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные). - Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). -Молодцы!
3.

Речевая разминка.
-Прежде чем приступить к изучению нового материала, как всегда речевая разминка. -Зачем мы это будем делать? (Чтобы подготовить наш язычок для работы). - Повторяйте вместе со мной хором:
Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.

Не-не-не -пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.

Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.

Ве-ве-ве -васильки растут в траве.

4.

Целеполагание.
Работа с учебником. - Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72. -Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка? - Предположите, чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с гласной буквой Е, е). -Тема нашего урока: «Гласная буква Е, е». - А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса на которые мы с Вами должны ответить.
3
5.

Изучение нового материала. Проблемная ситуация.
(На доске иллюстрации оса и ели.) -Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям. -Сколько звуков и сколько букв в этих словах? (Оса – 3 звука, 3 буквы). - А у слова ели? (Ответы разные.) -Почему задание одно, а ответы разные? (Мы ещё не знакомы с буквой е).
6.

Открытие нового знания.
- Произнесите хором слово ели по слогам. (Е - ли). - Сколько слогов в слове ели? (Два). - Произнесите первый слог протяжно. ([й’ э] ) - Что слышите? (Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого согласного с гласным звуком). (На доске выставляется первый слог). - Произнесите второй слог. Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным). (На доске выставляется второй слог). (На доске выставляются слоги под схемами). - Что мы поставим под первым слогом? Дети не могут ответить на вопрос. - Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим два звука [й’ э], а пишем одну букву е. - Где стоит буква е? (В начале слова). - Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова). - Вернёмся к схеме этого слова. - Сколько звуков и букв в слове ели? (В слове ели 4 звука, 3 буквы). - Вот мы, ребята, с вами и ответили на первый вопрос Емели. (Открываю на доске карточку с вопросом). - А теперь немного отдохнём.
7.

Физминутка.
Руки к верху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей - Продолжим искать ответы на вопросы Емели.
4 - Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73. (Хором читают слоги). - Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко). - Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы). - А какой гласный звук слышится в этих слогах? ([э]). - Звук ([э] гласный или согласный? (Гласный). - Докажите. - Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук [э] в слиянии с мягким согласным. - Молодцы! - Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой. - Произнесите протяжно слово «роет». - Сколько звуков слышится в нём? (Пять). - Почему так? (Буква е обозначает два звука). - После, какого звука следует е? (После гласного). - Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного). - Вот мы и ответили на все вопросы Емели.
8. Первичное закрепление.
- Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала. - Правильно, это лиса. - Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст. Чтение жужжанием. - Кто живёт около ели? - Что она роет? - Зачем ей нора?
9. Физминутка.
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.) - Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке). - Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.
5 - Прочитаем текст по цепочке. - Почему текст называется Река. - Где протекает река? Докажите. – Что значит невелика? - Как сказать по- другому? -Что растёт у берега? - Какие рыбы водятся в речке? - Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е. -На каком дереве растут шишки? (На ели). - Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.) - Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна). - Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».) - Кто ездил на печи? (Емеля.) - Отметка, которую не любят школьники. (Единица.) - Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)
10. Подведение итогов. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились. -Какую букву вы изучили сегодня? -Что вы узнали о букве е? -Понравился ли вам урок? - Что нового узнали сегодня на уроке? -Какие задания вы выполняли с удовольствием? -А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?


В раздел образования