Автор: Задубровская Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Матвеево-Курганская сош № 1 Населённый пункт: п. Матвеев Курган Наименование материала: Конспект урока Тема: Буква Е, е. Раздел: начальное образование
Тема урока: Гласные буквы Е, е.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную)
учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в
словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык
чтения, умения работать с текстом.
Задачи урока:
обучающие:
знакомство
обучающихся
с
буквой
Е
е,
формирование
умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного
звука буквой е ;
развивающие:
развитие
познавательного
интереса,
формирование
умения
использовать
знаково-символические
средства
для
решения
задач;
воспитательные: формирование навыков культурного общения.
Регулятивные
УУД. Ученик
научится
использовать
речь
для
регуляции
своего действия.
Познавательные
УУД. Ученик
научится
использовать
з н а ко во -
символические средства, в том числе модели, для решения задач.
Коммуникативные
УУД .
Ученик
научится
или
получит
возможность
научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Конспект урока.
1.
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам
радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).
-
Прочитайте
слова
и
составьте
предложение.
Это
известная
пословица.
(Задание для читающих детей).
Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.
Есть терпенье, будет и уменье.
2
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы
научиться
хорошо
выполнять
какое-либо
дело,
нужно
много
учиться,
тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)
2.
Актуализация знаний.
-
Вспомним,
с
помощью
чего
мы
общаемся?
(Мы
общаемся
с
помощью речи).
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
-
Из
чего
состоят
предложения?
(Предложения
состоят
из
слов
связанных по смыслу.)
- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и
безударные).
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие
и глухие, твёрдые и мягкие).
-Молодцы!
3.
Речевая разминка.
-Прежде чем приступить к изучению нового материала, как всегда
речевая разминка.
-Зачем мы это будем делать? (Чтобы подготовить наш язычок для
работы).
- Повторяйте вместе со мной хором:
Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.
Не-не-не -пляшут рыбки на волне.
Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.
Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.
Ве-ве-ве -васильки растут в траве.
4.
Целеполагание.
Работа с учебником.
- Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72.
-Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась
сказка?
-
Предположите,
чем
будем
заниматься
на
уроке?
(знакомиться
с
гласной буквой Е, е).
-Тема нашего урока: «Гласная буква Е, е».
- А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам
на урок три вопроса на которые мы с Вами должны ответить.
3
5.
Изучение нового материала. Проблемная ситуация.
(На доске иллюстрации оса и ели.)
-Внимание
на
доску.
Давайте
составим
звуковые
схемы
к
этим
иллюстрациям.
-Сколько звуков и сколько букв в этих словах? (Оса – 3 звука, 3 буквы).
- А у слова ели? (Ответы разные.)
-Почему задание одно, а ответы разные? (Мы ещё не знакомы с буквой
е).
6.
Открытие нового знания.
- Произнесите хором слово ели по слогам. (Е - ли).
- Сколько слогов в слове ели? (Два).
- Произнесите первый слог протяжно. ([й’ э] )
- Что слышите? (Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого
согласного с гласным звуком).
(На доске выставляется первый слог).
- Произнесите второй слог.
Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным).
(На доске выставляется второй слог). (На доске выставляются слоги
под схемами).
- Что мы поставим под первым слогом? Дети не могут ответить на
вопрос.
- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим
два звука [й’ э], а пишем одну букву е.
- Где стоит буква е? (В начале слова).
- Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в
начале слова).
- Вернёмся к схеме этого слова.
- Сколько звуков и букв в слове ели? (В слове ели 4 звука, 3 буквы).
-
Вот
мы,
ребята,
с
вами
и
ответили
на
первый
вопрос
Емели.
(Открываю на доске карточку с вопросом).
- А теперь немного отдохнём.
7.
Физминутка.
Руки к верху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей
- Продолжим искать ответы на вопросы Емели.
4
- Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке
на с. 73. (Хором читают слоги).
- Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко).
- Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы).
- А какой гласный звук слышится в этих слогах? ([э]).
- Звук ([э] гласный или согласный? (Гласный).
- Докажите.
- Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный
звук [э] в слиянии с мягким согласным.
- Молодцы!
- Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один
ученик читает соседу слова, затем другой.
- Произнесите протяжно слово «роет».
- Сколько звуков слышится в нём? (Пять).
- Почему так? (Буква е обозначает два звука).
-
После, какого звука следует е? (После гласного).
- Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале
слова или после гласного).
- Вот мы и ответили на все вопросы Емели.
8. Первичное закрепление.
- Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку:
Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.
- Правильно, это лиса.
- Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.
Чтение жужжанием.
- Кто живёт около ели?
- Что она роет?
- Зачем ей нора?
9. Физминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову.
Наклоны туловища вправо и влево.)
- Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают
текст в азбуке).
- Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт
речь в тексте.
5
- Прочитаем текст по цепочке.
- Почему текст называется Река.
- Где протекает река? Докажите.
– Что значит невелика?
- Как сказать по- другому?
-Что растёт у берега?
- Какие рыбы водятся в речке?
- Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с
буквы е.
-На каком дереве растут шишки? (На ели).
- Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья,
Екатерина.)
- Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна).
- Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)
- Кто ездил на печи? (Емеля.)
- Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)
- Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)
10. Подведение итогов. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились.
-Какую букву вы изучили сегодня?
-Что вы узнали о букве е?
-Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
-А
есть
ли
задания,
при
выполнении
которых
вы
испытывали
трудности?