Напоминание

«Проблемы музыкальной педагогики и исполнительства в ДМШ»


Автор: Шумкина Юлия Валерьевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснотурьинская ДМШ № 3"
Населённый пункт: г.Краснотурьинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Проблемы музыкальной педагогики и исполнительства в ДМШ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 3»

Методическая разработка на тему:

«Проблемы музыкальной педагогики и

исполнительства в ДМШ»

Составитель: Шумкина Ю.В.

2025 г.

Мотивация

учащихся

к

обучению

является

одной

из

основных

составляющих учебно-воспитательного процесса. Мотивация имеет под

собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на

процесс.

Для

нас

важно

отметить

труды

отечественных

и

зарубежных

музыкантов.

Так,

например,

В.И.

Петрушин

исследовал

мотивацию

в

обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала

важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. Они

внесли решающий вклад в создание подходов к исследованию мотивов и

мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до

настоящего времени.

К сожалению, уровень игры учащихся ДМШ не всегда бывает высоким.

Поэтому в данной ситуации становится необходимо рассмотреть такой

важный

и

актуальный

аспект

процесса

обучения

учеников

ДМШ,

как

мотивация их занятий. Все мотивы обучения можно подразделить на две

большие

категории.

К

первой

категории

относятся

познавательные

интересы

детей,

потребность

в

интеллектуальной

активности

и

в

овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая

категория

мотивов

связана

с

более

широкими

взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду

потребности

ребенка

в

общении

с

другими

людьми,

их

оценкой

и

одобрением,

желание

ученика

занять

определенное

место

в

системе

доступных

ему

общественных

отношений.

Обе

категории

мотивов

необходимы для успешного обучения на любом инструменте.

Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой

мотивации учащихся.

Большинство детей, приходящих в ДМШ, не представляют себе объема

требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу

сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим

дисциплинам.

Часто

первые

шаги

в

освоении

инструмента

достаточно

трудны

и

требуют

ежедневной

практики,

к

которой

дети

еще

не

приучены.

Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.

Занятия

на

любом

музыкальном

инструменте

в

определённой

степени

сложнее, чем занятия в других отраслях искусства, например в рисовании,

танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше

видит

конкретные

результаты

своей

работы.

Важно

помочь

учащимся

выявить меру своего таланта и сделать выбор.

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с

программой

ДМШ.

Добровольно

возникшее

желание

играть

на

инструменте

перерастает

в

обременительную

обязанность.

Образцы

классической

музыки,

на

основе

которых

и

должно

происходить

овладениями навыками игры на музыкальном инструменте кажутся детям,

и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже

скучными.

И

как

следствие,

интерес

к

овладению

инструментом

постепенно пропадает.

Также

необходимо

учитывать

большую

загруженность

детей

в

общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение

интереса к классической музыке в целом.

Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы

суметь

заинтересовать

ребенка

процессом

овладения

инструментом,

и

тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.

Для

поддержания

интереса

к

занятиям

необходимо

повышать

мотивацию учащихся различными способами.

Решая проблемы мотивации учащихся, преподаватель должен любым

способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. Повышению

интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая

практика. Также целесообразно использовать возможности современных

технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, Интернета и

т.п.

Кроме того, необходимо постоянно проводить работу с родителями

своих

учеников,

предлагать

им

посещать

концерты

и

мастер-классы

профессиональных исполнителей, концерты, организованные в ДМШ, а

также знакомиться с видео- и аудио - записями выдающихся исполнителей.

Такая

«воспитательная»

работа

должна

помочь

преподавателю

заинтересовать

искусством

не

только

детей,

но

и

их

родителей,

сформировать

верное

представление

о

музыкальном

инструменте.

Это

очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их

музыкальные

занятия

и

творческие

достижения

нужны

не

только

преподавателю, но и окружающим их близким людям.

Таким образом, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна

быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, глубокое

понимание

и

любовь

к

инструменту.

Проблематика

мотивации

применительно к обучению в ДМШ требует научного и комплексного

подхода. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем

плодотворней будет поиск новых путей преподавания в целом.

Список литературы:

1.

Андреева

Е.

Научные

статьи:

«Мотивация

к

обучению

и

потребности ребенка»

2.

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство –

Л.: Музыка,1974.

3.

Петрушин

В.И.

Музыкальная

психология.

Учебное

пособие

для студентов средних и высших заведений. М., 1993.

4.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и

практика

/

под

ред.

Г.

М.

Цыпина.

М.:

Издательский

Центр

«Академия» 2003.



В раздел образования