Автор: Шумкина Юлия Валерьевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснотурьинская ДМШ № 3"
Населённый пункт: г.Краснотурьинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Проблемы музыкальной педагогики и исполнительства в ДМШ»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 3»
Методическая разработка на тему:
«Проблемы музыкальной педагогики и
исполнительства в ДМШ»
Составитель: Шумкина Ю.В.
2025 г.
Мотивация
учащихся
к
обучению
является
одной
из
основных
составляющих учебно-воспитательного процесса. Мотивация имеет под
собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на
процесс.
Для
нас
важно
отметить
труды
отечественных
и
зарубежных
музыкантов.
Так,
например,
В.И.
Петрушин
исследовал
мотивацию
в
обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала
важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. Они
внесли решающий вклад в создание подходов к исследованию мотивов и
мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до
настоящего времени.
К сожалению, уровень игры учащихся ДМШ не всегда бывает высоким.
Поэтому в данной ситуации становится необходимо рассмотреть такой
важный
и
актуальный
аспект
процесса
обучения
учеников
ДМШ,
как
мотивация их занятий. Все мотивы обучения можно подразделить на две
большие
категории.
К
первой
категории
относятся
познавательные
интересы
детей,
потребность
в
интеллектуальной
активности
и
в
овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Вторая
категория
мотивов
связана
с
более
широкими
взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду
потребности
ребенка
в
общении
с
другими
людьми,
их
оценкой
и
одобрением,
желание
ученика
занять
определенное
место
в
системе
доступных
ему
общественных
отношений.
Обе
категории
мотивов
необходимы для успешного обучения на любом инструменте.
Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой
мотивации учащихся.
Большинство детей, приходящих в ДМШ, не представляют себе объема
требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу
сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим
дисциплинам.
Часто
первые
шаги
в
освоении
инструмента
достаточно
трудны
и
требуют
ежедневной
практики,
к
которой
дети
еще
не
приучены.
Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.
Занятия
на
любом
музыкальном
инструменте
в
определённой
степени
сложнее, чем занятия в других отраслях искусства, например в рисовании,
танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше
видит
конкретные
результаты
своей
работы.
Важно
помочь
учащимся
выявить меру своего таланта и сделать выбор.
Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с
программой
ДМШ.
Добровольно
возникшее
желание
играть
на
инструменте
перерастает
в
обременительную
обязанность.
Образцы
классической
музыки,
на
основе
которых
и
должно
происходить
овладениями навыками игры на музыкальном инструменте кажутся детям,
и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже
скучными.
И
как
следствие,
интерес
к
овладению
инструментом
постепенно пропадает.
Также
необходимо
учитывать
большую
загруженность
детей
в
общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение
интереса к классической музыке в целом.
Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы
суметь
заинтересовать
ребенка
процессом
овладения
инструментом,
и
тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.
Для
поддержания
интереса
к
занятиям
необходимо
повышать
мотивацию учащихся различными способами.
Решая проблемы мотивации учащихся, преподаватель должен любым
способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. Повышению
интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая
практика. Также целесообразно использовать возможности современных
технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, Интернета и
т.п.
Кроме того, необходимо постоянно проводить работу с родителями
своих
учеников,
предлагать
им
посещать
концерты
и
мастер-классы
профессиональных исполнителей, концерты, организованные в ДМШ, а
также знакомиться с видео- и аудио - записями выдающихся исполнителей.
Такая
«воспитательная»
работа
должна
помочь
преподавателю
заинтересовать
искусством
не
только
детей,
но
и
их
родителей,
сформировать
верное
представление
о
музыкальном
инструменте.
Это
очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их
музыкальные
занятия
и
творческие
достижения
нужны
не
только
преподавателю, но и окружающим их близким людям.
Таким образом, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна
быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, глубокое
понимание
и
любовь
к
инструменту.
Проблематика
мотивации
применительно к обучению в ДМШ требует научного и комплексного
подхода. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем
плодотворней будет поиск новых путей преподавания в целом.
Список литературы:
1.
Андреева
Е.
Научные
статьи:
«Мотивация
к
обучению
и
потребности ребенка»
2.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство –
Л.: Музыка,1974.
3.
Петрушин
В.И.
Музыкальная
психология.
Учебное
пособие
для студентов средних и высших заведений. М., 1993.
4.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и
практика
/
под
ред.
Г.
М.
Цыпина.
М.:
Издательский
Центр
«Академия» 2003.