Напоминание

«Проблема мотивации применительно к обучению в Детской музыкальной школе»


Автор: Шумкина Юлия Валерьевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснотурьинская ДМШ № 3"
Населённый пункт: г.Краснотурьинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Проблема мотивации применительно к обучению в Детской музыкальной школе»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 3»

Методическая разработка на тему:

«Проблема мотивации применительно к обучению

в Детской музыкальной школе»

Составитель Шумкина Ю.В.

2025 г.

Методическая разработка посвящена проблемам мотивации учащихся

для успешного обучения в музыкальной школе.

В

средние

века

музыка

была

такой

же

неотъемлемой

частью

воспитания

и

обучения,

как

латынь.

Музыка

по

своей

природе

и

в

отношении к человеку является инструментом познания и самопознания,

средством общения.

Занятия музыкой способствуют не только воспитанию творческого

мировосприятия и сознания. Но и воли, целеустремленности, трудолюбия,

инициативы, самостоятельности, и многие другие качества, столь важные и

значимые в любой профессиональной деятельности.

Цель данной методической разработки состоит в том, чтобы осветить роль и

влияние мотивации учащихся к процессу музыкального обучения.

Мотивация

учащихся

к

обучению

является

одной

из

основных

составляющих

учебно-воспитательного

процесса.

Мотивация

имеет

под

собой

интеллектуальную

подоснову,

эмоции

лишь

косвенно

влияют

на

процесс.

Важно

отметить

труды

отечественных

и

зарубежных

музыкантов.

Так,

например,

В.И.

Петрушин

исследовал

мотивацию

в

обучении

школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную

роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. Они внесли

решающий

вклад

в

создание

подходов

к

исследованию

мотивов

и

мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до

настоящего времени.

К

сожалению,

уровень

способностей

учащихся

ДМШ

не

всегда

бывает высоким. Большая нагрузка детей в общеобразовательной школе

стала

актуальной

проблемой

российской

педагогики.

С

позиции

современных

общественных

потребностей

и

интересов

музыкальное

образование стало терять ценность и свою значимость, оно не способно в

настоящее

время

конкурировать

ни

с

компьютером,

ни

с

изучением

иностранных языков, ни с занятиями танцами.

А

ведь

образование

и

воспитание

это

главное,

что

дает

общество

человеку. Поэтому в нынешних реалиях мотивация занятий учащихся ДМШ

становится необходимым и актуальным аспектом.

Мотивацию обучения можно подразделить на две большие категории.

К первой категории относятся познавательные интересы детей, потребность

в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками

и знаниями.

Вторая же категория связана с более широкими взаимоотношениями

ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в

общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика

занять

определенное

место

в

системе

доступных

ему

общественных

отношений.

Таким

образом,

обе

категории

мотивации

необходимы

для

успешного обучения на любом музыкальном инструменте.

Каждый

педагог

в

своей

практике

постоянно

сталкивается

с

проблемой мотивации учащихся.

Большинство

детей,

поступающих

в

музыкальную

школу,

не

представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе

обучения.

Ученики

сразу

сталкиваются

с

большой

нагрузкой

по

специальности, сольфеджио, а также и по другим дисциплинам.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и

требуют

ежедневной

практики,

к

которой

дети

еще

не

приучены.

На

начальном этапе обучения учащиеся и их родители не видят конечного

результата. Занятия на музыкальном инструменте в определённой степени

сложнее, чем занятия в других отраслях искусства, например в рисовании,

танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше

видит конкретные результаты своей работы. И очень часто желание играть

на

инструменте

перерастает

в

обременительную

обязанность.

Образцы

классической

музыки,

на

основе

которых

и

должно

происходить

овладениями навыками игры на музыкальном инструменте, кажутся детям,

и, что особенно немаловажно, родителям, слишком серьезными или даже

скучными. И как следствие, интерес к овладению инструментом постепенно

пропадает.

Поэтому

очень

важно

уже

на

начальном

этапе

обучения

мотивировать учащихся, и помочь им сделать правильный выбор.

Также

необходимо

учитывать

большую

загруженность

детей

в

общеобразовательных

школах.

По

этим

причинам

начинается

снижение

интереса к классической музыке в целом.

Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы

суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда

необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.

Для

поддержания

интереса

к

занятиям

необходимо

повышать

мотивацию учащихся различными способами.

Решая проблемы мотивации учащихся, преподаватель должен любым

способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. Повышению

интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая

практика.

Также

целесообразно

использовать

возможности

современных

технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, Интернета и

т.п.

Кроме того, необходимо постоянно проводить работу с родителями

своих

учеников,

предлагать

им

посещать

концерты

и

мастер-классы

профессиональных

исполнителей,

концерты,

организованные

в

ДМШ,

а

также знакомиться с видео и аудио записями выдающихся исполнителей.

Такая

«воспитательная»

работа

должна

помочь

преподавателю

заинтересовать

музыкальным

творчеством

не

только

детей,

но

и

их

родителей,

сформировать

верное

представление

о

музыкальном

инструменте. Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и

чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны

не только преподавателю, но и окружающим их людям. Многочисленные

исследования и статистика доказывает, что обучение музыкой помогает

быть лучшим в любой профессии.

Таким образом, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна

быть

сформирована

внутренняя

мотивация,

и,

как

следствие,

любовь

к

инструменту. Проблематика мотивации применительно к обучению в ДМШ

требует

научного

и

комплексного

подхода.

Чем

больше

будет

альтернативных

методических

решений,

тем

плодотворней

будет

поиск

новых путей преподавания в целом.

Список литературы:

1.

Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности

ребенка»

2.

Баренбойм

Л.

Музыкальная

педагогика

и

исполнительство

Л.:

Музыка,1974.

3.

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты- XXI век,

2004.

4.

Петрушин

В.И.

Музыкальная

психология.

Учебное

пособие

для

студентов средних и высших заведений. М., 1993.

5.

Цыпин

Г.М.

Психология

музыкальной

деятельности.

Теория

и

практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия»

2003.



В раздел образования