Автор: Шумкина Юлия Валерьевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснотурьинская ДМШ № 3"
Населённый пункт: г.Краснотурьинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Проблема мотивации применительно к обучению в Детской музыкальной школе»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 3»
Методическая разработка на тему:
«Проблема мотивации применительно к обучению
в Детской музыкальной школе»
Составитель Шумкина Ю.В.
2025 г.
Методическая разработка посвящена проблемам мотивации учащихся
для успешного обучения в музыкальной школе.
В
средние
века
музыка
была
такой
же
неотъемлемой
частью
воспитания
и
обучения,
как
латынь.
Музыка
по
своей
природе
и
в
отношении к человеку является инструментом познания и самопознания,
средством общения.
Занятия музыкой способствуют не только воспитанию творческого
мировосприятия и сознания. Но и воли, целеустремленности, трудолюбия,
инициативы, самостоятельности, и многие другие качества, столь важные и
значимые в любой профессиональной деятельности.
Цель данной методической разработки состоит в том, чтобы осветить роль и
влияние мотивации учащихся к процессу музыкального обучения.
Мотивация
учащихся
к
обучению
является
одной
из
основных
составляющих
учебно-воспитательного
процесса.
Мотивация
имеет
под
собой
интеллектуальную
подоснову,
эмоции
лишь
косвенно
влияют
на
процесс.
Важно
отметить
труды
отечественных
и
зарубежных
музыкантов.
Так,
например,
В.И.
Петрушин
исследовал
мотивацию
в
обучении
школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную
роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. Они внесли
решающий
вклад
в
создание
подходов
к
исследованию
мотивов
и
мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до
настоящего времени.
К
сожалению,
уровень
способностей
учащихся
ДМШ
не
всегда
бывает высоким. Большая нагрузка детей в общеобразовательной школе
стала
актуальной
проблемой
российской
педагогики.
С
позиции
современных
общественных
потребностей
и
интересов
музыкальное
образование стало терять ценность и свою значимость, оно не способно в
настоящее
время
конкурировать
ни
с
компьютером,
ни
с
изучением
иностранных языков, ни с занятиями танцами.
А
ведь
образование
и
воспитание
–
это
главное,
что
дает
общество
человеку. Поэтому в нынешних реалиях мотивация занятий учащихся ДМШ
становится необходимым и актуальным аспектом.
Мотивацию обучения можно подразделить на две большие категории.
К первой категории относятся познавательные интересы детей, потребность
в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками
и знаниями.
Вторая же категория связана с более широкими взаимоотношениями
ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в
общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика
занять
определенное
место
в
системе
доступных
ему
общественных
отношений.
Таким
образом,
обе
категории
мотивации
необходимы
для
успешного обучения на любом музыкальном инструменте.
Каждый
педагог
в
своей
практике
постоянно
сталкивается
с
проблемой мотивации учащихся.
Большинство
детей,
поступающих
в
музыкальную
школу,
не
представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе
обучения.
Ученики
сразу
сталкиваются
с
большой
нагрузкой
по
специальности, сольфеджио, а также и по другим дисциплинам.
Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и
требуют
ежедневной
практики,
к
которой
дети
еще
не
приучены.
На
начальном этапе обучения учащиеся и их родители не видят конечного
результата. Занятия на музыкальном инструменте в определённой степени
сложнее, чем занятия в других отраслях искусства, например в рисовании,
танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше
видит конкретные результаты своей работы. И очень часто желание играть
на
инструменте
перерастает
в
обременительную
обязанность.
Образцы
классической
музыки,
на
основе
которых
и
должно
происходить
овладениями навыками игры на музыкальном инструменте, кажутся детям,
и, что особенно немаловажно, родителям, слишком серьезными или даже
скучными. И как следствие, интерес к овладению инструментом постепенно
пропадает.
Поэтому
очень
важно
уже
на
начальном
этапе
обучения
мотивировать учащихся, и помочь им сделать правильный выбор.
Также
необходимо
учитывать
большую
загруженность
детей
в
общеобразовательных
школах.
По
этим
причинам
начинается
снижение
интереса к классической музыке в целом.
Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы
суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда
необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.
Для
поддержания
интереса
к
занятиям
необходимо
повышать
мотивацию учащихся различными способами.
Решая проблемы мотивации учащихся, преподаватель должен любым
способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. Повышению
интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая
практика.
Также
целесообразно
использовать
возможности
современных
технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, Интернета и
т.п.
Кроме того, необходимо постоянно проводить работу с родителями
своих
учеников,
предлагать
им
посещать
концерты
и
мастер-классы
профессиональных
исполнителей,
концерты,
организованные
в
ДМШ,
а
также знакомиться с видео и аудио записями выдающихся исполнителей.
Такая
«воспитательная»
работа
должна
помочь
преподавателю
заинтересовать
музыкальным
творчеством
не
только
детей,
но
и
их
родителей,
сформировать
верное
представление
о
музыкальном
инструменте. Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и
чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны
не только преподавателю, но и окружающим их людям. Многочисленные
исследования и статистика доказывает, что обучение музыкой помогает
быть лучшим в любой профессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна
быть
сформирована
внутренняя
мотивация,
и,
как
следствие,
любовь
к
инструменту. Проблематика мотивации применительно к обучению в ДМШ
требует
научного
и
комплексного
подхода.
Чем
больше
будет
альтернативных
методических
решений,
тем
плодотворней
будет
поиск
новых путей преподавания в целом.
Список литературы:
1.
Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности
ребенка»
2.
Баренбойм
Л.
Музыкальная
педагогика
и
исполнительство
–
Л.:
Музыка,1974.
3.
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты- XXI век,
2004.
4.
Петрушин
В.И.
Музыкальная
психология.
Учебное
пособие
для
студентов средних и высших заведений. М., 1993.
5.
Цыпин
Г.М.
Психология
музыкальной
деятельности.
Теория
и
практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия»
2003.