Автор: Жигачева Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Светлячок"
Населённый пункт: Г. Рыбное
Наименование материала: Игра Го
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами игры Го» в условиях дополнительного образования
Раздел: дошкольное образование
Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально
закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах
науки и культуры. У детей дошкольного возраста игра является ведущим
видом деятельности. Игра — ведущая деятельность потому, что именно в ней
коренным
образом
изменяется
мышление
ребенка,
его
воображение,
предвидение
событий
и
результатов
поступков,
а
любопытство
и
любознательность превращаются в мощную познавательную потребность,
которая ищет своего удовлетворения.
Интеллектуальные игры в работе с дошкольниками всегда имели место
познавательного
развития
детей,
как
мощный
толчок
развития
интеллектуального, и личностного плана.
Игра
Го
входит
в
число
пяти
базовых
дисциплин
Всемирных
интеллектуальных игр, поэтому развивает память, логическое мышление,
зависящее от сформированности основных операций мышления: анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
классификации,
абстрагирования,
конкретизации,
совершенствует
личностные
качества:
настойчивость,
выдержку самоконтроль.
Воспитанники знакомы с такими играми как шашки, шахматы. Среди них
появилась древня интеллектуальная, логическая игра Го, которая мало
знакома окружающим.
Расширение спектра интеллектуальных игр в работе с дошкольниками
позволило
разнообразить
игровую
деятельность
ребенка
и
повысить
эффективность познавательного развития. Таким средством выступила
Всемирная интеллектуальная игра Го. Дети играют в «Атари - Го», в ходе
которой решаются задачи первичного ознакомления дошкольников с
правилами игры, формирование интереса к игре, мотива продолжения
обучения на основе повышения интереса к игре, как спорту, и как к образу
жизни.
Игра Го имеет физкультурно – спортивную направленность. Разработана
дополнительная общеразвивающая программа на 1 год. Занятия проводились
в смешанных группах – играют и мальчики, и девочки в возрасте 6-7 лет. В
объединении играют 7 мальчиков и 6 девочек. Срок освоения программы –
28 недель – 56 часов.
Форма организации деятельности фронтальная, со всеми воспитанниками
одновременно. Групповая – совместные действия в малых группах, и
индивидуальная.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по вторникам и четвергам по 25-30
минут.
Цель:
Формирование у дошкольников навыков стратегии, тактики и техники
игры в Го.
Задачи:
Обучающие:
Дать представление о терминологии и правилах Го;
Научить просчету позиций во время игры, с последующей оценкой
предполагаемого результата;
Научить играть партии с использованием шахматных часов.
Развивающие:
Сформировать умения планировать игру и стратегически мыслить;
Формировать у детей способность самостоятельно ориентироваться не
только в игровых, но и реальных ситуациях;
Развивать творческую познавательную активность;
Развивать внимание, зрительную память, воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся коммуникативные навыки культуры;
Формировать у детей основы рефлексии.
Работа в течение года велась в соответствии с учебным планом. В начале
обучения играли на упрощенных досках 9х9, к середине учебного года и
сейчас доски 13х13.
Воспитанники принимали участие турнирах. В декабре играли на базе
«Центр детского творчества» с детским садом №11. Заняли призовые места.
Так же дети получили грамоты и подарки от Центра детского творчества.
Большой интерес вызвал турнир Первенства Рязанской области по игре Го
в библиотеке имени Горько, где принимали участие сады г. Рязани. Наши
игроки заняли 1 – 3 места, и участники.
В результате обучения дети знают правила игры, знакомы с игровыми
фишками и полем, умеют разыгрывать фишки (цвет).
Таким образом, игра Го развивает у детей интеллектуальные способности,
воображение, умение мыслить, элементарные навыки соперничества. Четко
усвоили дети все основные правил Атари-го. Приобретение детьми
элементарные навыки игры. Заложен правильный фундамент из базовых
тактических и стратегических знаний.