Автор: Голубева Наталья Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "ЛИРА"
Населённый пункт: г. Георгиевск
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Использование проективных психотехник в диагностической, коррекционно-развивающей работе с детьми.
Раздел: дополнительное образование
Использование проективных психотехник в диагностической,
коррекционно-развивающей работе с детьми.
Проективные психотехники предназначены для исследования тех
глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего
доступны
непосредственному
наблюдению
или
опросу.
Специфика
проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде
всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в
индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых
переживаний».
Проективных техник большое разнообразие. Хотелось бы рассмотреть
опыт применения некоторых графических методик и сочинения сказок,
историй.
В диагностике психоэмоционального состояния детей и подростков
проективные методики - важнейший психологический инструментарий
познания личности. В рисунках и придуманных сказках проявляются
бессознательные проблемы, которые скрыты глубоко в психике и порой не
осознаются человеком.
Так, например, рисунок «Дерево» отражает глубокие бессознательные
чувства к самому себе, переживания по отношению к окружающему миру.
Придуманная
история
к
рисунку
дает
дополнительную
интересную
информацию о структуре личности. У каждого получается свое дерево,
отражающее личностные проблемы.
Задержка
психического
развития,
одиночество,
повышенная
тревожность, беспокойство, страхи, нарушенная адаптация к социуму,
депрессивное состояние – все эти и другие личностные проблемы можно
увидеть в рисунках. А придуманные истории к ним помогают глубже понять
анамнез проблемы и пути ее решения. Отвечая на наводящие вопросы о
дереве, ребенок рассказывает о себе: какое это дерево? С названием или без,
молодое или старое, здоровое или больное, одинокое или рядом растут еще
другие деревья, какие? О чем думает дерево? О чем оно мечтает? Что нужно
ему для роста, полноценной жизни? и др.
Это дерево мальчика 9
лет
с
суицидальными
попытками.
Став
жертвой
жестокого обращения отчима и
сверстников, ему не хотелось
жить.
Получив
экстренную
психологическую
помощь,
мать с детьми переехала в
другой
город
(вскрылись
факты сексуального насилия).
Такое загадочное дерево нарисовала
девочка
13
лет,
неоднократно
совершавшая попытки суицида и не
понимающая, что с ней происходит и
каковы
возможные
последствия
ее
поступков.
Рисунки
наглядно,
ярко
подчеркнули
нарушения
в
ее
психическом развитии. Это дерево
необычное,
без
названия,
больное,
засыхающее.
Ствол
перекручен,
красные и синие листья падают с
дерева, как капли крови с топора и
образуют
на
земле
целую
лужу.
Только один зеленый листочек еще
держится на ветке…
Рисунок
«несуществующее
животное»
этой
же
девочки
также
говорит
об отклонениях в развитии: тот же
топор,
капли
крови,
кровавые
клыки, шрам по лицу и телу,
потухшие
глаза…Придуманная
история к рисунку дает полную
картину
психоэмоционального
состояния девочки. «Животное без
названия, живет в одиночестве,
убивает других животных и ест их,
ранило себя и не чувствует боли.
Ему все равно…». Девочка была
направлена на консультацию к
психиатру, который впоследствии
назначил ей лечение.
Сравнивая
«Дерево»
при
первичной
диагностике
и
«Дерево»
в
конце
курса коррекционно-развивающих занятий, можно легко понять динамику
развития личности ребенка, результативность работы психолога.
Например, подросток 15 лет был замкнут в общении со сверстниками,
не уверен в себе, напряжен и тревожен при самовыражении. В конце курса
коррекционно-развивающей работы появились новые знакомства, награды
концертных выступлений, снялось напряжение при выходе на сцену.
Дмитрий стал более самостоятельно ориентироваться в окружающем мире,
выезжать за пределы города, реализовывать свои планы.
Рисунок
«Семья»
незаменим
в
исследовании
внутрисемейных
отношений, отношения ребенка к членам семьи. Рисунок отражает те
чувства, которые трудно выразить словами, помогает увидеть семью глазами
ребенка.
В
нарушенных
детско-родительских
отношениях
происходит
искажение реального состава семьи, исключение себя или замещение людей
символами, предметами.
Два раза девушка брала новый лист бумаги, рисовала себя, а маму не
могла нарисовать. Стирая, прекращая
рисование,
откладывала
листок,
разговаривала на другие темы, потом,
глубоко дыша, снова брала рисунок и
пыталась его закончить.
«Нет, так и не получилось» -
рисунок остался незавершенным. На
консультации
мама
задумалась
и
признала, что в последнее время совсем
мало времени уделяет дочери, утрачен
доверительный контакт.
Этот рисунок подтолкнул мать к
работе над собой и изменению стиля
общения с дочерью.
Здесь
за
кирпичным
забором
стоит вся семья, но каждый живет сам
по себе. Постоянные семейные конфликты стали причиной детских страхов,
эмоциональной напряженности и даже психосоматических нарушений.
Эта семья была направлена к психологу специалистами отдела опеки и
попечительства. Мать собиралась отдать дочь 13 лет в детский дом по
причине отсутствия взаимопонимания. Так самой первой появилась в
рисунке клетка, которую девочка долго и напряженно прорисовывала. С
семьей велась длительная работа по оптимизации детско-родительских
отношений.
Рисунок «Мое прошлое, настоящее, будущее» помогает понять без
лишних вопросов личностные переживания на протяжении всей жизни,
диагностировать фон настроения и самооценочные качества личности.
Спонтанный
рисунок
представляет большую
ценность
как
психотерапевтическая
техника.
Рисуя
и
описывая
свое
настроение,
страхи,
какую-либо ситуацию,
автор лучше понимает
себя,
свои
чувства,
учится справляться с
наболевшими
переживаниями.
Рисуя страхи,
ребенок вместе с
психологом преодолевает их: рисует себя крупнее, смелее, смывает страх под
водой, превращает его в смешное, необычное…Так чувство страха стирается
и меняется на положительные эмоции.
Разрывая страх на мелкие
кусочки,
превращаем его в салют!
Сминая нарисованный страх в комок, играем с ним, как с мячиком!
Сочинение историй, сказок
само по себе психотерапевтическое
занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку
внутренней реальности. Часто детские фантазии и истории являются актом
самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его
вопросы и пробует найти на них ответы.
Психоанализ детских рисунков, сказок дает родителям важную
информацию о структуре личности их ребенка, помогает на консультациях
подобрать
индивидуальные
методы
воспитания
и
коррекции
детско-
родительских отношений. Анализируя линию главного героя, мы составляем
достаточно целостную картину отношения автора к окружающему миру и
самому
себе,
моделей
его
поведения
в
различных
ситуациях,
индивидуального
восприятия
жизненных
трудностей
и
способов
их
преодоления.
Так, например, сказка, придуманная Данилом 9 лет, и совместный
психоанализ помогли мальчику лучше понять себя, посмотреть на себя со
стороны и изменить свое поведение, разрешить конфликты с бабушкой,
дедушкой. Мама, услышав на консультации отрывки из сказки сына, поняла
проблемы ребенка, смогла его глазами посмотреть на внутрисемейные
отношения и помочь сыну в личностном росте.
Даня сочинял сказку с продолжением в ходе нескольких занятий. Когда
он понял, что внук – герой сказки «получился» у него «нагловатый и
ленивый», он прервал анализ словами: «Не надо мне больше про него читать,
я помню, что сочинял и все понял». После этого, со слов мамы, мальчик даже
заболел (повысилась температура, болела голова), но потом поведение сына
резко изменилось. Он стал вежливее, добрее, самостоятельнее.
Долго коррекционно-развивающая работа с эгоцентричной девочкой
Лизой 7 лет не приносила желаемых результатов. Только после предложения
сочинять, проигрывать и зарисовывать сказки, Лиза пошла на открытый
психологический контакт. Появился интерес к занятиям, установились
доверительные отношения с психологом. Девочка сочинила сказку про
«Добро и Зло», в которой «вредная принцесса» в процессе работы
превращалась в добрую простую девочку. Вместе с Лизой мы склеили
книжечку, в которой девочка рисовала иллюстрации к этой сказке.
Некоторые сцены из сказки проигрывались и обсуждались.
Эти методы помогли достичь высоких результатов: наладились
отношения с младшей сестренкой, Лиза стала бесконфликтно общаться с
детьми в детском саду и во дворе, легко адаптировалась к новым
сверстникам и взрослым при поступлении в школу.
Гиперактивный и агрессивный Леон (5лет) часто сочинял сказки про
злого огнедышащего Дракона, который нападал на людей, рушил все вокруг
и пугал детей. Мы вместе рисовали этого дракона на доске цветными
мелками и работали с образом: стирали, дорисовывали, «превращали» в
других персонажей и «усмиряли» его.
Мальчик сочинял, как Дракон остался совсем один, как ему было
грустно и страшно без родных и друзей. Мы думали, почему так случилось и
как ему помочь, что сделать, чтобы он подобрел?
Так злой Дракон постепенно превращался в доброго, веселого
Дракошу. В завершающей сказке Дракоша позвал на свой день рождения
зверят, и они весело играли. Он нашел друзей и уже никого не обижал.
Вместе с Драконом менялся и Леон: прекратились драки в детском
саду, он стал самостоятельней и спокойней.
Настя
12
лет
испытывала
комплекс
неполноценности,
трудности общения со сверстниками.
Одноклассники
смеялись
над
ее
внешностью,
огромными
очками,
скованностью
движений.
Настя
часто плакала прямо в классе, от
чего насмешки усиливались.
Ее сказка подсказала выход из
проблемы. Просто надо набраться
смелости и заявить о себе, как и ее
герой Леший. В сказке одинокий Леший превратился в обычного мальчика
Лешу. Долго Настя не могла решиться на это.
Но когда она, забравшись на модуль в центре комнаты, все громче и громче
кричала о себе, ее самооценка повышалась, появлялась уверенность и
решительность.
Историю про несчастную девочку сочинила Надя 14 лет. «Мир казался
девочке пустым, опасным и печальным. Никто не понимал ее. Мама ругала и
била, подруги надсмехались, друг предал и забыл. Девочка ушла из дома и
превратилась в сухое дерево». Так Надя описывала свое депрессивное
состояние и попытки суицида. Эта история помогла вывести Надю на
доверительную беседу и начать с ней коррекционную работу.
Описанные проективные техники в сочетании с психологическими
упражнениями,
играми,
телесно-ориентированными,
релаксационными
техниками, психогимнастикой и другими методами помогают понять
причины возникновения проблемы, найти пути ее устранения, получить
положительную динамику в коррекционно-развивающей работе с детьми и
их родителями.
Из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Центра психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛИРА» г. Георгиевска
Н.А. Голубевой