Напоминание

Использование проективных психотехник в диагностической, коррекционно-развивающей работе с детьми.


Автор: Голубева Наталья Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "ЛИРА"
Населённый пункт: г. Георгиевск
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Использование проективных психотехник в диагностической, коррекционно-развивающей работе с детьми.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование проективных психотехник в диагностической,

коррекционно-развивающей работе с детьми.

Проективные психотехники предназначены для исследования тех

глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего

доступны

непосредственному

наблюдению

или

опросу.

Специфика

проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде

всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в

индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых

переживаний».

Проективных техник большое разнообразие. Хотелось бы рассмотреть

опыт применения некоторых графических методик и сочинения сказок,

историй.

В диагностике психоэмоционального состояния детей и подростков

проективные методики - важнейший психологический инструментарий

познания личности. В рисунках и придуманных сказках проявляются

бессознательные проблемы, которые скрыты глубоко в психике и порой не

осознаются человеком.

Так, например, рисунок «Дерево» отражает глубокие бессознательные

чувства к самому себе, переживания по отношению к окружающему миру.

Придуманная

история

к

рисунку

дает

дополнительную

интересную

информацию о структуре личности. У каждого получается свое дерево,

отражающее личностные проблемы.

Задержка

психического

развития,

одиночество,

повышенная

тревожность, беспокойство, страхи, нарушенная адаптация к социуму,

депрессивное состояние – все эти и другие личностные проблемы можно

увидеть в рисунках. А придуманные истории к ним помогают глубже понять

анамнез проблемы и пути ее решения. Отвечая на наводящие вопросы о

дереве, ребенок рассказывает о себе: какое это дерево? С названием или без,

молодое или старое, здоровое или больное, одинокое или рядом растут еще

другие деревья, какие? О чем думает дерево? О чем оно мечтает? Что нужно

ему для роста, полноценной жизни? и др.

Это дерево мальчика 9

лет

с

суицидальными

попытками.

Став

жертвой

жестокого обращения отчима и

сверстников, ему не хотелось

жить.

Получив

экстренную

психологическую

помощь,

мать с детьми переехала в

другой

город

(вскрылись

факты сексуального насилия).

Такое загадочное дерево нарисовала

девочка

13

лет,

неоднократно

совершавшая попытки суицида и не

понимающая, что с ней происходит и

каковы

возможные

последствия

ее

поступков.

Рисунки

наглядно,

ярко

подчеркнули

нарушения

в

ее

психическом развитии. Это дерево

необычное,

без

названия,

больное,

засыхающее.

Ствол

перекручен,

красные и синие листья падают с

дерева, как капли крови с топора и

образуют

на

земле

целую

лужу.

Только один зеленый листочек еще

держится на ветке…

Рисунок

«несуществующее

животное»

этой

же

девочки

также

говорит

об отклонениях в развитии: тот же

топор,

капли

крови,

кровавые

клыки, шрам по лицу и телу,

потухшие

глаза…Придуманная

история к рисунку дает полную

картину

психоэмоционального

состояния девочки. «Животное без

названия, живет в одиночестве,

убивает других животных и ест их,

ранило себя и не чувствует боли.

Ему все равно…». Девочка была

направлена на консультацию к

психиатру, который впоследствии

назначил ей лечение.

Сравнивая

«Дерево»

при

первичной

диагностике

и

«Дерево»

в

конце

курса коррекционно-развивающих занятий, можно легко понять динамику

развития личности ребенка, результативность работы психолога.

Например, подросток 15 лет был замкнут в общении со сверстниками,

не уверен в себе, напряжен и тревожен при самовыражении. В конце курса

коррекционно-развивающей работы появились новые знакомства, награды

концертных выступлений, снялось напряжение при выходе на сцену.

Дмитрий стал более самостоятельно ориентироваться в окружающем мире,

выезжать за пределы города, реализовывать свои планы.

Рисунок

«Семья»

незаменим

в

исследовании

внутрисемейных

отношений, отношения ребенка к членам семьи. Рисунок отражает те

чувства, которые трудно выразить словами, помогает увидеть семью глазами

ребенка.

В

нарушенных

детско-родительских

отношениях

происходит

искажение реального состава семьи, исключение себя или замещение людей

символами, предметами.

Два раза девушка брала новый лист бумаги, рисовала себя, а маму не

могла нарисовать. Стирая, прекращая

рисование,

откладывала

листок,

разговаривала на другие темы, потом,

глубоко дыша, снова брала рисунок и

пыталась его закончить.

«Нет, так и не получилось» -

рисунок остался незавершенным. На

консультации

мама

задумалась

и

признала, что в последнее время совсем

мало времени уделяет дочери, утрачен

доверительный контакт.

Этот рисунок подтолкнул мать к

работе над собой и изменению стиля

общения с дочерью.

Здесь

за

кирпичным

забором

стоит вся семья, но каждый живет сам

по себе. Постоянные семейные конфликты стали причиной детских страхов,

эмоциональной напряженности и даже психосоматических нарушений.

Эта семья была направлена к психологу специалистами отдела опеки и

попечительства. Мать собиралась отдать дочь 13 лет в детский дом по

причине отсутствия взаимопонимания. Так самой первой появилась в

рисунке клетка, которую девочка долго и напряженно прорисовывала. С

семьей велась длительная работа по оптимизации детско-родительских

отношений.

Рисунок «Мое прошлое, настоящее, будущее» помогает понять без

лишних вопросов личностные переживания на протяжении всей жизни,

диагностировать фон настроения и самооценочные качества личности.

Спонтанный

рисунок

представляет большую

ценность

как

психотерапевтическая

техника.

Рисуя

и

описывая

свое

настроение,

страхи,

какую-либо ситуацию,

автор лучше понимает

себя,

свои

чувства,

учится справляться с

наболевшими

переживаниями.

Рисуя страхи,

ребенок вместе с

психологом преодолевает их: рисует себя крупнее, смелее, смывает страх под

водой, превращает его в смешное, необычное…Так чувство страха стирается

и меняется на положительные эмоции.

Разрывая страх на мелкие

кусочки,

превращаем его в салют!

Сминая нарисованный страх в комок, играем с ним, как с мячиком!

Сочинение историй, сказок

само по себе психотерапевтическое

занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку

внутренней реальности. Часто детские фантазии и истории являются актом

самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его

вопросы и пробует найти на них ответы.

Психоанализ детских рисунков, сказок дает родителям важную

информацию о структуре личности их ребенка, помогает на консультациях

подобрать

индивидуальные

методы

воспитания

и

коррекции

детско-

родительских отношений. Анализируя линию главного героя, мы составляем

достаточно целостную картину отношения автора к окружающему миру и

самому

себе,

моделей

его

поведения

в

различных

ситуациях,

индивидуального

восприятия

жизненных

трудностей

и

способов

их

преодоления.

Так, например, сказка, придуманная Данилом 9 лет, и совместный

психоанализ помогли мальчику лучше понять себя, посмотреть на себя со

стороны и изменить свое поведение, разрешить конфликты с бабушкой,

дедушкой. Мама, услышав на консультации отрывки из сказки сына, поняла

проблемы ребенка, смогла его глазами посмотреть на внутрисемейные

отношения и помочь сыну в личностном росте.

Даня сочинял сказку с продолжением в ходе нескольких занятий. Когда

он понял, что внук – герой сказки «получился» у него «нагловатый и

ленивый», он прервал анализ словами: «Не надо мне больше про него читать,

я помню, что сочинял и все понял». После этого, со слов мамы, мальчик даже

заболел (повысилась температура, болела голова), но потом поведение сына

резко изменилось. Он стал вежливее, добрее, самостоятельнее.

Долго коррекционно-развивающая работа с эгоцентричной девочкой

Лизой 7 лет не приносила желаемых результатов. Только после предложения

сочинять, проигрывать и зарисовывать сказки, Лиза пошла на открытый

психологический контакт. Появился интерес к занятиям, установились

доверительные отношения с психологом. Девочка сочинила сказку про

«Добро и Зло», в которой «вредная принцесса» в процессе работы

превращалась в добрую простую девочку. Вместе с Лизой мы склеили

книжечку, в которой девочка рисовала иллюстрации к этой сказке.

Некоторые сцены из сказки проигрывались и обсуждались.

Эти методы помогли достичь высоких результатов: наладились

отношения с младшей сестренкой, Лиза стала бесконфликтно общаться с

детьми в детском саду и во дворе, легко адаптировалась к новым

сверстникам и взрослым при поступлении в школу.

Гиперактивный и агрессивный Леон (5лет) часто сочинял сказки про

злого огнедышащего Дракона, который нападал на людей, рушил все вокруг

и пугал детей. Мы вместе рисовали этого дракона на доске цветными

мелками и работали с образом: стирали, дорисовывали, «превращали» в

других персонажей и «усмиряли» его.

Мальчик сочинял, как Дракон остался совсем один, как ему было

грустно и страшно без родных и друзей. Мы думали, почему так случилось и

как ему помочь, что сделать, чтобы он подобрел?

Так злой Дракон постепенно превращался в доброго, веселого

Дракошу. В завершающей сказке Дракоша позвал на свой день рождения

зверят, и они весело играли. Он нашел друзей и уже никого не обижал.

Вместе с Драконом менялся и Леон: прекратились драки в детском

саду, он стал самостоятельней и спокойней.

Настя

12

лет

испытывала

комплекс

неполноценности,

трудности общения со сверстниками.

Одноклассники

смеялись

над

ее

внешностью,

огромными

очками,

скованностью

движений.

Настя

часто плакала прямо в классе, от

чего насмешки усиливались.

Ее сказка подсказала выход из

проблемы. Просто надо набраться

смелости и заявить о себе, как и ее

герой Леший. В сказке одинокий Леший превратился в обычного мальчика

Лешу. Долго Настя не могла решиться на это.

Но когда она, забравшись на модуль в центре комнаты, все громче и громче

кричала о себе, ее самооценка повышалась, появлялась уверенность и

решительность.

Историю про несчастную девочку сочинила Надя 14 лет. «Мир казался

девочке пустым, опасным и печальным. Никто не понимал ее. Мама ругала и

била, подруги надсмехались, друг предал и забыл. Девочка ушла из дома и

превратилась в сухое дерево». Так Надя описывала свое депрессивное

состояние и попытки суицида. Эта история помогла вывести Надю на

доверительную беседу и начать с ней коррекционную работу.

Описанные проективные техники в сочетании с психологическими

упражнениями,

играми,

телесно-ориентированными,

релаксационными

техниками, психогимнастикой и другими методами помогают понять

причины возникновения проблемы, найти пути ее устранения, получить

положительную динамику в коррекционно-развивающей работе с детьми и

их родителями.

Из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Центра психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛИРА» г. Георгиевска

Н.А. Голубевой



В раздел образования