Напоминание

«Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках физической культуры»


Авторы: Алексеева Ирина Борисовна, Карачева Дарья Валерьевна
Должность: учителя физической культуры
Учебное заведение: МБОУ " Лицей №1 ЗМР РТ"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках физической культуры»
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование информационно - коммуникативных технологий

на уроках физической культуры»

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе

является актуальной проблемой современного школьного образования. Цель общего развития учеников

решается путем включения в содержание изучаемой темы дополнительного материала из смежных

дисциплин и других источников. На основе достижений науки, техники, искусства, духовной и

материальной культуры учитель должен стремиться дать ученикам общую картину мира, а для этого

каждый вопрос изучаемой темы рассматривать широко, теоретически обоснованно, показывая его

практическую ценность.

Компетентность в области информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования

напрямую связана с активной деятельностью учителя и школьника в информационной компьютерной

среде.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков,

усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также

разнообразить формы обратной связи. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов

повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только

обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение,

образование, самореализацию. Использование информационно-компьютерных технологий открывает

для учителя новые возможности в преподавании урока по физической культуре. Изучение физической

культуры с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании

элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Сегодня необходимо,

чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с

использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и

увлекательным.

Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным,

эффективным и качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации

познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. В настоящее время принято

выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в образовании:

использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего

процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и

действительности;

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных

технологий, интернет – ресурсов, электронных учебников позволяют учителю достичь в ходе

проведения уроков максимальных результатов в решении таких задач, как:

1.Учебно-воспитательного процесса:

-повышение эффективности и качества процесса обучения;

-повышение активности познавательной деятельности.

2. Развитие личности обучающегося:

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3. Работа на выполнение социального заказа общества:

- подготовка информационно грамотной личности;

- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-

коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как

основное направление обучения предмету — двигательная активность. Но реалии современной жизни

таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично

вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие.

Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это

составление текстовых документов в программе «MS Office Word»:

• календарно – тематическое планирование;

• годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

• все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы

соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS Office Excel». Даёт

возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении соревнований

различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который

выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет

эффективно решать эту проблему.

На уроках физкультуры показ презентаций позволяет облегчить процесс обучения технически

сложных видов спорта (волейбол, баскетбол и т.д.). Учитель, работая с презентацией, имеет

возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это

необходимо для детального изучения и понимания материала в классе. Такой метод обучения

техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Результатами использования презентаций на уроках физкультуры являются:

а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;

б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол, другие виды

спорта;

в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);

Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием ИКТ

будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и

двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.

Использование ИКТ на уроках физической культуры возможно на всех этапах.

при изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует

учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда,

звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится

моделировать последовательность движений (собирает на компьютере пазл), что делает урок

более содержательным и увлекательным.

на стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока –

индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков

в каждом конкретном случае.

на этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные

ситуации. В результате в мыслительную деятельность включены все ученики. Степень их

самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных

знаний на практике. В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов

двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых он может составить целые спортивные

композиции на основе пройденного материала.

Эффективность применения ИКТ зависит от этапа урока. В начале изучения ИКТ применяются в

подготовительной части урока, при закреплении или проверке знаний – в заключительной части урока и

могут использоваться как проверка домашнего задания. Использование ИКТ не должно длиться на

уроке более 15 мин. подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 мин.

достаточно для усвоения техники двигательного действия или подачи нового материала, темы. По мере

необходимости лучше скорректировать технику при практическом освоении на следующих занятиях.

Использование информационных технологий в учебном процессе очень актуально. ИКТ

способствует формированию творческой личности учащихся, делает урок более многогранным,

интересным и ярким. Целесообразность использования ресурсов Интернет в разделе физическая

культура более результативен во внеклассной работе и внеурочной деятельности.

Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование личного

интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-познавательной

деятельности учащихся вне урока. Главное его назначение – помочь ученикам через тематические

странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-

сайта

учителя

помогает

формировать

информационную

компетенцию

учащихся,

повышает

эффективность обучения, сайт учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет

использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по

предмету. Новые информационные технологии являются полезным дополнением к уроку.

Таким образом, мы считаем, что при организации и проведении современного урока физкультуры

необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и

умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, расширять

общий

кругозор.

Информационно-коммуникативные

технологии

могут

существенно

повысить

эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением

задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.



В раздел образования