Автор: Прокофьева Надежда Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1577"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Урок развития речи в 10-11 классах
Тема: "Что такое духовная культура"
Раздел: полное образование
УРОКИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА МОРАЛЬНО-
ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА»
2 часа по развитию речи для 10-11 классов.
Урок 1.
Цель работы над тематическим блоком «Духовная культура»:
способствовать осознанию учащимися истинных ценностей человечества, на основе которых
возможно построение прогрессивного общества;
привлечь учащихся к обсуждению жизненно важных вопросов по защите культурных
ценностей;
найти себя в современном мире и объяснить этот мир для себя;
написать сочинение.
Цели как деятельность учеников:
Метапредметные: умение размышлять, обсуждать проблему, тренировка навыков самостоятельной
работы с литературой и другими источниками информации, отработка умения вести дискуссию и
отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет
право на существование.
Коммуникативные: слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и
аргументировать его, умение работать самостоятельно.
Личностные: проявление человеческих отношений: взаимоуважение, взаимопонимание,
сотворчество.
Развитие универсальных учебных действий (УУД):
Познавательных:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
выделять общее и частное в изучаемых объектах; устанавливать причинно-следственные
связи и зависимости между объектами; интерпретировать и обобщать информацию.
Регулятивных:
Формировать целевые установки учебной деятельности (удерживать цель деятельности до
получения ее результата.
Формировать умения контрольно-оценочной деятельности (оценивать результаты
деятельности (чужой, своей);;
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативных:
Организовывать продуктивное сотрудничество (выслушивать мнение собеседника, задавать
вопросы на понимание); составлять небольшие устные монологические высказывания,
"удерживать" логику повествования, приводить убедительные доказательства; писать
сочинение, используя информацию, полученную в ходе работы.
Личностных:
Ориентироваться в содержании понятия «духовная культура».
Осознавать важность духовных потребностей в формировании личности.
Формировать ценностное отношение к культурному наследию.
Предметных:
Расширение представлений учащихся о слове «культура».
Уточнение понятия «духовная культура».
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
Индивидуальная
Самостоятельная
Групповая
Методы обучения:
по виду информации – словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности - частично-поисковые, сравнения и анализ;
метод контроля и самоконтроля;
метод поощрения.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке:
тексты заданий к уроку;
"толковая страничка" - формулировки терминов и понятий, используемых на уроке;
тематические презентации «Творчество В.М.Васнецова», «Н. Рерих»;
опорные материалы (тексты для самостоятельной работы)
Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер.
Технологическая карта урока №1
Этап 1.
Вхождение в
тему урока и
создание
условий для
осознанного
восприятия
нового
материала
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые
УУД
7 мин.
Диагностика
эмоционального
состояния
учащихся
посредством использования карточек с лицами.
Регулятивные
УД:
Коррекция эмоционального состояния.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Современная жизнь необыкновенно
прогрессивна, информативна, но для человека на первом
месте, к сожалению, стоят материальные блага. Но не стоит
забывать о том, что не хлебом единым жив человек. Нам с
вами
предстоит
написать
сочинение-рассуждение
на
морально-этическую тему «Что такое духовная культура».
Это сложная проблема, поэтому я предлагаю ее сначала
обсудить, разобраться в сути этого вопроса.
Эпиграф:
Когда пожелаешь узнать
цену человеку, подведи его
к чужой беде или чужой радости.
Народная мудрость
Беседа с классом
.
Учитель:
Назовите слова, которые противопоставляются друг другу
по чувству
(беда
– радость
(по мере работы появляется
«условная»
таблица
понятий).
Беда
– 1) несчастье; 2) гибель (в сказочном варианте).
[Словарь С.И. Ожегова, стр. 37]
Радость
–
1) весёлое чувство; 2) то, что вызывает чувство радости; 3)
счастливое
событие,
обстоятельство.
[Словарь С.И. Ожегова, стр. 660]
В стародавние времена люди обожествляли птиц и животных,
наделяя их человеческими свойствами, голосом, одушевляли
их, и считалось, если человек попал в беду, то тот или иной
(злой или добрый) образ помогал человеку понять своё
состояние.
Художественно
эти
образы
изображались
с
человеческими головами или лицами. Эти божества были
героями
полотен
великого
русского
художника
В.М.Васнецова.
Демонстрация презентации о В.М.Васнецове.(
Приложение 1
)
и беседа по вопросам:
- Почему эти птицы изображены на картине?
1 –ый ученик:
(заранее подготовивший сообщение)
Алконост
.
В византийских и русских средневековых легендах
чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у
«Карточки»
(рефлексия своих
чувств).
Познавательные
УД:
«Визуализация
понятия».
Коммуникативны
е
УД :инициативно
е сотрудничество
в поиске и сборе
нее женский, тело — птичье, голос сладок, как сама любовь.
Услышавший пение Алконост от восторга может забыть все
на свете, но зла от нее нет, в отличие от Сирина.
Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а
погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит
безветренная
погода.
Согласно
древнегреческому
мифу,
Алкиона, супруга Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в
море и была превращена в птицу, названную по её имени
алкиона (зимородок).
Изображается
на
лубочных
картинах
полуженщиной-
полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей
головой, осененной короной и ореолом, в который иногда
помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоса есть
руки, в которых она держит райские цветы или сверток с
объяснительной надписью. Живет она на райском дереве, на
острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос,
как сама любовь. Когда она поет, то сама себя не ощущает.
Услышавший ее чудесное пение все в мире позабудет.
Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает.
Это птица радости.
2-ой ученик
: (заранее подготовивший сообщение)
А вот Сирин, темная птица, темная сила, посланница
властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин —
женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто
послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает,
причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин,
и смерть для него в этот миг — истинное блаженство. Даль в
знаменитом словаре объяснял так: «...мифичеcкое и церковное
птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины,
изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью»
(В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка").
В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю,
зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских
легендах сирин – воплощение несчастной души. Это птица
печали.
Вывод:
Действительно, Виктор Михайлович Васнецов. внес
вклад в мировую сокровищницу достижений – культуру.
Радость и горе идут рядом друг с другом, поэтому и сегодня
на уроке нас будут интересовать
человеческие качества,
отношения между людьми
.
информации;
Личностные УД:
формирование
потребности в
самовыражении и
самореализации,
позитивной
моральной
самооценки и
моральных
чувств
Этап 2.
Организация
и
самоорганиза
ция учащихся
в ходе
усвоения
материала.
Организация
обратной
связи.
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые
УУД
20 мин.
Работа учащихся в тетрадях.
Задание: Спишите, расставляя пропущенные буквы.
Два качества опред...ляют настоящего человека – добро и
спр...ведливость. Горе ушло (бы) с з...мли, если (бы) каждый
думал о человек... и о том, к кому относ...тся его слово или
поступок. Человек ст..новится человеком, когда забота о
других делается потребностью его души. Так начинается
человек.
(В.Корнилов)
Беседа по тексту:
-Каково ключевое слово в тексте В.Корнилова? (Человек.)
-Какое качество писатель считает самым важным в человеке?
(Забота о других.)
-Как вы понимаете выражение потребность души?
(Потребность – необходимость, часть души.)
Вернёмся к эпиграфу. Не поразило ли вас ещё что-то в словах
народной мудрости?
Словосочетание – цена человека. (Каким типом связи
образовано данное словосочетание?)
Цена –
1) денежное выражение стоимости товара;
2) затрата, жертва (ценою потерь);
3) роль, значение (цена дружбы).
[Словарь С.И. Ожегова, стр. 905]
-А можно ли измерить цену человека? Каким образом
человек приобретает ценность?
Регулятивные
УД: сбор
информации;
планирование -
определение
последовательнос
ти
промежуточных
целей с учётом
конечного
результата;
Познавательные
УД :поиск и
выделение
информации;
умение
структурировать
знания;
Работа с притчей.
(электронное сопровождение урока):
Послушайте притчу
, а, по мере прочтения её, я буду
прерывать чтение и задавать вопросы. (
Приложение 2)
Жил-был один человек, ну, очень странный.Как-то шел он
по дороге и на развилке присел отдохнуть на камень.
Глянул на него внимательнее - ба, да это же настоящее
золото! Вот так находка! Что с ним делать-то?
Постараемся ответить на вопрос: что с ним делать-то. Если бы
это случилось с вами...
Одному даже с места не сдвинуть. Бежать за тележкой
тоже нельзя – вдруг кто другой утащит. Стал он звать на
помощь.
На помощь какого человека он рассчитывал, если боялся, что
камень утащат?
Но никто не откликнулся.
Почему никто не откликнулся? Внимательно прослушайте,
как эту ситуацию объясняет притча.
Одни всё время под ногами стекляшки собирают, другие в
небо глядят – вдруг что упадет.
Иные не верят, а последние, что быстро идут и всех
обгоняют – не слышат.
Растолкуйте пояснение.
-Какие типы людей представлены в притче
?
Вывод: В притче представлены разные люди по восприятию
мира:«слепые», «видящие», «верящие», «неверящие» и т.д.
Этап 3.
Практикум
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые
УУД
10 мин.
Задание:
Замените слова из притчи синонимичными
понятиями. Рядом запишем противоположные качества.
(учащиеся заполняют таблицу)
1 - собирает
стекляшки
мир через
очки (слепые)
видящие
2 - глядит в небо
ожидающие
прогрессивные
3 - не верят
неверящие
верящие
4 - быстро идут,
не слышат
неслышащие
(глухие)
слышащие
Текст притчи:
Так бы с голоду и помер на своем камне, да, к счастью,
мимо шёл странник. Сел, посторожил его камень, пока он
за тележкой бегал. Он ему долю предлагал, а странник
ответил: «Вот чудак! Да таких камней золотых кругом
полно, куда ни глянь. Главное для человека в другом. А
золото, оно что? Условность. Тяжелое и блестит».
Беседа:
Поговорим про этих, оставшихся героев притчи.
Герой странник. Странник. Странник?!
Странный герой? Что вы о нём узнали нового?
-К какому бы типу людей вы отнесли странного и странника?
- Каких людей называют «странными»? Что может
вызвать у вас ощущение, что человек, которого вы видите
странный?»
Запись в тетради.
Странный – необычный, непонятный, вызывающий
недоумение. [Словарь С.И. Ожегова, стр. 798].
Для странного человека главной ценностью стали
материальные блага.
Золотой слиток выявил его качества.
Может быть, это и добрый человек, он умеет поделиться
своим сокровищем, но почему же странник ответил ему:
«Главное для человека в другом»?
-Как вы думаете, о чём не сказал странник странному
человеку? Почему не сказал? Утаил? Какова мораль данной
притчи?
Личностные УД
формирование
потребности в
самовыражении и
самореализации,
позитивной
моральной
самооценки и
моральных
чувств
Коммуникативны
е УД
умение слушать и
вступать в
диалог;
интегрироваться
в группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество
со сверстниками
и взрослыми.
планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками;
инициативное
сотрудничество
в поиске и сборе
информации;
разрешение
конфликтов;
управление
поведением
партнера;
умение
выражать свои
мысли в
соответствии с
условиями
коммуникации;
Вывод:
Не всё то золото, что блестит.
Проблемный вопрос:
Какой же должен быть человек?
Проверка домашнего задания.
Приведите, пожалуйста, высказывания о человеке из
домашнего задания. (Учащиеся зачитывают выписанные
высказывания)
-Чем заинтересовало это высказывание? Почему оно
выбрано
?
Задание:
Завершите мысль в «условной» таблице.
Цена человека определяется не количеством золота, а ... .
(Записываем в «условную» таблицу итог – вывод о «цене»).
Задание:
Запишите ещё одно высказывание человека, которого больше
всего любил и ценил Васнецов.
По словам Достоевского, «человек – целый мир, отражающий
состояние душевной чистоты».
-Как вы понимаете данное высказывание?
Вывод: человек – это целый мир. Каждый человек уникален и
неповторим. И каждый должен осознавать, что он –
единственный, особенный, значащий. Достоевский высоко
ценил духовное начало в человеке, то есть мир души.
Этап 4.
Проверка
полученных
результатов.
Коррекция
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые
УУД
5 мин.
Задание:
Как вы понимаете , что такое «мир души» человека?
Приведите примеры из литературы.
Регулятивные
УД:
выделение и
осознание
учащимися того,
беда – радость
цена человека
мир души
состояние
роль жизни
духовная
культура
(Это внутренний мир человека, его нравственные качества,
мироощущение).
После проведенной работы создается банк аргументов по
данной теме.
Проблема
Произведение,
автор
Пример
Нравственная
стойкость
А.
Солженицын
«Один день
Ивана
Денисовича»
Алешка – герой рассказаА.
Солженицына «Один день
Ивана Денисовича», как раз
является
примером
духовного
человека.
Он
попал в тюрьму из-за своей
веры, но не отказался от
неё,
напротив,
этот
молодой человек отстаивал
свою
правду
и
пытался
донести
её
до
других
заключенных. Ни один его
день
не
проходил
без
чтения
Евангелия,
переписанного в обычный
блокнот.
Душевная
глубина,
духовность
Л. Н. Толстой
«Война и мир»
Писатель наделил одного из
главных
героев
своего
произведения,
Андрея
Болконского,
не
только
внешним благородством, но
и внутренним, которое он
открыл в себе не сразу.
Андрею
Болконскому
пришлось много пережить,
многое
переосмыслить,
прежде
чем
он
смог
простить
своего
врага,
умирающего
Анатоля
Курагина,
интригана
и
предателя, к которому он
до этого испытывал лишь
ненависть.
Этот
пример
иллюстрирует способность
благородного
человека
достигнуть
подлинной
духовной высоты.
что уже усвоено и
что ещё нужно
усвоить,
осознание
качества и уровня
усвоения.
Познавательные
УД :
умение
структурировать
знания; умение
применения
знаково-
символических
действий,
включая
моделирование;
построение
логической цепи
рассуждений
Личностные УД:
личностное
самоопределение
на основе
выработки
ценностных
ориентаций
Этап 5.
3 мин.
Рефлексия.
Учитель:
Оцените свою деятельность на уроке.
Каждый человек по – своему относится к миру, его
окружающему. И любой из нас не должен остаться
Познавательные
УД:
умение
структурировать
знания;
умение адекватно
Итоги урока.
Домашнее
задание.
равнодушным. Мир души должен обогащаться
впечатлениями. У души человека, как вы мне сказали, есть
потребность, необходимость в новых впечатлениях и эти
впечатления должны, в первую очередь, быть добрыми.
Домашнее задание: Напишите небольшое размышление о том,
что, по вашему мнению, есть мир души.
передавать
содержание
текста;
установление
причинно-
следственных
связей.
"Толковая страничка" - формулировки терминов и понятий
Приложение 1. Презентация о Васнецове
Сообщение о В. М. Васнецове
Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе в большой патриархальной семье
деревенского священника. Вятская губерния славилась тогда местными мастерами и мастерицами.
Они и вышивали, и резали по дереву, разрисовывали ложки и мебель, глиняные расписные игрушки.
А природа края... Холмистые перелески и таежные глухие леса, извилистые речки и широкие
равнины таили в себе особое очарование. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских
богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Дар
Васнецова очевиден. В 1885 его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только
что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать
памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей. Стены
собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и
диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно:
отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться
от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора
смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие
русские люди, поборники свободы и справедливости. Его картины – настоящие сокровища таланта.
Перед нами иллюстрация картины Виктора Михайловича Васнецова «Сирин и Алконост» - «Песнь
радости и печали», исполненная в 1896 году.
На данной картине изображены две птицы с
человеческими лицами. Об этих птицах повествует «Книга пророка Исайя» в «Ветхом завете». Сирин
и Алконост пели о счастье и горе человеческом.
Приложение 2 ( текст притчи)
Жил-был один человек, ну, очень странный. Как-то шел он по дороге и на развилке присел
отдохнуть на камень. Глянул на него внимательнее - ба, да это же настоящее золото! Вот так
находка! Что с ним делать-то? Одному даже с места не сдвинуть. Бежать за тележкой тоже нельзя –
вдруг кто другой утащит. Стал он звать на помощь. Но никто не откликнулся. Одни всё время под
ногами стекляшки собирают, другие в небо глядят – вдруг что упадет.
Иные не верят, а последние, что быстро идут и всех обгоняют – не слышат. Так бы с голоду и помер
на своем камне, да, к счастью, мимо шёл странник. Сел, посторожил его камень, пока он за тележкой
бегал. Он ему долю предлагал, а странник ответил: «Вот чудак! Да таких камней золотых кругом
полно, куда ни глянь. Главное для человека в другом. А золото, оно что? Условность. Тяжелое и
блестит».
Технологическая карта урока № 2
Цель:
продолжить работу над данной темой;
выяснить, какие впечатления способны обогатить мир души;
выделить ключевые составляющие понятия «культура»
Ресурсы: история создания «Лунной сонаты Бетховена», презентация о Н.К.Рерихе, индивидуальные
сообщения учеников на темы: «Историческая справка о жизни Рериха»
«Рерих и Ивановская земля», « Картины Рериха»,
Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, CD диск .
Этап 1.
Вхождение в
тему урока и
создание
условий для
осознанного
восприятия
нового
материала
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые
УУД
7 мин.
Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством
использования карточек с лицами. (
Приложение 1
)
Коррекция эмоционального состояния.
Учитель:
Ребята, сегодня мы продолжаем работу над проблемой «Что
такое духовная культура?»
Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.
(ответы учащихся).
Проверка домашнего задания
На дом вам было задано- написать небольшое сочинение о том,
что есть мир души.
(Учащиеся зачитывают написанные сочинения. Обсуждение)
Беседа:
Регулятивные
УД:
«Карточки»
(рефлексия
своих чувств).
Каждый человек по – своему относится к миру, его
окружающему. И любой из нас не должен остаться
равнодушным, читая художественные произведения или
слушая классическую музыку. Мир души должен обогащаться
впечатлениями. У души человека, как вы мне сказали, есть
потребность, необходимость в новых впечатлениях.
Приложение 2. История создания "Лунной сонаты"
(Прослушивание «Лунной сонаты» Бетховена (1 часть).
Во время исполнения музыкального произведения звучит
высказывание Василия Александровича Сухомлинского о
красоте (учитель читает под музыку).
Мы приходим в мир для того, чтобы постичь красоту,
утвердить, создать ее.
-_Что такое, на ваш взгляд, красота? (высказывания детей).
Учитель:
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком
потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд,
розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных
просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание
марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского
снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в
мириадах
капель
утренней
росы,
серые
нити
дождя
в
пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте,
нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел
и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту.
Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем
сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась
радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню
кузнечика,
журчание
весеннего
ручейка
и
переливы
серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе,
шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны
и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание,
слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и
ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.
Небольшая пауза)
Звучит 2 часть сонаты.
Не правда ли, есть что-то завораживающее, волшебное в этих
звуках? Хочется мечтать, радоваться, благодарить природу за
Познавательные
УД:
«Визуализация
понятия».
Коммуникативн
ые УД:
инициативное
сотрудничество
в поиске и сборе
информации;
Личностные УД:
формирование
потребности в
самовыражении
и
самореализации,
позитивной
моральной
самооценки и
моральных
чувств
Регулятивные
то, что она дала человеку возможность чувствовать,
сопереживать, обогащать внутренний мир, наполняя его
красочным содержанием, духовным содержанием, дополняя
культурный опыт.
Согласны ли вы с тем, что сопричастность к миру прекрасного
способствует приобщению человека к культуре?
УД:
Целеполагание
как постановка
учебной задачи
на основании
соотнесения
того, что уже
известно и
усвоено
учащимися, и
того, что ещё
неизвестно;
Этап 2.
Организация
и
самоорганиза
ция учащихся
в ходе
усвоения
материала.
Организация
обратной
связи.
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые
УУД
10 мин.
Сегодня мы продолжим работу над понятием КУЛЬТУРА.
Однозначного ответа на данный вопрос не найти. Давайте по
порядку.
Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с
латинского означало «возделывание земли».
Запись в тетради
Культура
делится
на
материальную культуру,
которая
включает в себя предметы человеческого труда
и духовную, это представления, идеи, ценности и идеалы,
традиции и обычаи, нормы и правила.
Упражнение на соотнесение образцов материальной и
духовной культуры (Индивидуальные карточки):
Соедините
линиями
соответствующие
понятия:
материальная культура
-
духовная культура
(архитектурные сооружения; книги, газеты, журналы; кодекс
гимназии; воинский долг; автомобили; семейные традиции;
Регулятивные
УУД: «Сбор
информации».
Регулятивные
УД:планировани
е - определение
последовательно
сти
промежуточных
целей с учётом
конечного
результата;
Познавательные
УД:
поиск и
выделение
информации;
умение
пословицы, поговорки)
- Так что же такое «культура»?
(работаем с понятием по
толковой страничке)
Культура
–
1)
совокупность
достижений
человечества;
2)
культурность;
3)
разведение
растения;
4)
разводимое
растение;
5) высокий уровень чего-либо.
[
Словарь С.И. Ожегова, стр. 286 ]
Но есть еще понятие «культурность». Как вы думаете, что оно
обозначает?
Культурность
- нормы поведения культурного человека.
–
Этому секрету уже очень много лет. Еще Конфуций
говорил: то, что ищет человек совершенный, находится
внутри него, а то, что ищет несовершенный, – у других.
-Так что же отличает культурного человека от человека,
который считает себя «культурным»?
–
цивилизованность
и
образованность,
–
интеллигентность
и
ответственность,
– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего
начала,
–
любовь
к
природе
и
Родине,
–
признательность
и
умение
быть
благодарным,
– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,
– почитание знания, творческий труд и стремление к высокому
качеству,
– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,
– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,
– утонченность и культура сердца...
Человеком высокой культуры был Николай Константинович
Рерих. Духовность этого человека уникальна.
Что такое духовность? (Высказывания детей)
Духовность
– свойство души, состоящее в преобладании
нравственных
и
интеллектуальных
интересов
над
материальными.
[
Словарь С.И. Ожегова, стр. 185]
Духовность
проявляется целым рядом человеческих качеств:
любовь к ближнему и всему миру, забота об общем благе,
структурировать
знания;
стремление
к
прекрасному,
человечность,
сострадание,
терпимость
(религиозная,
идеологическая
и
т.
п.),
великодушие, бескорыстие, дружелюбие, самоотверженность,
доброжелательность, справедливость, трудолюбие, мужество в
трудных
жизненных
ситуациях,
самообладание,
чувство
ответственности,
искренность
и
т.
п.
Назовите слово – антоним данному. (бездуховность).
Бездуховностью
является всё, что разъединяет, разрушает,
противопоставляет части целому. Имеет явные признаки:
злобность, бесчеловечность, зависть, жестокость, ненависть,
корыстолюбие, идеологическая и религиозная нетерпимость,
властолюбие, лицемерие, ложь, насилие, предательство, страх,
неблагодарность, насмешка, брань и т. п.
Вывод:
Таким образом, мы дали определение таким понятиям, как
культура, культурность, духовность и бездуховность.
Этап 3.
Практикум
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые
УУД
20 мин.
Задание:
Выберите из вышеперечисленных качеств то, о котором вы
хотели бы узнать больше (на маленьких выданных листочках
учащиеся прописывают их для дальнейших бесед).
Николая
Константиновича
Рериха
тоже
волновали
эти
проблемы. Сообщение о Н.К.Рерихе.
Приложение 3. Презентация о Н.К.Рерихе
Приложение 4. Индивидуальное сообщение ученика
«Историческая справка о жизни Рериха»
Приложение 5. Индивидуальное сообщение ученика. Рерих и
Ивановская земля
Приложение 6. Индивидуальное сообщение ученика. Картины
Рериха
Вывод: (высказывания учащихся)
Н.К.
Рерих
–
выдающаяся
личность,
борец
за
охрану
культурных сокровищ. 15 апреля 2005 года прогрессивное
человечество отмечало юбилейную дату: 70 лет со дня
знаменательного
события
–
подписания
Международного
договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира
Личностные УД:
формирование
потребности в
самовыражении
и самореализаци
моральных
чувств
Коммуникативн
ые УД:
умение слушать
и вступать в
диалог;
интегрироваться
в группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со сверстниками
и взрослыми;
(Пакта Рериха). Символом движения по защите культурных
ценностей человечества было принято Знамя Мира, которое
также является Знаменем (Знаком) Культуры. «Моя идея о
сохранении художественных и научных ценностей, – писал
Н.К.
Рерих,
–
прежде
всего
заключалась
в
создании
международного
импульса
к
обороне
всего
самого
драгоценного, чем живо человечество ... знак должен говорить
человечеству
о
сокровищах
прекрасных».
Это
белое
полотнище, на котором изображены три соприкасающихся
круга
–
прошлые,
настоящие
и
будущие
достижения
человечества, окруженные кольцом Вечности.
Проект
договора
вместе
с
обращением
художника
к
правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929
году на различных языках и получил всемирную известность.
Но вскоре предложенный Рерихом знак был заменен другим.
Этот
знак
представляет
собой
заостренный
книзу
щит,
разделенный на четыре части, синего и белого цветов. Это
особый отличительный знака для культурных ценностей,
находящихся под специальной защитой.
Приложение 3. (Слайд 21 «Знамя мира»)
Учитель:
Вот и сегодня наш урок защищён этим знаком.
Почему?
Что же относится к культурным ценностям? (Высказывания
детей).
К культурным ценностям относятся высшие достижения
человечества в различных сферах человеческой деятельности –
материальные и духовные ценности культуры. Исторические
памятники,
скульптурные,
архитектурные
сооружения,
предметы культуры прошлого, а также музеи, научные,
художественные, образовательные и культурные учреждения.
В
частности:
- ценности, движимые или недвижимые, которые имеют
большое значение для культурного наследия каждого народа,
такие,
как:
- памятники архитектуры, искусства или истории (религиозные
или
светские),
-
археологические
месторасположения,
архитектурные
ансамбли,
которые
в
качестве
таковых
представляют
исторический
или
художественный
интерес,
-
произведения
искусства,
-
книги,
рукописи,
-
другие
предметы
художественного,
исторического
или
археологического
значения,
- научные коллекции или важные коллекции книг, архивных
материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками;
инициативное
сотрудничество
в поиске и сборе
информации;
умение
выражать свои
мысли в
соответствии с
условиями
коммуникации;
здания: музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов,
центры сосредоточения ценностей.
Из
духовных
ценностей
–
общее
благо,
гуманизм
(человеколюбие), патриотизм, коллективизм, оптимизм и т. п.
Культурным
ценностям
угрожают
опасности
самого
различного характера, и Рерих, боровшийся с угодничеством,
приспособленчеством,
лицемерием,
первым
заговорил
о
сохранении их для будущего.
Обратим внимание на толковую страничку
(о качествах
человека).
-Как эти качества характеризуют человека? Зачитайте.
Лицемерие
–
поведение,
прикрывающее
неискренность,
злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
[Словарь С.И. Ожегова, стр. 299]
Приспособленчество
– (презрительное) человек, который
приспосабливается к обстоятельствам, маскируя свои истинные
взгляды.
[Словарь С.И. Ожегова, стр. 550]
Угодничество
–
подобострастное
стремление
угодить
(синоним – низкопоклонство).
[Словарь С.И. Ожегова, стр. 854]
Это
негативные
качества
личности.
-Как вы думаете, каково духовное содержание человека с
такими качествами? Будут ли ценными такие качества для
других людей? Почему?
Задание:
Прочитайте
стихотворение
поэта
Михаила
Львова,
догадайтесь, какое слово в нем пропущено.
Нет, не права ________ душа,
Собой живя, одной собой дыша,
За той душой богатства – ни гроша.
Ни люди, ни зверье ее не примут –
Не даст житья ее __________ климат.
Ее лучи _________ и нищи.
Причины очерственья не ищи –
Условия... ошибки воспитанья.
Ей нету никакого оправданья.
За ней нет правды, даже небольшой,
И нету права числиться душой.
Ее и с камнем сравнивать не должно.
Из камня все же дом построить можно.
(Ученики могут дать варианты неправильные. Задача учителя –
объяснить причину ошибочного суждения).
Пропущенное слово – холодный (в разных формах).
-О ком говорят «холодная душа»? (О безразличном человеке,
эгоистичном, самовлюбленном)
-Какое богатство за душой подразумевает автор?
(Это
доброта, чуткость, умение сопереживать, отзывчивость,
милое сердце.)
-Соберите семантический ряд, который развивает смысл
словосочетания
холодная душа
(Холодная душа – нет
богатства – нет житья – очерствение.)
-Назовите
причины
очерствения.
(«Условия...
ошибки
воспитанья») (Рассуждения учащихся.)
-Какими
морфологическими
средствами
выражена
идея
«неправильности»
существования
холодной
души?
(Все
стихотворение пронизано отрицаниями – с первого слова-
предложения; далее следуют отрицательные частицы, союз
ни – ни, отрицательные глагольные формы нет, «нету»).
Вывод:
Конечно, тяжело сознавать тот факт, что человек не способен
полностью
избавиться
от
факторов,
разрушающих
его
духовную жизнь. И все-таки жизнь человека зависит от него
самого, от того, как он смотрит на мир вокруг себя и каким он
этот мир видит.
Этап 4.
Проверка
полученных
результатов.
Коррекция
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые
УУД
5 мин.
Беседа:
Учитель: Против «холодных и бездушных» обращают свои
слова мастера поэтического и прозаического слова, заставляя
задуматься о себе и своей жизни. Академик Д.С. Лихачёв в
своих философских размышлениях «Письма о добром и
прекрасном», адресованных молодому поколению, учил и
учился у своего опыта (на выставке книга Д. С. Лихачёва
«Письма…»)
Прочитаем коллаж из писем Дмитрия Сергеевича.
Приложение 7. Выдержки из писем академика Лихачева
Регулятивные
УД:
выделение и
осознание
учащимися того,
что уже усвоено
и что ещё нужно
усвоить,
осознание
качества и
уровня
усвоения.
Д.С.
Задание: сформулируйте задание к данному произведению;
какие вопросы, проблемы в нем затронуты?
(учащиеся
записывают выделенные проблемы в тетради).
Познавательные
УД:
построение
логической цепи
рассуждений
Этап 5.
3 мин.
Рефлексия.
Итоги урока.
Домашнее
задание.
Приложение 8. Рефлексия (Просмотр слайдов с
изображением сада )
-Что вы видите на этом рисунке?
-Как вы думаете, а почему я показала вам именно сад? Именно
такой, ухоженный заботливыми руками садовника? (Он радует
глаз во время цветения и ароматами, когда деревья
начинают плодоносить)
-О чем бы вам хотелось подумать. Оказавшись в этом саду?
Выводы:
Человек без духовной жизни не существует. От качества, от
содержания, направленности духовной жизни, по сути своей,
должно зависеть качество самой личности человека. В своей
духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит
добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает,
находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная
жизнь есть личная принадлежность каждого человека, и она
закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он
откроется
другим,
доверит
им
сокровенные
помыслы,
переживания, мечтания, планы и т.д. Однако, как бы он не
открылся другим, всё равно, это будет только малая часть той
многогранности, что находится в нём.
Культура – сад благоуханный, где лучшие плоды творений
человеческих,
но
сад
этот
требует
ухода:
заботливо
поддерживать каждый росток добра и не допускать сорнякам
беспрепятственно разрастаться. Необходимо постоянно вести
борьбу против роста бурьяна в своем сознании. При каждом
проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же
волей пресекать возможность свободного их проявления и
обуздывать их. Хороший садовник следит ежедневно за
каждым растением в саду.
Домашнее задание.
Предлагаемые
темы
сочинений:
1. «Лишь духовными ценностями живо человечество».
2.
«Почему
нужно
защищать
культурные
ценности?»
3. «Человек, будь человечнее!
Познавательные
УД:
умение
структурировать
знания;
умение
адекватно
передавать
содержание
текста;
установление
причинно-
следственных
связей.
Личностные УД:
личностное
самоопределени
е на основе
выработки
ценностных
ориентаций
Урок 2.
Приложение 1.Карточки с лицами (смайлики).
Приложение 2. История создания "Лунной сонаты"
14 соната (до - диез минор) История возникновения "Лунной сонаты" ярка и интересна. Бетховен
назвал ее "Соната в духе фантазии". А название "Лунная", уже после смерти композитора, дал ей
один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади
озера и безмятежно плывущей по ней лодки. Как раз в то время, когда Бетховен ощутил
приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О
своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей
жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы
понять гениального учителя. Она – воспитанная в аристократической семье – свысока смотрела на
своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта
Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа. "Лунная соната" и была создана в эту
трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: "Посвящается
графине Джульетте Гвичарди". Соната впервые прозвучала в 1802 году.
Приложение 3. Презентация о Н.К.Рерихе
Приложение 4. Индивидуальное сообщение «Историческая справка о жизни Рериха»
В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает «богатый славой». По семейному преданию
ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов
в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров. Другие были политиками, военачальниками,
среди них был даже шведский офицер, сражавшийся против Петра Великого в период русско-
шведской кампании. Впоследствии его потомки, исповедовавшие лютеранскую веру, обосновались
на северо-западе России.
Николай Константинович Рерих родился в Петербурге, на Васильевском острове. Предки Н.К.
Рериха по отцовской линии принадлежали к древнему скандинавскому роду и переселились в
Россию в начале XVIII века. Отец его был владельцем нотариальной конторы, видным юристом,
человеком большой культуры и широкой эрудиции. В 1893 г. он становится студентом одновременно
Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, слушает лекции на
историко-филологическом
факультете,
участвует
в
деятельности
Императорского
Русского
археологического общества изучает древние летописи, грамоты, рисунки. Н.К. Рерих отправляется в
археологические экспедиции, путешествует по древнерусским городам, знакомится с русским
фольклором, архитектурой. Результатом поездок 1903-1904 гг. стали свыше 90 картин, посвящённых
истории Руси. В 1906 г. Н.К. Рерих возглавил Рисовальную школу Императорского Общества
поощрения художеств – крупнейшее в России художественно-промышленное учебное заведение.
Интерес к жизни древних славян, к истокам Руси органично соединился с интересом к Востоку –
колыбели человеческой цивилизации
Приложение 5. Индивидуальное сообщение « Рерих и Ивановская земля»
В 1897 году за картину "Гонец" на тему древней истории Н. Рериху было присуждено звание
художника. Вскоре он отправляется в путешествие по древнему великому водному пути "из варяг в
греки", которое дает ему массу впечатлений, необходимых в творческой работе. Молодой художник
совершает в 1903-1904 годах, вместе с женой, не менее интересное путешествие по старинным
русским городам.
"Какие это славные места! – восторженно писал Николай Константинович в дневнике путешествия. –
Широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на
самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река,
чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях. И гордо светились на все стороны белые
вежи". Н.К. Рерих в 1903 году посетил не только Суздаль, но и глубинку, где нашел кусочки
старины. Художник побывал в селах Торки и Шекшово Суздальского уезда.
В том же Шокшове меня поразила церковь чистотою своих форм: совершенный XVII век. – писал
Н.К. Рерих. – Между тем узнаю, что только недавно справляли ее столетие. Удивляюсь и нахожу
разгадку. Оказывается, церковь строили крестьяне всем миром и нарочно хотели строить под
старину. Сохраняется и приятная окраска церкви, белая с охрой, как на храмах Романова-
Борисоглебска".
Совершая паломничество по градам и весям русским, художник живо интересовался и старинными
сказаниями, легендами, обрядами, предметами быта, одеждой и нарядами. Все служило для Рериха
источником вдохновения, творчества, обогащало его духовно. Он и живописец, и этнограф, и поэт, и
археолог, и театральный декоратор…
Изъездив, исходив Русь вдоль и поперек, он после революции (через Европу, затем Америку)
отправился на Восток изучать индийскую культуру. Но и с гималайских вершин он продолжал
видеть неповторимую "синеву далей" России, красоту ее городов, величие русского народа, языка…
"Любите Родину. Любите Народ Русский", - завещал "всем, всем" Николай Рерих. "Спешите,
товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей страны… Запечатлевайте чудесные обломки для
будущих зданий жизни", - так говорил в начале века выдающийся русский художник и
путешественник Николай Константинович Рерих.
Приложение 6. Индивидуальное сообщение о картинах Рериха.
Одна из центральных тем творчества – любовь к родной земле. Сам он говорил: «...Учась у природы
упорству, несмотря на все недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния».
Художник создаёт большое количество живописных и литературных произведений на восточные
сюжеты, заимствованные в основном из индийской мифологии. «Учение Шамбалы, - пишет Н.К.
Рерих, - чрезвычайно жизненно. Не мечты, но самые практические советы даются в этом учении с
Гималаев».
Главная ошибка – упрощённое понимание Шамбалы, поиск точного места на географической карте.
Путь в Шамбалу – это путь сознания. Вместе с женой основывают Институт гималайских
исследований «Урусвати».
Институт, привлёкший внимание многих крупных учёных, в частности А. Эйнштейна, Н.И. Вавилова
прекратил свою деятельность в связи со второй мировой войной. Свойство, отличавшее этого
великого человека до последних его дней – поразительная работоспособность. Общее число его
живописных полотен колеблется по оценкам искусствоведов от пяти до семи тысяч.
Его картины полны волшебства. Его природа видит и слышит, трава шепчет, деревья кажутся
заколдованными великанами. Настоящим открытием стала архитектура гор, вросших, словно
кристаллы, в самых неприступных местах. Это древние храмы, высеченные в скалах!
«Сознание красоты спасёт мир» - девиз, который Рерих пронёс через жизнь.
Приложение 7. Выдержки из писем академика Лихачева Д.С.
Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им
самим. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его
воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери,
даже ворота — триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской
литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления,
которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать
квартиры-музеи — значит постепенно обогащаться духовно.
Лишите человека его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не
будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но
если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет
отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы
удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность
другого человека, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия,
злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет человек... Ненавязчиво и
ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой
входит в прошлое.
Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков.
Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности —
нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего,
которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и
умножением духовных запросов, даже и важнее.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит
память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали,
значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и
плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам
истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не
должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый
обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Человеческая культура в целом
обладает памятью.
Приложение 8. Рефлексия. Презентация.