Авторы: Нестерова Дарья Александровна, Ларионова Надежда Прокопьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка" детский сад №4 "Аистёнок"
Населённый пункт: г.Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми младшего возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий.
Тема: «Расскажем медвежонку, что такое зима».
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ
«РАССКАЖЕМ МЕДВЕЖОНКУ, ЧТО ТАКОЕ ЗИМА».
Цель: развитие связной речи детей с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи:
1. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие.
2. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
3. Развивать память, мышление, воображение, творческую фантазию.
4. Упражнять в нахождении противоположных понятий через сравнение сезонов зимы и
лета.
5. Развивать связную речь, речевое дыхание.
6. Формировать умение составлять текст-описание, используя мнемотаблицу.
7. Формировать познавательный интерес к окружающему миру.
Воспитатель. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети улыбаются друг другу, приветствуют друг друга рукопожатиями)
Сюрпризный момент (Приход медвежонка)
Воспитатель: У нас с вами сегодня необычный гость. А прежде, чем он появится, вы
попробуйте отгадать, кто же это может быть. Я вам немного подскажу: наш гость не
является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать «Да - нет», а ответы
помогут вам угадать нашего гостя.
Игра «Данетка»
- Это игрушка?
- У него есть шерсть?
- У него есть хвост?
- Это животное?
- Оно рычит?
- Оно сладкое любит?
- Оно спит зимой?
- Это медведь?
Воспитатель (медвежонок): Здравствуйте, ребята!
Мама-медведица мне рассказала, что все медведи зимой спят.
А что зимой бывает, мне так хочется узнать.
Вы мне расскажете об этом?
Воспитатель: Мы с ребятами постараемся.
Воспитатель:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,
Значит, к нам пришла... (зима)
Воспитатель: Мне очень интересно, а за что вы любите зиму?
Дети: Любим, когда много снега, можно в снежки играть, снеговиков лепить, кататься на
санках, коньках, на бубликах.
Воспитатель: А всё ли хорошо зимой? Или что-то плохое бывает?
Дети: Бывает, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда на дороге гололед, можно
поскользнуться, упасть; можно поесть снег и заболеть.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, зима отличается от лета?
Дети: Да…
Игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (Метод системного анализа.
Цель: формирование системного мышления (оценивание прошлого и настоящего
объектов, предметов).
Воспитатель: Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.
Летом - жарко, а зимой - …
Дети. Холодно.
Воспитатель. Летом на деревьях листья, а зимой – …
Дети. Листьев нет (или лежит снег).
Воспитатель. Зимой земля покрыта снегом, а летом - …
Дети. Травой.
Воспитатель: Летом день длинный, а зимой - …
Дети: Короткий.
Воспитатель: Летом люди гуляют на улице много, а зимой –
Дети: Мало.
Воспитатель: А теперь давайте немного с вами отдохнём.
Физминутка «На дворе у нас мороз».
На дворе у нас мороз (хлопают себя ладонями по плечам).
Чтобы носик не замёрз («греют» носики),
Надо ножками потопать (топают ногами)
И ладошками похлопать. (хлопают в ладошки).
С неба падают снежинки, (поднимают руки над головой и делают хватательные движения,
словно ловят снежинки.)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Поднимаем выше ноги. Мы идём, идём, идём (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом.
Воспитатель: Отлично поиграли.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице? (Ответы детей: пение птиц,
сигналы машин…)
Воспитатель: А еще мы можем услышать шум ветра и вьюги.
Ребята, а давайте мы сейчас покажем медвежонку, как завывает вьюга.
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХР-ХР-ХРХР!
Воспитатель: Какой звук мы слышим, когда дворник чистит снег?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
Воспитатель: Давайте представим, что каждому из нас на варежку упала снежинка.
Попробуем её сдуть.
(Проводится дыхательное упражнение «Снежинка». Вдох носом и короткий сильный
выдох; вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).
Воспитатель: Сейчас на варежку упало много снежинок, сдуваем их (вдох носом и
медленный прерывистый выдох).
Воспитатель (медвежонок): Ребята, какие вы молодцы! Вы очень много рассказали мне о
зиме. Но моя мама - медведица тоже никогда не видела зиму. Как же мне рассказать ей о
зиме. Вы поможете мне?
Воспитатель: Конечно, медвежонок. А помогут нам в этом зимние картинки.
(мнемотаблица «ЗИМА») (Метод системного анализа. Цель: формирование системного
мышления (оценивание прошлого и настоящего объектов, предметов).
Мозгового штурма. Метод каталога. Цель: обучение творческому рассказыванию,
обогащение активного словарь, развитие фантазирования.)
Рассказ детей: «Наступила зима. Солнышко спряталось за темными тучами. Часто идет
снег. Ребята гуляют на улице. Они играют в снежки и лепят снеговика. Зимой ребята
катаются на санках и коньках».
Воспитатель (медвежонок): Спасибо большое! Ваш рассказ помог мне узнать многое о
зиме.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами нарисуем зимние картинки и отправим
медвежонку и маме-медведице в лес.
Воспитатель (медвежонок): До свидания, ребята! Жду ваши рисунки!
Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Что вам больше всего понравилось, что запомнилось?
- Что было трудного в заданиях?
- Вы все старались и были просто молодцы.