Автор: Глебова Ирина Владимировна
Должность: Студентка
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Камышловский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Камышлов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие познавательного интереса старших дошкольников посредством технологии детского коллекционирования на занятиях
Раздел: дошкольное образование
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое
развитие».
Тема: «Коллекция ракушек».
Возрастная группа: старшая группа (5 – 6 лет)
Цель: развитие познавательных интересов, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,
о свойствах моллюсков (по форме, размеру, цвету).
Задачи занятия:
Образовательные задачи:
- формировать умение различать моллюсков (по размеру, величине, цвету)
-формировать бережное отношение к природным ресурсам, дать понятие коллекционер, раскрыть суть его вида
деятельности, назначении коллекций;
Развивающие задачи:
развивать познавательные интересы детей, любознательность, инициативность;
развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие
связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- расширять представления детей о разных видах моллюсков совершенствовать умение определять предметы по
признакам материала;
- развивать воображение, сообразительность;
Воспитательные задачи:
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг
друга;
формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Планируемый результат:
Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг
друга;
У детей обогащается чувственный опыт, развивается умение фиксировать его в речи. Совершенствуется восприятие
(активно включаются все органы чувств);
У детей развивается внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие
связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
У детей развивается инициативность, умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос,
понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого, отвечать полным
предложением;
Дети проявляют интерес, любознательность, инициативность;
У детей активизируется и обогащается словарь, дети называют геометрические формы, цвет, величину;
Дети демонстрируют представления о мерах безопасности в работе с мелкими предметами;
Дети различают предметы (ракушки) по признакам (величине, цвету, форме);
Демонстрируют потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Оборудование: различные пуговицы, емкости с маркерами для классификации пуговиц (белые большие, средние и
маленькие пуговицы; зеленые большие, средние и маленькие пуговицы; красные большие, средние и маленькие
пуговицы; синие большие, средние и маленькие пуговицы; черные большие, средние и маленькие пуговицы;
пуговицы в форме цветочка; пуговицы треугольной формы; пуговицы квадратной формы), иллюстрации по истории
пуговиц, различной одежды с пуговицами, листы бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски.
Предварительная работа: беседа о коллекционировании, работа с родителями по сбору ракушек.
№
Этап,
продолжител
ьность
Этапы
технологии
детского
коллекционир
ования
Задачи этапа
Методы,
формы,
приемы
Деятельность педагога
Предполагаемая
деятельность
детей
Планируемый
результат
1.
Организацио
нно-
мотивационн
ый этап
Подготовитель
ный –
заинтересовать
предстоящей
деятельностью
Собрать
внимание
детей и
смотивировать
их на
совместную
деятельность;
создавать
условия для
ознакомления
детей с
осязаемым
свойством
предмета;
воспитывать
доброжелатель
ное отношение
к друг другу
Беседа
Воспитатель мотивирует детей
к деятельности.
Воспитатель
с
детьми
стоят
в
кругу,
воспитатель
предлагает
детям
закрыть
глаза
и
послушать
звучание
музыки.
Звучит
музыка
«Шум моря».
- Ребята, закройте глаза я
сейчас вам включу музыку,
а
вы
послушайте
и
скажите, что вы слышите.
-Да, ребята, это шум моря,
а вы хотите побывать в
морском царстве?
Внимательно
слушают
воспитателя и
отвечают на
вопросы.
Дети
смотивированы на
совместную
деятельность;
дети знакомы с
осязаемым
свойством
предмета;
проявляют
доброжелательное
отношение
к друг другу
2.
Основной этап
2.1
Этап
постановки
проблемы
Поиск
черт
сходства
и
различия между
объектами
в
ходе
обсуждения-
рассуждения,
поиск
возможных
оснований
для
их группировки.
Классификация
объектов
по
группам.
Активизировать
знания по теме.
Опора на опыт
детей,
необходимый
для
освоения
нового умения.
Разделить
объекты
на
группы
в
соответствии
с
подсказками.
Беседа,
вопросы
демонстрация
иллюстраций,
эмоционально
е
стимулирован
ие
подсказ,
создание
ситуации
успеха
поощрение
Воспитатель организует игры и
творческие
задания
реалистического
и
фантастического
плана.
Организует обсуждение объекта
и его свойств с реалистической и
фантастической точек зрения.
-
Давайте заглянем под волну.
Открывается голубая вуаль, а
там различные ракушки.
Воспитатель вместе с детьми
отмечает
необычность
их
формы,
окраски,
рисунка
,
размера и т.д.
-Ребята, посмотрите, чем
ракушки отличаются друг от
друга?
-Как по-другому можно
назвать ракушку?
(Раковина, домик, укрытие,
панцирь)
- Чей это домик? Кто жил в
нём?
- Когда раковину можно взять
в руки?
(Только убедившись, что в ней
никто не живет).
-А вы знаете, что большие
раковины называют
поющими? Закройте глаза и
послушайте, о чем поют
ракушки
Детям предлагают взять
большие раковины и
послушать.
-Что вы слышите?
Включение детей в
обсуждение
объектов
и
их
свойств.
Дети
классифицируют
объекты
по
группам.
Дети
проявляют
интерес
к
совместной
деятельности.
У детей развивается
восприятие
внимание,
память,
наблюдательность,
способности
выделять
характерные,
существенные
признаки предметов
и
явлений
окружающего мира;
умения
устанавливать
простейшие
связи
между
предмета-ми
и явлениями, делать
простейшие
обобщения;
Дети
различают предметы
(фантики от конфет)
по
признакам
(величине,
цвету,
форме),
умеют
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
предметы
по
признакам
(величине,
цвету,
форме);
У
детей
активизируется
и
обогащается словарь,
дети называют цвет,
-Вы послушали, как
замечательно они поют, а
теперь возьмите
понравившиеся раковины,
посмотрите на них
внимательно и расскажите о
них, чем они вам понравились.
Как вы думаете, давно ли они
появились на Земле?
Это
очень
древние
животные,
которые
появились на Земле много-
много лет назад
.
Ракушки
бывают – речные - морские
– двустворчатые – завитые.
-Ракушки встречаются во
всех
океанах
мира
от
полярных
регионов
до
тропиков, и редкий пляж
обходится без нескольких
раковин на границе воды.
Поэтому
у
людей
появилась возможность их
собирать
и
составлять
интересные коллекции.
Редкие
и
особенно
красивые
виды
раковин
ценятся очень высоко, они
использовались
как
украшения,
имели
религиозное и ритуальное
значение,
до
сих
пор
являются
важным
источником
пищи
для
народов, заменяют деньги.
Коллекционирование
величину, форму).
раковин даёт возможность
изучать виды из разных
уголков
мира.
Но
из-за
ограниченного количества
этих видов на любителях
лежит
огромная
ответственность
за
сохранение ракушек.
Никогда нельзя забывать,
что раковина — это дом
живого существа.
Если раковина подобрана
на пляже, то, разумеется,
моллюск,
живший
там
некогда, её покинул, но
если в раковине всё ещё
живёт
создавший
её
организм, то коллекционер
обязан серьёзно задуматься
над тем, кому она нужна
больше.
Физминутка
снять
Мышечное
напряжение и
подготовить к
дальнейшей
деятельности;
Упражнение
, показ,
объяснение
А теперь давайте поиграем
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
Дет
выполняют
действия
за
воспитателем
Дети
готовы
к
предстоящей
деятельности
2.2
Этап
ознакомления
с материалом
Размещение
материала
в
классификацион
ной
таблице
размещение
в
емкости в виде
Разделить
объекты
на
группы
в
соответствии
с
подсказками.
Беседа,
эмоционально
е
стимулирован
ие,
поощрение
Воспитатель с детьми стоят у
стола,
классифицируют
предметы по признакам (форма,
размер, величина)
-Теперь
ребята,
давайте,
разделимся на группы каждая
Дети
разделились
на
группы.
Размещают
моллюсков
по
группам.
Дети
проявляют
доброжелательное
отношение
к
сверстникам в ходе
совместной
деятельности;
коллекции
группа возьмет себе по тарелки,
где есть подсказка признака по
которому
нужно
собрать
моллюсков , по таким признакам
как , величина, форма, цвет. А
потом мы проверим правильно
ли
команды
собрали
в
свою
тарелочку моллюсков.
- Посмотрите у нас еще остались
моллюски.
Они
подходят
к
нашим подсказкам? Нет, но мы
можем
их
оставить
в
нашей
коллекции? (ответы детей)
- А вы бы хотели, чтобы наша
коллекция
пополнялась?
Что
тогда для этого нужно сделать.
Правильно, Ксюша, попросить у
родителей и принести разных
моллюсков из дома.
2.3
Этап
практическог
о
решения
проблемы
Побудить
желание
использовать
магниты
в
совместной
деятельности
Учить
детей
анализировать
свою
деятельность.
Беседа,
вопросы
Воспитатель
стимулирует
детей
к
самоанализу
собственной
деятельности,
задаёт им вопросы.
- Ребята,
какое у вас сейчас
настроение?
- Миша, что мы с вами делали?
- Саша, тебе понравилось сегодня
заниматься?
-
Диана,
что
тебе
сегодня
понравилась делать?
- Настя, что для тебя было
сегодня трудно?
- Денис, тебе было интересно
составлять коллекцию?
- Ребята, и мне понравилось с
вами заниматься.
Дети
высказывают
свое
мнение.
Слушают
воспитателя.
Дети
оценивают
собственную
деятельность.
3.
Заключительн
Узнать у детей,
Сориентировать
Беседа,
- Диана, кому бы ты хотела
Дети
высказывают
Дети демонстрируют
ый этап
что нового они
узнали
об
экспонатах
коллекции.
детей
на
самостоятельну
ю деятельность в
режимных
моментах
и
семье,
подбор
материала
по
теме
с
родителями,
пополнение
коллекции.
Поощрение
рассказать о том, чем мы сегодня
занимались?
- Хорошо! А как вы думаете,
ребята, которых сегодня не было
в садике, хотели бы узнать о
нашей
коллекции?
Давайте,
расскажем им, когда они придут
в детский сад!
- А какие еще коллекции вы бы
хотели создать? (ответы детей)
Хорошо, давайте в следующий
раз
составим
коллекцию
пуговиц?
Тогда
что
нам
необходимо
сделать для этого?
У кого есть дома пуговицы?
Попросите
у
родителей
и
принесите в детский сад разные
пуговицы.
свое мнение.
потребность
делиться
своими
впечатлениями
с
воспитателями
и
родителями.
Дети
принимают
предложение,
заинтересовываются
предстоящей
деятельностью.