Напоминание

Развитие познавательного интереса старших дошкольников посредством технологии детского коллекционирования на занятиях


Автор: Глебова Ирина Владимировна
Должность: Студентка
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Камышловский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Камышлов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие познавательного интереса старших дошкольников посредством технологии детского коллекционирования на занятиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое

развитие».

Тема: «Коллекция ракушек».

Возрастная группа: старшая группа (5 – 6 лет)

Цель: развитие познавательных интересов, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,

о свойствах моллюсков (по форме, размеру, цвету).

Задачи занятия:

Образовательные задачи:

- формировать умение различать моллюсков (по размеру, величине, цвету)

-формировать бережное отношение к природным ресурсам, дать понятие коллекционер, раскрыть суть его вида

деятельности, назначении коллекций;

Развивающие задачи:

развивать познавательные интересы детей, любознательность, инициативность;

развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности анализировать, сравнивать, выделять

характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие

связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

- расширять представления детей о разных видах моллюсков совершенствовать умение определять предметы по

признакам материала;

- развивать воображение, сообразительность;

Воспитательные задачи:

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг

друга;

формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Планируемый результат:

Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг

друга;

У детей обогащается чувственный опыт, развивается умение фиксировать его в речи. Совершенствуется восприятие

(активно включаются все органы чувств);

У детей развивается внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять

характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие

связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

У детей развивается инициативность, умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос,

понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого, отвечать полным

предложением;

Дети проявляют интерес, любознательность, инициативность;

У детей активизируется и обогащается словарь, дети называют геометрические формы, цвет, величину;

Дети демонстрируют представления о мерах безопасности в работе с мелкими предметами;

Дети различают предметы (ракушки) по признакам (величине, цвету, форме);

Демонстрируют потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Оборудование: различные пуговицы, емкости с маркерами для классификации пуговиц (белые большие, средние и

маленькие пуговицы; зеленые большие, средние и маленькие пуговицы; красные большие, средние и маленькие

пуговицы; синие большие, средние и маленькие пуговицы; черные большие, средние и маленькие пуговицы;

пуговицы в форме цветочка; пуговицы треугольной формы; пуговицы квадратной формы), иллюстрации по истории

пуговиц, различной одежды с пуговицами, листы бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски.

Предварительная работа: беседа о коллекционировании, работа с родителями по сбору ракушек.

Этап,

продолжител

ьность

Этапы

технологии

детского

коллекционир

ования

Задачи этапа

Методы,

формы,

приемы

Деятельность педагога

Предполагаемая

деятельность

детей

Планируемый

результат

1.

Организацио

нно-

мотивационн

ый этап

Подготовитель

ный –

заинтересовать

предстоящей

деятельностью

Собрать

внимание

детей и

смотивировать

их на

совместную

деятельность;

создавать

условия для

ознакомления

детей с

осязаемым

свойством

предмета;

воспитывать

доброжелатель

ное отношение

к друг другу

Беседа

Воспитатель мотивирует детей

к деятельности.

Воспитатель

с

детьми

стоят

в

кругу,

воспитатель

предлагает

детям

закрыть

глаза

и

послушать

звучание

музыки.

Звучит

музыка

«Шум моря».

- Ребята, закройте глаза я

сейчас вам включу музыку,

а

вы

послушайте

и

скажите, что вы слышите.

-Да, ребята, это шум моря,

а вы хотите побывать в

морском царстве?

Внимательно

слушают

воспитателя и

отвечают на

вопросы.

Дети

смотивированы на

совместную

деятельность;

дети знакомы с

осязаемым

свойством

предмета;

проявляют

доброжелательное

отношение

к друг другу

2.

Основной этап

2.1

Этап

постановки

проблемы

Поиск

черт

сходства

и

различия между

объектами

в

ходе

обсуждения-

рассуждения,

поиск

возможных

оснований

для

их группировки.

Классификация

объектов

по

группам.

Активизировать

знания по теме.

Опора на опыт

детей,

необходимый

для

освоения

нового умения.

Разделить

объекты

на

группы

в

соответствии

с

подсказками.

Беседа,

вопросы

демонстрация

иллюстраций,

эмоционально

е

стимулирован

ие

подсказ,

создание

ситуации

успеха

поощрение

Воспитатель организует игры и

творческие

задания

реалистического

и

фантастического

плана.

Организует обсуждение объекта

и его свойств с реалистической и

фантастической точек зрения.

-

Давайте заглянем под волну.

Открывается голубая вуаль, а

там различные ракушки.

Воспитатель вместе с детьми

отмечает

необычность

их

формы,

окраски,

рисунка

,

размера и т.д.

-Ребята, посмотрите, чем

ракушки отличаются друг от

друга?

-Как по-другому можно

назвать ракушку?

(Раковина, домик, укрытие,

панцирь)

- Чей это домик? Кто жил в

нём?

- Когда раковину можно взять

в руки?

(Только убедившись, что в ней

никто не живет).

-А вы знаете, что большие

раковины называют

поющими? Закройте глаза и

послушайте, о чем поют

ракушки

Детям предлагают взять

большие раковины и

послушать.

-Что вы слышите?

Включение детей в

обсуждение

объектов

и

их

свойств.

Дети

классифицируют

объекты

по

группам.

Дети

проявляют

интерес

к

совместной

деятельности.

У детей развивается

восприятие

внимание,

память,

наблюдательность,

способности

выделять

характерные,

существенные

признаки предметов

и

явлений

окружающего мира;

умения

устанавливать

простейшие

связи

между

предмета-ми

и явлениями, делать

простейшие

обобщения;

Дети

различают предметы

(фантики от конфет)

по

признакам

(величине,

цвету,

форме),

умеют

анализировать,

сравнивать,

классифицировать

предметы

по

признакам

(величине,

цвету,

форме);

У

детей

активизируется

и

обогащается словарь,

дети называют цвет,

-Вы послушали, как

замечательно они поют, а

теперь возьмите

понравившиеся раковины,

посмотрите на них

внимательно и расскажите о

них, чем они вам понравились.

Как вы думаете, давно ли они

появились на Земле?

Это

очень

древние

животные,

которые

появились на Земле много-

много лет назад

.

Ракушки

бывают – речные - морские

– двустворчатые – завитые.

-Ракушки встречаются во

всех

океанах

мира

от

полярных

регионов

до

тропиков, и редкий пляж

обходится без нескольких

раковин на границе воды.

Поэтому

у

людей

появилась возможность их

собирать

и

составлять

интересные коллекции.

Редкие

и

особенно

красивые

виды

раковин

ценятся очень высоко, они

использовались

как

украшения,

имели

религиозное и ритуальное

значение,

до

сих

пор

являются

важным

источником

пищи

для

народов, заменяют деньги.

Коллекционирование

величину, форму).

раковин даёт возможность

изучать виды из разных

уголков

мира.

Но

из-за

ограниченного количества

этих видов на любителях

лежит

огромная

ответственность

за

сохранение ракушек.

Никогда нельзя забывать,

что раковина — это дом

живого существа.

Если раковина подобрана

на пляже, то, разумеется,

моллюск,

живший

там

некогда, её покинул, но

если в раковине всё ещё

живёт

создавший

её

организм, то коллекционер

обязан серьёзно задуматься

над тем, кому она нужна

больше.

Физминутка

снять

Мышечное

напряжение и

подготовить к

дальнейшей

деятельности;

Упражнение

, показ,

объяснение

А теперь давайте поиграем

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

Дет

выполняют

действия

за

воспитателем

Дети

готовы

к

предстоящей

деятельности

2.2

Этап

ознакомления

с материалом

Размещение

материала

в

классификацион

ной

таблице

размещение

в

емкости в виде

Разделить

объекты

на

группы

в

соответствии

с

подсказками.

Беседа,

эмоционально

е

стимулирован

ие,

поощрение

Воспитатель с детьми стоят у

стола,

классифицируют

предметы по признакам (форма,

размер, величина)

-Теперь

ребята,

давайте,

разделимся на группы каждая

Дети

разделились

на

группы.

Размещают

моллюсков

по

группам.

Дети

проявляют

доброжелательное

отношение

к

сверстникам в ходе

совместной

деятельности;

коллекции

группа возьмет себе по тарелки,

где есть подсказка признака по

которому

нужно

собрать

моллюсков , по таким признакам

как , величина, форма, цвет. А

потом мы проверим правильно

ли

команды

собрали

в

свою

тарелочку моллюсков.

- Посмотрите у нас еще остались

моллюски.

Они

подходят

к

нашим подсказкам? Нет, но мы

можем

их

оставить

в

нашей

коллекции? (ответы детей)

- А вы бы хотели, чтобы наша

коллекция

пополнялась?

Что

тогда для этого нужно сделать.

Правильно, Ксюша, попросить у

родителей и принести разных

моллюсков из дома.

2.3

Этап

практическог

о

решения

проблемы

Побудить

желание

использовать

магниты

в

совместной

деятельности

Учить

детей

анализировать

свою

деятельность.

Беседа,

вопросы

Воспитатель

стимулирует

детей

к

самоанализу

собственной

деятельности,

задаёт им вопросы.

- Ребята,

какое у вас сейчас

настроение?

- Миша, что мы с вами делали?

- Саша, тебе понравилось сегодня

заниматься?

-

Диана,

что

тебе

сегодня

понравилась делать?

- Настя, что для тебя было

сегодня трудно?

- Денис, тебе было интересно

составлять коллекцию?

- Ребята, и мне понравилось с

вами заниматься.

Дети

высказывают

свое

мнение.

Слушают

воспитателя.

Дети

оценивают

собственную

деятельность.

3.

Заключительн

Узнать у детей,

Сориентировать

Беседа,

- Диана, кому бы ты хотела

Дети

высказывают

Дети демонстрируют

ый этап

что нового они

узнали

об

экспонатах

коллекции.

детей

на

самостоятельну

ю деятельность в

режимных

моментах

и

семье,

подбор

материала

по

теме

с

родителями,

пополнение

коллекции.

Поощрение

рассказать о том, чем мы сегодня

занимались?

- Хорошо! А как вы думаете,

ребята, которых сегодня не было

в садике, хотели бы узнать о

нашей

коллекции?

Давайте,

расскажем им, когда они придут

в детский сад!

- А какие еще коллекции вы бы

хотели создать? (ответы детей)

Хорошо, давайте в следующий

раз

составим

коллекцию

пуговиц?

Тогда

что

нам

необходимо

сделать для этого?

У кого есть дома пуговицы?

Попросите

у

родителей

и

принесите в детский сад разные

пуговицы.

свое мнение.

потребность

делиться

своими

впечатлениями

с

воспитателями

и

родителями.

Дети

принимают

предложение,

заинтересовываются

предстоящей

деятельностью.



В раздел образования