Напоминание

ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ MS EXCEL


Автор: Алексеева Елена Гаврииловна
Должность: Учитель информатики и математики
Учебное заведение: МАОУ СШ №8 "Созидание"
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
Тема: ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ MS EXCEL
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ

КЛАСС»

1.

Фамилия Имя Отчество авторов: Алексеева Е.Г.

2.

Класс: 9

3.

Предмет: информатика

4.

Тема: ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ MS

EXCEL

5.

Место урока в теме и в программе по предмету:

5 урок в теме, по

программе 34 урок.

6.

Цель: к концу урока каждый ученик будет:

знать:

­

типы и виды диаграмм;

­

выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной

задачей

(таблицы,

схемы,

графики,

диаграммы)

с

использованием

соответствующих программных средств обработки данных;

­

оценивать себя, границы своего знания и незнания;

7.

Инструменты

проверки

достижения

результата:

Задания

повышенной

сложности (Приложение 5)

8.

Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Самостоятельная работа дома: 20 минут

Работа в классе:

Начало урока 5 минут

Урок 30 минут

Завершение урока (защита работы), рефлексия 10 минут

9.

Организационно-педагогические условия и описание хода урока

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОМА (20 минут)

За

два

дня

до

урока

учащимся предлагается посмотреть презентацию,

размещенную

в

электронном

журнале,

написать

конспект

и

алгоритм

построения диаграмм.

В период до предполагаемого урока учитель периодически проверяет

ход выполнения домашнего задания, напоминает ученикам о необходимости

его выполнения. Если у некоторых учеников нет дома компьютера с выходом

в Интернет, то учитель организует в классе просмотр презентации.

Текст домашнего задания:

Ребята! Чтобы наш урок прошел успешно, посмотрите, пожалуйста,

дома презентацию.

Придерживайтесь этого плана:

1.

Скачайте презентацию на рабочий стол. Изучите основные понятия и

определения.

2.

Напишите краткий конспект.

3.

Заполните таблицу (Приложение №1)

Необходимые дидактические материалы

- Презентация, видео

- (Приложение 1)

Проверка домашнего задания таблиц перед уроком (цель учителя

проверить, смотрели ли учащиеся видео).

НАЧАЛО УРОКА

Перед тем, как перейти к самому уроку, идет актуализация знаний:

- Ребята, вспомним, какую работу выполняли дома?

- Какие трудности у вас были при выполнении домашнего задания?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Проверка понимания содержания домашнего задания (Приложение

2) (цель учителя - проверить, насколько внимательно смотрели учащиеся

видео и определиться с дальнейшим сценарием).

Самооценивание по критериям (Приложение 2).

Внести данные в маршрутный лист урока (Приложение 3).

Определение сценария урока. В зависимости от выполнения домашнего

задания

и

оценки

сценарий

урока

может

разворачиваться

следующим

образом:

-домашнее

задание

выполнено

и

находится

на

стадии

полного

понимания темы большинством – см. сценарий 1

-количество

выполнивших

(понявших)

и

не

выполнивших

(не

понявших) домашнее задание приблизительно равно – см. сценарий 2

-домашнее

задание

выполнено

и

находится

на

стадии

полного

понимания темы меньшинством – см. сценарий 3

УРОК

-Ребята,

вы

такие

молодцы,

все

очень

ответственно

подошли

к

выполнению домашнего задания. Значит, сегодня вы сможете быть моими

помощниками.

Сценарий 1. Домашнее задание выполнено и находится на стадии

полного понимания темы большинством учащихся (за проверку домашней

работы набрали 4-5 баллов).

Совместная постановка целей на урок (знать, уметь): как вы думаете,

чему же мы будем учиться на уроке?

- учиться визуализировать данные в MS EXCEL с помощью графиков и

диаграмм, менять и настраивать внешний вид диаграмм, анализировать

диаграммы

Договориться с детьми о критериях оценивания заданий.

Форма работы

Задание

Индивидуальная

работа на

компьютере

Построить

объемную

коническую

гистограмму,

наглядно отображающую данные о горных системах

мира.

Определить

максимальную

и

минимальную

высоты

горных

вершин.

Ячейки,

в

которых

выполнена

заливка

серым

цветом,

применить

формулы.

(Приложение 4 №1)

Групповая работа без

компьютеров

(деление на группы

произвольное)

Задание повышенной сложности Базового ЕГЭ по

математике. Чтение графиков и диаграмм.

(Приложение 5)

Групповая работа (в

том же составе)

Если осталось время, защитить работу.

(Приложение 5)

После

выполнения

каждого

задания

организуется

проверка

и

внесение баллов по критериям в маршрутный лист (Приложение 3 №1).

Сценарий 2. Количество выполнивших (понявших) и не выполнивших

(не понявших) домашнее задание приблизительно равно.

Совместная

постановка

целей

на

урок

(знать,

уметь)

для

каждой

категории детей свои цели: как вы думаете, чему же мы будем учиться на

уроке?

- Учиться строить графики по алгоритму в MS EXCEL, анализировать

диаграммы.

Учащиеся делятся на группы по уровню понимания темы, и каждая

группа работает в соответствии со своим маршрутным листом. Учитель

объединяет

детей,

допустивших

большое

количество

ошибок

или

не

выполнивших домашнее задание, в одну группу, и под руководством учителя

происходит фронтальная беседа по изучаемой теме. Остальные учащиеся

самостоятельно работают в группах. Это небольшие группы (5-6 человек),

которые хорошо усвоили изучаемый материал и готовы применять свои

знания на практике.

В

конце

урока

все

объединяются

и

выполняют

общее

групповое

задание.

Форма работы

Задание

1 часть

Индивидуальная

работа

на

компьютере. 1 группа (сильные)

Время: 15 мин.

Построить

объемную

коническую

гистограмму,

наглядно

отображающую

данные

о

горных

системах

мира.

Определить

максимальную

и

минимальную

высоты

горных

вершин.

Ячейки,

в

которых

выполнена

заливка

серым

цветом, применить формулы.

(Приложение 4 №1).

Индивидуальная

работа

на

компьютере. 2 группа (средние)

Время: 25 мин.

Построить график функции у=х

2

-0,5

на интервале от -5 до 5 с шагом 1.

по алгоритму. (Приложение 4 №2).

Работа с учителем. 3 группа (слабые,

не смотрели видео)

Время: 20 мин.

Просмотр

презентации

и

видео.

Заполнить

таблицу,

написать

алгоритм

построения

диаграмм.

Фронтальная беседа:

- Что такое диаграмма?

- Какие существуют основные типы

диаграмм?

Что такое ряд данных?

Какой алгоритм построения

диаграмм вы узнали?

2 часть

Групповая

работа

без

компьютеров

Группа 1 (сильные)

Время: 20 мин.

Задание

повышенной

сложности

Базового ЕГЭ по математике. Чтение

графиков и диаграмм.

(Приложение 5)

Парная (сильные - средние)

Время: 10 мин.

Для группы 1(сильные) – объяснить и

научить

группу

2

(средние)

выполнять

задания

повышенной

сложности

базового

ЕГЭ

по

математике.

Чтение

графиков

и

диаграмм.

(Приложение 5)

Работа

на

компьютере

3

группа

(слабые, не смотрели видео)

Время: 15 мин.

Выполнение задания на

построение

диаграммы,

позволяющую

сравнить

высоту

наиболее

известных

водопадов

России

по

алгоритму

без

использования

формул. (Приложение 4 №3).

3 часть

Групповая (для всех групп)

Защита

задания

повышенной

сложности

базового

ЕГЭ

по

математике.

Чтение

графиков

и

диаграмм.

Сценарий 3. Домашнее задание выполнено и находится на стадии

полного понимания темы меньшинством учащихся (за проверку домашней

работы набрали 0-2 балла).

- Учиться строить графики по алгоритму в MS EXCEL.

После каждого задания подводить итог.

Форма работы

Задание

Просмотр

презентации

и

видео

Время: 20 мин.

Фронтальная беседа:

- Что такое диаграмма?

- Какие существуют основные типы

диаграмм?

Что такое ряд данных?

Какой алгоритм построения

диаграмм вы узнали?

Индивидуальная работа с таблицей

Приложение 1

Заполните

таблицу

(Приложение

№1), напишите алгоритм построения

диаграмм и графиков

Результат: таблица и алгоритм

Работа на компьютере

Время: 20 мин.

Выполнение задания на

построение

графика

функции

у=х

2

-0,5

на

интервале

от

-5

до

5

с

шагом

1.

по алгоритму. (Приложение 4 №2).

Работа в парах

Проверка

построения

графика

по

заданному эталону. Защита работы

Необходимое оснащение:

-Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет.

-Проектор.

-Ноутбуки для учащихся с выходом в Интернет

Необходимые дидактические материалы:

-ключ к маршрутному листу

-практические задания

-задания на Учи.ру

-задание для групп

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

По

всем

сценариям

работа

завершается

защитой

задания

повышенной

сложности базового ЕГЭ по математике. Чтение графиков и диаграмм.

Подсчитываются баллы за всю работу. Маршрутные листы передаются

для оценивания учителю. Подводится итог урока (достигнуты цели, которые

ставили или нет).

Приложение 1

Ребята! Чтобы наш урок прошел успешно, посмотрите, пожалуйста,

дома небольшое видео.

Придерживайтесь этого плана:

1.

Скачайте презентацию на рабочий стол. Изучите основные понятия и

определения.

2.

Напишите краткий конспект. Заполните таблицу (Приложение №1)

Тип диаграммы

Назначение

Вид

3.

Посмотрите

видео

«Построение

диаграмм»

и

напишите

алгоритм

построения диаграмм.

Не забудь принести таблицу на урок!

Проверка:

Приложение 2

1.

Проверка заполнения таблицы

2.

Проверка алгоритма построения диаграмм.

Чтобы построить диаграмму в Excel, нужно:

1.

Выбрать диапазон ячеек, содержащих данные,

которые нужно визуализировать.

2.

Перейти на вкладку «Вставка» на ленте 1.

3.

Перейти в раздел «Диаграммы» и выбрать тип

диаграммы, который лучше всего соответствует

потребностям.

Можно

воспользоваться

функцией

«Рекомендуемые

диаграммы»

на

вкладке

«Вставка»:

1.

Нажать кнопку «Рекомендуемые диаграммы»

на вкладке «Вставка».

2.

Просмотреть предлагаемые варианты диаграмм

и выбрать понравившийся вариант.

3.

Чтобы

увидеть

предварительный

просмотр,

кликнуть

на

него.

Если

ни

одна

из

предложенных диаграмм не подходит, перейти

на вкладку «Все диаграммы» для просмотра

полного списка доступных вариантов.

4.

Выбрать

подходящую

диаграмму

и

нажать

«ОК».

Приложение 3

Маршрутный лист №1

Оцени просмотр видео (1 или 0 баллов)

Оцени, как ты понял новую тему (0-4 баллов)

№1.

Построить

объемную

коническую

гистограмму,

наглядно

отображающую

данные

о

горных

системах

мира.

Определить

максимальную

и

минимальную

высоты

горных

вершин.

Ячейки,

в

которых выполнена заливка серым цветом, применить формулы.

(Приложение 4 №1).

Если справишься быстрее остальных, попробуй применить творчество и

отформатировать внешний вид таблицы и диаграммы на свой вкус.

0

2000

4000

6000

8000

10000

4506

4807

8848

5642

5895

6193

6990

2230

7495

7439

Горные системы мира

Название гор

Оцени свою работу по эталону, в маршрутном листе.

Если ты выполнил задание с первой попытки, поставь 2 балла. Если со

второй или третьей, то 1 балл. Если тебе не удалось выполнить задание

правильно, поставь 0 баллов.

№2.

Задание

повышенной

сложности

Базового

ЕГЭ

по

математике.

Чтение графиков и диаграмм.

(Приложение 5)

Оцени свою работу по эталону, который предложит учитель.

Если вы выполнили все задания поставь 3 балла. Если 2 задания, то 2 балл.

Если

1

задания,

то

1

балл.

Если

вам

не

удалось

выполнить

задание

правильно, поставь 0 баллов.

Оцени свой вклад в работу группы по шкале:

0 баллов – я ничего не делал в группе

1 балл – я очень мало чем смог помочь группе

2 балла – я думаю, что участвовал в работе группы так же, как и остальные

3 балла – я был очень активен при работе в группе

4 балла – я выполнил в группе большую часть работы, без меня бы они не

справились.

Подсчитай количество баллов, которые ты набрал за урок

Маршрутный лист №2

Оцени просмотр видео (1 или 0 баллов)

Оцени, как ты понял новую тему (0-4 баллов)

№1. Построить график функции у=х

2

-0,5 на интервале от -5 до 5 по

алгоритму. (Приложение 4 №2).

Если ты выполнил задание с первой попытки, поставь 2 балла. Если со

второй или третьей, то 1 балл. Если тебе не удалось выполнить задание

правильно, поставь 0 баллов.

Оцени свою работу по эталону:

№2.

Задание

повышенной

сложности

Базового

ЕГЭ

по

математике.

Чтение графиков и диаграмм (Приложение 5 №2)

Для

группы

1(сильные)

объяснить

и

научить

группу

2

(средние)

выполнять

задания

повышенной

сложности

базового

ЕГЭ

по

математике. Чтение графиков и диаграмм.

1.

На графике

изображена

зависимость

крутящего

момента

двигателя

от числа

оборотов.

На оси

абсцисс

откладывается

число

оборотов

в минуту,

на оси

ординат — крутящий момент в Нм. Скорость автомобиля (в км/ч) приближенно

выражается формулой V=0,036n , где n — число оборотов двигателя в минуту.

С какой наименьшей скоростью должен двигаться водитель, чтобы крутящий

момент был не меньше 120? Ответ дайте в километрах в час.

Оцени свою работу по эталону, который предложит учитель.

Приложение №5

Если вы научились анализировать график и находить ответ, поставьте себе 2

балла. Если вам не удалось выполнить задание правильно, поставь 0 баллов.

Оцени свой вклад в работу группы по шкале:

0 баллов – я ничего не делал в группе

1 балл – я очень мало чем смог помочь группе

2 балла – я думаю, что участвовал в работе группы так же, как и остальные

3 балла – я был очень активен при работе в группе

4 балла – я выполнил в группе большую часть работы, без меня бы они не

справились.

Подсчитай количество баллов, которые ты набрал за урок

Маршрутный лист №3

Оцени просмотр видео (1 или 0 баллов)

Оцени, как ты понял новую тему (0-4 баллов)

№1.

Заполните

таблицу

(Приложение

№1),

напишите

алгоритм

построения диаграмм и графиков

Если ты заполнил таблицу и написал алгоритм поставь 2 балла. Если только

таблицу, то 1 балл. Если тебе не удалось выполнить задание правильно,

поставь 0 баллов.

Оцени свою работу по эталону.

№2.

Выполнение

задания

на

построение

диаграммы,

позволяющую

сравнить

высоту

наиболее

известных

водопадов

России

по алгоритму без использования формул. (Приложение 4 №3)

Оцени свою работу по эталону

Если ты выполнил задание с первой попытки, поставь 2 балла. Если со

второй или третьей, то 1 балл. Если тебе не удалось выполнить задание

правильно, поставь 0 баллов.

Подсчитай количество баллов, которые ты набрал за урок

Приложение 4

№1

Проверьте себя по эталону:

0

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

8000

9000

4506

4807

8848

5642

5895

6193

6990

2230

7495

7439

Горные системы мира

Название гор

Приложение 4

№2.

Построить график функции у=х

2

-0,5 на интервале от -5 до 5 с шагом 1 по

алгоритму:

Проверьте себя по эталону:

Приложение 4

№3.

Выполнение задания на построение диаграммы, позволяющую сравнить

высоту

наиболее

известных

водопадов

России

по алгоритму без использования формул.

Проверьте себя по эталону:

Приложение 5

Задание повышенной сложности Базового ЕГЭ по математике.

Чтение графиков и диаграмм.

1.

На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток.

По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали — значение

температуры

в

градусах

Цельсия.

Определите

по

рисунку

наибольшую

температуру воздуха 23 января.

2.

На графике

изображена

зависимость

крутящего

момента

двигателя

от числа

оборотов.

На оси

абсцисс

откладывается

число

оборотов

в минуту,

на оси

ординат — крутящий момент в Нм. Скорость автомобиля (в км/ч) приближенно

выражается

формулой V=0,036n ,

где n —

число

оборотов

двигателя

в минуту.

С какой

наименьшей

скоростью

должен

двигаться

водитель,

чтобы

крутящий

момент был не меньше 120? Ответ дайте в километрах в час.

3. На графике показан процесс разогрева двигателя легкового автомобиля

при температуре окружающего воздуха 10

0

C. На оси абсцисс откладывается

время

в минутах,

прошедшее

от запуска

двигателя,

на оси

ординат —

температура

двигателя

в градусах

Цельсия.

Когда

температура

достигает

определенного значения, включается вентилятор, охлаждающий двигатель,

и температура начинает понижаться. Определите по графику, сколько минут

прошло от момента запуска двигателя до включения вентилятора?

Приложение 3

Маршрутный лист №1

Оцени просмотр видео (1 или 0 баллов)

Оцени, как ты понял новую тему (0-4 баллов)

№1.

Построить

объемную

коническую

гистограмму,

наглядно

отображающую

данные

о

горных

системах

мира.

Определить

максимальную

и

минимальную

высоты

горных

вершин.

Ячейки,

в

которых выполнена заливка серым цветом, применить формулы.

(Приложение 4 №1).

Если справишься быстрее остальных, попробуй применить творчество и

0

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

8000

9000

4506

4807

8848

5642

5895

6193

6990

2230

7495

7439

Горные системы мира

Название гор

отформатировать внешний вид таблицы и диаграммы на свой вкус.

Оцени свою работу по эталону, в маршрутном листе.

Если ты выполнил задание с первой попытки, поставь 2 балла. Если со

второй или третьей, то 1 балл. Если тебе не удалось выполнить задание

правильно, поставь 0 баллов.

№2.

Задание

повышенной

сложности

Базового

ЕГЭ

по

математике.

Чтение графиков и диаграмм.

(Приложение 5)

Оцени свою работу по эталону, который предложит учитель.

Если вы выполнили все задания поставь 3 балла. Если 2 задания, то 2 балл.

Если

1

задания,

то

1

балл.

Если

вам

не

удалось

выполнить

задание

правильно, поставь 0 баллов.

Оцени свой вклад в работу группы по шкале:

0 баллов – я ничего не делал в группе

1 балл – я очень мало чем смог помочь группе

2 балла – я думаю, что участвовал в работе группы так же, как и остальные

3 балла – я был очень активен при работе в группе

4 балла – я выполнил в группе большую часть работы, без меня бы они не

справились.

Подсчитай количество баллов, которые ты набрал за урок

Оцени свою работу по эталону:

Маршрутный лист №1. Задание №2

повышенной сложности Базового ЕГЭ по математике. Чтение графиков

и диаграмм.

Задание№2.

Если

даже

вы не знаете,

что

такое

крутящий

момент

двигателя —

не переживайте.

Чем бы

он ни был,

его

зависимость

от числа

оборотов

в минуту изображена на графике. Крутящий момент должен быть не меньше

(то есть

больше

или

равен) 120.

Минимальное

значение

числа

оборотов

в минуту,

при

котором

это

происходит,

равно 2000.

А скорость равна 0,036*2000=72 км/ч.

Ответ: 72.

Получен верный ответ: 1 балл, неверный 0 баллов



В раздел образования