Напоминание

Психологическая устойчивость дзюдоистов на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства


Автор: Богданов Олег Сергеевич
Должность: Старший тренер-преподаватель
Учебное заведение: ОГАУ ДО "СШ самбо и дзюдо"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психологическая устойчивость дзюдоистов на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ДЗЮДОИСТОВ НА

ЭТАПАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВЫСШЕГО

СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»

Введение

Психологическая

устойчивость

является

ключевым

фактором

успешной

соревновательной

деятельности

дзюдоистов

на

этапах

спортивного

совершенствования

(ЭСС)

и

высшего

спортивного

мастерства (ЭВСМ). В условиях высокой конкуренции и возрастающих

нагрузок

способность

сохранять

стабильность

эмоционального

состояния, концентрацию и уверенность в своих силах определяет

результативность спортсмена.

Цель

данной

методической

разработки

проанализировать

структуру

психологической

устойчивости

дзюдоистов,

выявить

ключевые

факторы

её

формирования

и

предложить

практические

методы её развития на разных этапах подготовки.

1. Теоретические аспекты психологической устойчивости в

дзюдо

1.1. Определение и структура психологической устойчивости

Психологическая

устойчивость

в

спорте

это

интегративное

качество личности, обеспечивающее сохранение оптимального уровня

работоспособности

в

условиях

стресса

и

неопределённости.

В

структуру психологической устойчивости дзюдоистов входят:

Эмоциональная

стабильность

способность

контролировать

уровень тревожности, избегать чрезмерного возбуждения или апатии.

Когнитивная

гибкость

умение

быстро

адаптироваться

к

изменяющимся

условиям

поединка,

принимать

эффективные

тактические решения.

Волевая

регуляция

способность

мобилизовать

внутренние

ресурсы в критических моментах схватки.

Мотивационная

устойчивость

сохранение

высокой

степени

вовлечённости в тренировочный и соревновательный процесс.

1.2. Специфика дзюдо как фактор психологической нагрузки

Дзюдо

вид

спорта,

характеризующийся

высокой

степенью

неопределённости, поскольку исход поединка зависит не только от

физической и технической подготовки, но и от способности спортсмена

мгновенно

реагировать

на

действия

соперника.

Это

создаёт

повышенные требования к:

Устойчивости к стрессу – особенно в ситуациях, когда противник

демонстрирует превосходство.

Концентрации внимания – необходимость постоянного анализа

тактики оппонента и коррекции собственных действий.

Сопротивляемости психологическому давлению – как со стороны

соперника, так и в связи с ожиданиями тренера, зрителей, собственных

амбиций.

2.

Особенности

формирования

психологической

устойчивости на разных этапах подготовки

2.1. Этап спортивного совершенствования (ЭСС)

На

ЭСС

дзюдоисты

уже

обладают

базовыми

технико-

тактическими

навыками,

но

их

психологическая

устойчивость

ещё

нестабильна. Основные задачи психологической подготовки на этом

этапе:

Развитие

уверенности

в

своих

силах

через

моделирование

соревновательных ситуаций в тренировочном процессе.

Формирование навыков саморегуляции (дыхательные техники,

идеомоторная тренировка).

Повышение

стрессоустойчивости

за

счёт

постепенного

увеличения уровня соревновательного напряжения.

Рекомендуется

применять

методы

когнитивно-поведенческой

коррекции,

направленные

на

устранение

страха

перед

сильными

соперниками и снижение тревожности перед стартом.

2.2. Этап высшего спортивного мастерства (ЭВСМ)

На ЭВСМ дзюдоисты сталкиваются с максимальным уровнем

конкуренции, где психологическая устойчивость становится решающим

фактором. Ключевые аспекты работы:

Совершенствование тактического мышления – умение «читать»

соперника и предугадывать его действия.

Развитие

психологической

выносливости

способность

сохранять концентрацию в длительных турнирах.

Формирование антикризисного поведения – обучение техникам

быстрого восстановления после ошибок.

Особое внимание уделяется индивидуальной психологической

подготовке,

включающей

работу с

профессиональным спортивным

психологом.

3. Методы развития психологической устойчивости

3.1. Психологический тренинг

Симуляция

соревновательных

условий

проведение

контрольных схваток с дополнительным психологическим давлением

(звуковые эффекты, судейский фактор).

Метод

визуализации

мысленное

проигрывание

успешных

сценариев поединка для укрепления уверенности.

Аутогенная

тренировка

обучение

спортсменов

техникам

релаксации и мобилизации.

3.2. Работа с мотивацией

Постановка реалистичных целей – разбивка крупных задач на

этапы для снижения тревожности.

Анализ

прошлых

успехов

акцентирование

внимания

на

предыдущих достижениях для укрепления веры в себя.

Развитие внутренней мотивации – смещение фокуса с внешних

факторов (победа любой ценой) на личностный рост.

3.3. Тактико-психологическая подготовка

Изучение

манеры

ведения

боя

потенциальных

соперников

снижение уровня неопределённости.

Разработка

индивидуальных

стратегий

для

разных

типов

противников (агрессивных, защитных, контратакующих).

Тренировка

в

условиях

дефицита

времени

развитие

способности принимать решения в условиях жёсткого лимита времени.

4. Оценка эффективности психологической подготовки

Для

контроля

динамики

психологической

устойчивости

рекомендуется использовать:

Психологическое тестирование (опросники уровня тревожности,

мотивации, когнитивной гибкости).

Анализ

соревновательной

статистики

(количество

ошибок

в

критических моментах, скорость адаптации к противнику).

Обратную

связь

от

тренера

и

самооценку

спортсмена

выявление субъективных ощущений перед и после поединков.

Коррекция

программы

психологической

подготовки

должна

проводиться на основе полученных данных с учётом индивидуальных

особенностей дзюдоиста.

Заключение

Психологическая

устойчивость

дзюдоистов

сложный,

но

управляемый

параметр,

который

требует

системного

подхода

на

этапах

спортивного

совершенствования

и

высшего

мастерства.

Эффективная подготовка должна включать не только традиционные

методы

физического

и

технического

развития,

но

и

специализированные

психологические

техники,

направленные

на

формирование эмоциональной стабильности, когнитивной гибкости и

волевой регуляции.

Применение

предложенных

методик

позволит

дзюдоистам

повысить

надёжность

соревновательной

деятельности,

минимизировать влияние стрессовых факторов и достигать стабильно

высоких результатов.



В раздел образования