Авторы: Игонина Татьяна Александровна, Малышева Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель,воспитатель.
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 3 "Радуга" г.Балаково.
Населённый пункт: Г.Балаково
Наименование материала: Статья
Тема: Тема: «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Статья.
Тема: «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Экологическая культура – это неотъемлемая часть
общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также
сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание
человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства,
эстетические оценки, вкусы и т. д.).
В детском саду закладываются основы экологической культуры в совместной
деятельности педагога и ребенка.
У детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и
социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из
объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью
природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются
непосредственные объект-ные, межобъектные отношения. Ребёнок
старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и
присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в
часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического
воздействия.
Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его
интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание.
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё
суждение по это проблеме.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны следующие
элементы экологического сознания :
- потребность в общении с природой. Это отправная точка развития
основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы) ;
- эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные
эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость
ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно
приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической
культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически
грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и
навыков
способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.
Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры
дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой
полнотой реализуются качества личности ребёнка.
В процессе развития основ экологической культуры у дошкольников можно
условно выделить три этапа, опираясь на персонифицированное отношение к осознанию
природы как самостоятельной ценности: к себе; к другому; к природе.
Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество
личности, компонентами которой являются:
* интерес к природе и проблемам ее охраны;
* знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
* нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
* экологически грамотная деятельность по отношению к природной
среде (совместно со взрослыми);
* мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
В качестве основных критериев роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт
взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-
экологической позиции личности (показатели экологической воспитанности) :
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с
окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на
практическое применение их;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира,
сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе,
бережное отношение ко всему окружающему;
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции
личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их
сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их
проявления.
Для ребёнка-выпускника детского сада характерны следующие показатели
сформированности основ экологической культуры :
* проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни
людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо –
плохо»;
* с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
* эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства
в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. д.);
* старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и
др. ;
* проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным,
растениям;
* пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда
окружающей среде.
Именно в дошкольный период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами
бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре,
к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент
здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Таким образом, изучив понятие экологической культуры определено,
что экологическая культура это неотъемлемая часть общей культуры человека и
включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой
деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки,
эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Экологическая
культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой,
обеспечивающая выживание и развитие человека.
Таким образом, у детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с
природной и социальной средой существуют на бессознательной основе.
Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической
культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации.
Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры
дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой
полнотой реализуются качества личности ребёнка. Развитие основ экологической
культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать
гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.