Напоминание

Тема: «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»


Авторы: Игонина Татьяна Александровна, Малышева Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель,воспитатель.
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 3 "Радуга" г.Балаково.
Населённый пункт: Г.Балаково
Наименование материала: Статья
Тема: Тема: «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья.

Тема: «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Экологическая культура – это неотъемлемая часть

общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также

сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание

человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства,

эстетические оценки, вкусы и т. д.).

В детском саду закладываются основы экологической культуры в совместной

деятельности педагога и ребенка.

У детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и

социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из

объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью

природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются

непосредственные объект-ные, межобъектные отношения. Ребёнок

старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и

присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в

часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического

воздействия.

Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его

интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё

суждение по это проблеме.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны следующие

элементы экологического сознания :

- потребность в общении с природой. Это отправная точка развития

основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы) ;

- эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные

эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).

Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость

ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно

приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической

культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически

грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и

навыков

способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.

Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры

дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой

полнотой реализуются качества личности ребёнка.

В процессе развития основ экологической культуры у дошкольников можно

условно выделить три этапа, опираясь на персонифицированное отношение к осознанию

природы как самостоятельной ценности: к себе; к другому; к природе.

Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество

личности, компонентами которой являются:

* интерес к природе и проблемам ее охраны;

* знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;

* нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

* экологически грамотная деятельность по отношению к природной

среде (совместно со взрослыми);

* мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В качестве основных критериев роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт

взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-

экологической позиции личности (показатели экологической воспитанности) :

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с

окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на

практическое применение их;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира,

сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе,

бережное отношение ко всему окружающему;

- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции

личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их

сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их

проявления.

Для ребёнка-выпускника детского сада характерны следующие показатели

сформированности основ экологической культуры :

* проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни

людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо –

плохо»;

* с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

* эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства

в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. д.);

* старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и

др. ;

* проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным,

растениям;

* пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда

окружающей среде.

Именно в дошкольный период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами

бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре,

к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент

здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности,

формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Таким образом, изучив понятие экологической культуры определено,

что экологическая культура это неотъемлемая часть общей культуры человека и

включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой

деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки,

эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Экологическая

культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой,

обеспечивающая выживание и развитие человека.

Таким образом, у детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с

природной и социальной средой существуют на бессознательной основе.

Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической

культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации.

Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры

дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой

полнотой реализуются качества личности ребёнка. Развитие основ экологической

культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать

гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.



В раздел образования