Напоминание

Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения математике с применением игровой деятельности.


Автор: Нагавицына Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 97
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения математике с применением игровой деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения

математике с применением игровой деятельности.

В данной статье рассказывается о роли игры в процессе обучения математике, о формирование

познавательного интереса младшего школьника, приводятся пример дидактической игры и ее значения в

повышении познавательного интереса младших школьников.

Ключевые слова игровая деятельность, младший школьник, познавательный интерес, дидактическая игра.

Младший школьник-это ребенок в возрасте от 6 до 11 лет. В этом возрасте особое

значение приобретает учеба. Ребенок знакомится с новыми предметами, вливается в

школьный коллектив. Одной из задач педагога в работе с детьми является развитие у

него познавательного интереса. По мнению советского психолога Л.С. Выготского,

познавательный интерес - это «естественный двигатель детского поведения», он является

«верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность

ребенка совпадает с его органическими потребностями» [1, с.122]. Познавательный

интерес характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым знаниям. Если у

школьника развит интерес к предмету, то он испытывает эмоциональный подъем, радость

от удачи. Особую роль в формировании интереса к предмету играет – педагог. Он не

должен быть скучным и постоянно давить на ребенка. Если ребенок занимается из-под

палки, то это подавляет интерес к обучению. Именно педагог должен построить урок так,

чтобы вовлечь ребенка в процесс обучения.

Одним из важных предметов в начальной школе является - математика. В процессе

обучения предмету школьник учится навыком счета, решению задач, нестандартному

мышлению. И не всегда этот важный предмет вызывает у детей интерес, некоторым он

дается сложно. Далеко не все обладают математически складом ума и содержат

склонность к предмету. Именно тут от педагога зависит, как ребенок усвоит предмет. Его

главная задача – привить интерес к предмету. Для этого занятия должны проходить в

увлекательной игровой форме.

Так как это возраст младший школьный для ребенка одним из важных видов

деятельности остаётся игра. Игра – это одно из эффективных средств развития интереса к

учебному предмету. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности,

игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более

продуктивным [4, с. 27].

В первые годы обучения детей в школе игра занимает значительное место. В

начале обучения учащихся в основном интересует форма игры, а уже потом и содержание.

В процессе игры на уроке математики учащиеся выполняют различные упражнения, где

они решают задачи, тренируют устной счет, выполняют арифметические действия. Игры

такого рода дают возможность обобщить изученный материал, запомнить правила,

которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания. Также они

развивают логическое мышление, воображение, память, восприятия.

Чаще всего при обучении младших школьников используются дидактические игры,

то

есть

обучающие.

Значение

дидактических

игр

заключается

в

повышении

познавательного

интереса

младших

школьников,

урок

становится

более

ярким,

насыщенным, формируются умение работать в команде, положительная мотивация к

обучению. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной

активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой

интерес к предмету и познанию [3, с .6]. В ней дети представляют различные трудности,

тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать учебный

материал

увлекательным,

облегчает

процесс

усвоения

знаний.

Интересная

игра,

доставившая детям удовлетворение, оказывает влияние на проведение последующих игр.

Но при этом не стоит забывать, что математическая сторона содержания игры всегда

должна выдвигаться на первый план [2, с. 56]. Только тогда игра будет выполнять свою

роль в математическом развитии детей и воспитании их интереса к математике. Игры

могут использоваться, как и для изучения нового материала, так и для повторения

изученного.

Формы

занимательных

игр

различны

это

и

ребусы,

кроссворды,

головоломки, викторины, загадки, задачи.

Для примера приведем математическую викторину.

Цель викторины: закрепить изученный материал.

Задачи: 1. Развить интерес детей к математике.

2. Развить математические способности младших школьников.

3. Сформировать положительную мотивацию учения.

Викторину можно проводить либо в конце учебного года, либо в конце четверти по

итогам изученного материала.

Оборудование для викторины: презентация, индивидуальные вопросы для команд

Аннотация игры: учащиеся делятся на две команды, каждой команде по очереди задаются

вопросы, либо даются задания, если команда не смогла ответить на вопрос или, ответила

неправильно, то отвечает другая команда. Каждое задание и конкурс оценивается в

баллах, а наиболее активные участники команд получают фишки. В конце викторины

подводятся итоги и выявляются команда-победитель и самые активные участники,

набравшие наибольшее количество фишек.

Данная викторина не только помогает закрепить пройдённый материал, но и также

сформировать навыки работы в команде.

План проведения викторины: 1. Вступительное слово учителя.

2. Представление команд.

3. Разминка команд.

4. Игра с командами.

5. Подведение итогов.

Задания для математической викторины:

1.Разминка. Игра «Да. Нет»

На доске написаны примеры: 7х6, 8х4, 9х5, 4х3, 6х4, 5х8. Учитель показывает карточки с

числами. Если число является ответом, команда хором говорят "Да". Если число не

является ответом, говорят "Нет".

2. Конкурс "Математическая эстафета"

На доске написаны цепочки примеров. Члены команды по очереди выходят к доске и

решают по одному действию. Побеждает та команда, которая закончит первой и

правильно.

Цепочка команды № 1: 19 - 8 + 5 - 4 + 5 - 3 + 8 – 3 =

Цепочка команды № 2: 14 – 7 + 6 - 4 + 3 - 2 + 8 – 3 =

3. Задание вопрос/ответ

Учитель задает командам по очереди вопросы. Это могут быть задачи устного счета и

различные примеры. Например, «У Димы было 4 апельсина. Он дал четырем друзьям по 1

апельсину, а они ему по половинке. У кого больше?». «Какое число лишнее: 8, 6, 5,4,2?»

4. Математические ребусы

Учитель предлагает каждой команде отгадать ребус, в котором будут зашифрованы

цифры.

5. Математический кроссворд

На доске кроссворд и задаёт командам по очереди вопросы. Например:

По вертикали: 1. Период в сто лет. 2. Результат сложения 3. Четырехугольник, у которого

все стороны равны 4. Что получится, если к разности прибавить вычитаемое? 5. Результат

вычитания

По горизонтали: 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны 7. Промежуток

времени равный 60 минутам 8. Что получится если из суммы вычесть слагаемое. 9.

Прибор для измерения длины предметов. 10. Промежуток времени равный 12 месяцам.

Результаты викторины: 1. Закрепления навыков счета.

2. Формирование навыков работы в команде

3. Развитие познавательного интереса к предмету

Данная игра направлена на закрепления материала, но также игровые приемы

могут быть использованы при изучении новой темы и ее закрепления.

Содержание и методика проведения дидактических игр разработаны так, что для

учащихся, которые не испытывают интерес к математике, они могут быть отправной

точкой в возникновении этого интереса. Поэтому использование дидактических игр дает

наибольший эффект в тех классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием,

пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучным и не

интересным предметом.

Таким образом, можно сказать, что применение игры необходимо особенно в

младшем школьном возрасте. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание

ребенка и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Поначалу их увлекает

только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей

пробуждается интерес и к самому предмету. Уроки с применением игр становятся

радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед

ними задачу самостоятельно решить проблемную ситуацию.



В раздел образования