Автор: Дацыкова Оксана Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конкурс «Овеянные славой флаг наш и герб»
Раздел: дополнительное образование
Конкурс «Овеянные славой флаг наш и герб»
Авторы и разработчики:
методист
ГБУ ДО ДТ «Измайловский»
Дацыкова Оксана Олеговна,
педагог-организатор
ГБУ ДО ДТ «Измайловский»
Поликарпова Светлана Ивановна
г. Санкт-Петербург
Аннотация
воспитательной
практики
Воспитательная практика «Конкурс «Овеянные славой
флаг наш и герб» направлена на формирование у
учащихся таких ценностей, как патриотизм и
гражданственность, выражающихся в любви к России, к
своему народу, желании служить Родине, готовности
исполнять долг перед Отечеством.
Конкурс «Овеянные славой флаг наш и герб» приурочен
к празднованию Дня защитника Отечества
,
представляет
собой проверку практических знаний, умений и навыков
учащихся 5-11 классов по следующим направлениям:
«Смотр знаменных групп “Равнение на знамена”»;
«Строевая подготовка»; «Неполная разборка и сборка
автомата АК-74»; «Оказание первой помощи
пострадашим»; и теоретических знаний учащихся по
государственной символике РФ, Дням воинской славы
России и событиям, связанным с этими датами, видам
современной российской боевой техники и стрелкового
оружия, состоящих на вооружении ВС РФ и т.д. – во
втором туре.
Конкурс включает в себя разбор судьями ошибок,
допущенных
командами
и
награждение
команд
победителей по видам соревнований и общему зачету.
Актуальность
внедрения
воспитательной
практики
В наши дни тема гражданского и патриотического
воспитания становится особенно актуальной.
Гражданско-патриотическое воспитание призвано
формировать патриотически настроенного гражданина -
человека, осознанно и активно исполняющего свой
гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения
к Государственному флагу и гербу Российской
Федерации, героическому и историческому прошлому,
культуре своего народа.
Конкурс «Овеянные славой флаг наш и герб» направлен
на привлечение внимания и формирование
уважительного отношения у учащихся к истории России,
ее традициям и символам, современной армии,
предполагает работу участников в команде и отработку
практических знаний, умений и навыков, которые
понадобятся участникам при прохождении срочной
службы в армии или в случае экстремальных ситуаций.
Цель и задачи
воспитательной
практики
Цель: формирование у учащихся чувства гордости за
свою страну, патриотического сознания, готовности к
выполнению гражданского долга.
Задачи:
формирование уважительного отношения к
традициям и символам Российской Федерации;
развитие интереса у подрастающего поколения к
изучению истории страны, жизненного пути
выдающихся деятелей России;
формирование позитивного отношения подростков к
военной службе, военным специальностям;
формирование практических навыков строевой
подготовки, разборки-сборки автомата;
закрепление навыков оказания первой помощи
пострадавшим;
формирование навыков работы в команде
Целевая аудитория
воспитательной
практики
Участниками являются учащиеся 5-11 классов
образовательных учреждений по возрастным группам:
10-12 лет; 13-15 лет; 16-17 лет.
Ресурсы, необходимые
- наличие профессиональных кадров: педагогов-
для реализации
воспитательной
практики
организаторов, методистов, педагогов дополнительного
образования, владеющих не только организаторскими
способностями в проведении массовых мероприятий, но
и знаниями по истории нашей Родины, квалификацией
эксперта-судьи по нормативам гражданской обороны:
Для первого тура – педагог-организатор для разработки
маршрутов, методист для разработки иллюстративного
материала + на каждое конкурсное испытание 1 тура
(практический) – судья с должной квалификацией,
секретарь судьи, разбирающийся в данной дисциплине,
оператор для видеосъемки прохождения командами
испытаний, фотограф для фотофиксации.
Для второго тура: методист с соответствующими
знаниями по истории и педагог-организатор для
разработки теоретических заданий (в том числе фото- и
видео заданий)
- помещение с высокими потолками для смотра
знаменных групп: не менее 50 кв. м - ширина 6 м, высота
4 м, длина 9 м
помещение для смотра строевой подготовки: 80 кв. м -
длина 14,75 м, ширина 5,90 м, высота 4,09 м.
- наличие АК-74М макетов (3 шт.),
пригодных для
конкурсных испытаний;
-
для
конкурсного
испытания
«Первая
помощь
пострадавшим»: 2 бинта 5х10, салфетки малые, салфетки
большие, завязки для жгута-закрутки, косынка;
- наличие зала с экраном, столы минимум 10 шт., ПК с
выходом в сеть Интернет, проектор, принтера для
второго тура – викторины.
Ожидаемые результаты
воспитательной
практики
повысится интерес у учащихся к изучению истории
России и формирование чувства уважения к прошлому
нашей страны, ее героическим страницам, в том числе
сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
расширятся знания у учащихся о событиях, ставших
основой государственных праздников и памятных дат
России и ее регионов; о государственных символах
Российской Федерации, правилах обращения с госу-
дарственными символами, предполагающих уважи-
тельное отношение к государственной символике;
закрепятся практические навыки по первой помощи
пострадавшим;
повысится уровень практических навыков по строе-
вой подготовке и обращению с АК-74М;
учащиеся получат общие сведения о службе в ар-
мии, МЧС.
Конкурс является этапом подготовкой команд к
участию в городских соревнованиях и городских тор-
жественных гражданско-патриотических мероприяти-
ях.
Описание воспитательной практики
Совещание с организаторами и членами судейской коллегии конкурса:
уточняется состав судейской коллегии, обсуждаются даты проведения
конкурса, изменения в городских требованиях к элементам конкурсных
испытаний.
Совещание с руководителями команд: разбираются все конкурсные испыта-
ния, обсуждается тематика вопросов викторины и изменения в практической
части заданий в соответствии с установками на городском уровне, уточняется
время, когда команда будет проходить конкурсные испытания
Прием заявок от руководителей команд (по электронной почте в соответ-
ствии с Положением о конкурсе).
Отработка с командами практических навыков для конкурсных испыта-
ний 1 тура: знакомство участников команд-новичков с требованиями, предъяв-
ляемыми на конкурсных испытаниях, отработка неполной разборки-сборки ко-
мандами, у которых отсутствует в учреждении макета АКМ-74
Самостоятельная подготовка команд к конкурсу: команды в своих ОУ отра-
батывают по имеющимся инструкциям (приложение к Положению о конкурсе)
навыки строевой подготовки, работы со знаменем, первой помощи пострадав-
шим, теоретическую часть для викторины.
1 этап
Конкурсные испытания: «Смотр знаменных групп “Равнение на знамена”»;
«Строевая подготовка»; «Неполная разборка и сборка автомата АК-74»; «Ока-
зание первой помощи пострадавшим».
2 этап
Викторина на знание государственной символики РФ, Дней воинской славы
России и событий, связанных с этими датами, видов современной российской
боевой техники и стрелкового оружия, состоящих на вооружении ВС РФ и т.д.
Подведение итогов, разбор ошибок и награждение
Итоги конкурса подводятся в каждой возрастной группе отдельно по
конкурсным испытаниям тура: «Смотр знаменных групп “Равнение на
знамена”» и «Строевая подготовка», и общие по двум турам конкурса с учетом
результатов всех конкурсных испытаний.
Перед награждением судьи проводят разбор ошибок, допущенных командами
во время конкурсных испытаний. Команды, набравшие наибольшее количество
баллов отдельно по конкурсным испытаниям тура: «Смотр знаменных групп
«Равнение на знамена”» и «Строевая подготовка» и команды-победители по
итогам конкурса награждаются дипломами 1, 2, 3 степеней в каждой возраст-
ной группе
План-график реализации воспитательной практики
Конкурс «Овеянные славой флаг наш и герб»
№
Наименование
этапа
Длитель-
ность
Временные рамки проекта
1-5 день 6-20 день
21-35
дней
36-46 дней
47-57
дней
58-60
дней
1
Круглый стол с
судьями конкурса
1 день
2
Круглый стол с
руководителями
команд
1 день
3
Прием заявок
14 дней
4
Отработка с
командами
практических
навыков для
конкурсных
испытаний 1 тура
7 дней
5
Самостоятельная
подготовка
команд
14 дней
6
1 тур
2 дня
7
2 тур
1 день
8
Подведение
итогов. Заседание
судейской
коллегии
10 дней
9
Разбор ошибок и
награждение
1 день
*синим цветом в диаграмме наглядно показано, в какой период будет
реализован определенный шаг/этап/задача.
Этапы конкурса «Овеянные славой флаг наш и герб»
I этап
Командами, пришедшими на конкурс, выполняются задания следующих
конкурсных испытаний:
«Смотр знаменных групп “Равнение на знамена”» (7 человек);
«Строевая подготовка» (7 участников);
«Неполная разборка и сборка автомата АК-74» (3 участника);
«Оказание первой помощи пострадавшим» (6 участников).
Конкурсное испытание
«Смотр знаменных групп “Равнение на знамена”»
Команда – 7 человек. Участвуют 2 знамённые группы по 3 человека и
командир (разводящий). Участники представляют на конкурс знамена своих
образовательных учреждений.
Атрибуты: парадная форма с аксельбантами, знаменные ленты, макеты
оружия и т.д.
Капитан команды (далее – командир отделения), строит команду (далее –
отделение) перед судейским столиком, сдает рапорт о готовности к этапу и по
указанию судьи выводит отделение для прохождения смотра.
Программа смотра:
- сдача рапорта судье;
- торжественный вынос знамени;
- представление знамени (краткий рассказ, название, принадлежность и т.д.);
- склонение знамени;
- смена у знамени;
- вынос знамени;
- рапорт об окончании выступления.
Все виды программы, а также дисциплина строя и действия командира
оцениваются по 15 бальной системе (от 0 до 15). По окончании выполнения
программы смотра баллы суммируются.
Критерии оценки:
практические умения обращения со знаменем;
чёткость, синхронность выполнения команд;
дисциплина строя;
действия командира;
соответствие формы и атрибутов членов команды условиям конкурса.
Конкурсное испытание «Строевая подготовка»
Команда – 7 человек.
1-я возрастная группа
Строевые приемы в составе отделения на месте в движении:
1. Построение отделения в колонну по два и выход строевым шагом на
середину площадки.
2. Доклад командира отделения о начале выступления.
3. Выполнение команд «Разойдись», «В одну шеренгу становись».
«Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться».
4. Повороты на месте в одношереножном строю (по два раза).
5. Расчет по общей нумерации.
6. Размыкание отделения от середины строя/смыкание к середине.
7. Расчет отделения на 1-2-й.
8. Перестроение в двухшереножный строй и обратно.
9. Перестроение в двухшереножный строй и смыкание отделения вправо.
10. Доклад командира отделения об окончании выступления.
2-я и 3-я возрастная группа
Строевые приемы в составе отделения на месте и в движении
1. Построение отделения в колонну по два и выход строевым шагом на
середину площадки
2. Доклад командира отделения о начале выступления.
3. Выполнение команд «Разойдись», «В одну шеренгу становись».
«Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться».
4. Повороты на месте в одношереножном строю (по два раза).
5. Расчет по общей нумерации.
6. Размыкание отделения от середины строя/смыкание к середине.
7. Расчет отделения на 1-2-й.
8. Перестроение в двухшереножный строй и обратно.
9. Перестроение в двухшереножный строй и смыкание отделения вправо.
10. Движение строевым шагом.
11. Переход на походный шаг и изменение направления движения.
12. Выполнение воинского приветствия в движении.
13. Доклад командира отделения об окончании выступления.
Конкурсное испытание
«Неполная разборка и сборка автомата АК-74»
Команда – 3 участника.
Упражнение выполняется согласно сборнику общевойсковых нормативов.
КВ = 2 минуты.
Разрешается заранее извлечь отвертку из пенала. Оба норматива (разборка и
сборка) выполняются слитно. При разборке автомата части и механизмы должны
быть разложены на поверхности стола в одну линию в соответствии с порядком
разборки и не должны соприкасаться.
Штрафы:
нарушение порядка разборки-сборки – 10 секунд (за каждое);
контрольный спуск при разборке производится под углом не менее 45
градусов к верхней поверхности стола с обязательным касанием прикладом
поверхности стола, в случае нарушения – 10 секунд за каждый. При сборке –
касание прикладом стола не обязательно, хотя требования по положению ствола
остаются те же;
части и механизмы автомата при разборке разложены с нарушением
порядка разборки – 5 сек. (за каждое);
касание деталей во время выполнения разборки автомата при укладке их
на поверхность стола – 5 секунд (за каждое);
падение деталей – 5 секунд (за каждую).
При выполнении действий, которые могут повредить автомат, участник
снимается с этапа.
Запрещенные действия участника:
при сборке – попытка дослать вперед затворную раму при непопадании
выступов затворной рамы в вырезы ствольной коробки;
при разборке и сборке – извлечение и установка шомпола при снятом
дульном тормозе-компенсаторе;
при разборке и сборке сгибание поперек возвратного механизма при
установке и извлечении.
Командный зачет определяется по сумме времен личных результатов с
учетом штрафов. При одинаковой сумме результатов предпочтение отдается
команде с наибольшим количеством лучших личных результатов.
Конкурсное испытание
«Оказание первой помощи пострадавшим»
Необходимое снаряжение: 2 бинта 5х10, салфетки малые, салфетки большие,
завязки для жгута-закрутки, косынка
3 группа
1.
Ранение волосистой части головы, повязка «Чепец».
2.
Ранение голени с артериальным кровотечением. Жгут-закрутка, повязка
спиральная.
2 группа
1.
Ранение виска. Повязка «Уздечка».
2.
Ранение
предплечья
с
артериальным
кровотечением.
Повязка
«Спиральная», провести иммобилизацию косынкой, жгут-закрутка.
1 группа:
1.
Ранение виска. Повязка «Уздечка».
2.
Ранение предплечья. Повязка «Спиральная», провести иммобилизацию
косынкой.
II этап
Викторина
«Мы
гордимся
своей
страной»,
посвященная
истории
государственных символов Российской Федерации.
Викторина содержит вопросы на знание:
государственных
символов
России
(внешний
вид,
история,
знаменательные даты);
современного Гимна Российской Федерации (история и текст);
основных сведений о
символе Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг. (Знамя Победы);
Дней воинской славы России и событий, связанных с этими датами;
видов современной российской боевой техники и стрелкового оружия,
состоящих на вооружении ВС РФ.