Автор: Федяинова Валентина Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ №16
Населённый пункт: Ефремовский муниципальный округ, Тульской обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы живём семьёй единой"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий спортивного развлечения для детей старшего возраста ко
Дню толерантности «Мы живём семьей единой».
Цель: воспитывать в детях толерантность, вызвать эмоциональный
отклик, доставить радость.
Задачи: создать положительный настрой у детей, вызвать
эмоциональную отзывчивость, развивать коммуникативные навыки,
расширять кругозор, представление об окружающем мире. Развивать
двигательные навыки: ловкость, быстроту, координацию.
Материал: презентация со слайдами по ходу праздника, фонограммы с
песнями «Если добрый ты…», «Моя Россия», «Аист на крыше»,
видеофильм «Уроки доброты».
Для игр: 2 платочка маленьких, 1 большой платок, 2 гимнастические
палки, конусы 10 штук, цветок толерантности, обручи по количеству
детей.
Ход праздника:
1 слайд. Картинка толерантности.
Дети входят парами под песенку кота Леопольда «Если добрый
ты….» и выполняют движения.
Ведущий: 16 ноября, в России отмечается День толерантности. Этот
праздник отмечают более чем в ста странах мира. Каждая страна
особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие
друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у
нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди.
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
2 слайд - 7 слайд.
Воспитатель: Знаете, мы не только внешне разные, но мы даже
здороваемся по-разному, давайте мы с вами поздороваемся по-разному.
- Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия;
- Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться
(Япония);
- Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии;
- Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга –
Великобритания (англичане);
- Показать язык – Тибет;
Ведущий: Если человек не похож на нас цветом кожи, поведением или
у него есть какое-то заболевание – это не повод его не любить, не
дружить с ним. Мы называем таких детей особенные. Поэтому, ребята,
и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности.
Вы слышали когда-нибудь такое слово? Знаете, что оно означает?
Давайте сегодня мы с вами и попробуем понять, что же такое
толерантность, но сначала я расскажу вам одну историю.
7 слайд.
- Когда то, давным-давно во Франции жил князь Талейран. Был он
очень талантлив во многом, но ценили его за умение учитывать
настроение окружающих, за уважительное отношение ко всем без
исключения, за умение всегда найти выход из любой ситуации. Отсюда
и происхождение слова толерантность, которое означает терпимость,
сочувствие, понимание. Каждый вежливый и воспитанный человек
говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих
слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть
хорошее настроение.
А также, существует эмблема этого праздника «Цветок толерантности»
у него все лепестки разного цвета, но все символизируют только
хорошие качества человека (дети рассматривают листочки). 8 слайд.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Доскажи словечко»
Мальчик вежливый, понятливый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко.
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – (Извините).
Трясогузка с бережка,
Уронила червяка.
И за угощенье рыба
Говорила ей (спасибо).
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: «До свидания».
9слайд. Толерантность
Ведущий: Молодцы, ребята, вы знаете добрые слова. Но также еще
необходимо уметь дружить со своими сверстниками, и своими
поступками доказывать это. Нельзя быть равнодушными к чужому
горю, всегда должны прийти на помощь, давайте творить добро каждый
день.
Я приготовила вам испытания, если вы будете дружными, будете
помогать друг другу, то с этими заданиями, конечно, справитесь.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо
заметно. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные,
смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи.
Игра «Добрый, злой».
Я буду называть сказочного героя, если он добрый – хлопаете в
ладоши, если он злой – топаете ногами. (Золушка, Крокодил Гена,
Кощей - Бессмертный, Золотая рыбка, Сестрица - Аленушка, Карабас -
Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Баба-Яга, Дюймовочка, Злая
мачеха, Царевна-лягушка). Все вы сделали правильно. Каких героев
больше добрых или злых? Конечно, добрых героев больше.
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас посмотреть видео фильм о
толерантности из самых важных качеств человека. (Доброта, внимание,
забота, сочувствие, дружба, помощь). Видео фильм «Уроки доброты»
И сейчас девочки нам расскажут стихи.
Дети читают стихи
1.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить
Дружбу, любовь в своём сердце хранить!
2.
Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета, доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит – радуются взрослые и дети.
Коммуникативная игра «Дрозд».
Дети встают в пары, и произносят слова, выполняя одновременно
движения.
Я дрозд и ты дрозд, у меня есть глазки и у тебя есть глазки, у меня есть
ротик и у тебя есть ротик, у меня есть щечки и у тебя есть щечки, у
меня гладкие и у тебя гладкие и мы друзья.
Дети исполняют песню «Песенка друзей".
Ведущий читает басню С,Маршака «Два барана» (картинка слайд
9)
По крутой тропинке горной, шёл домой барашек черный
И на мостике горбатом повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти, ты стоишь мне на пути»
Чёрный брат ответил: «Ме, вы в своём, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги, если я уйду с дороги!»
Помотал один рогами, уперся другой ногами…
Как рогами не крути, а вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт, а внизу река течёт.
В этой речке утром рано утонули два барана.
Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать
ответственность за другого человека.
Вопросы:
1.
Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами?
2.
Какие качества погубили баранов?
3.
Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?
4.
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Слайд 10 (картинка детей)
Подвижная игра: «Золотые ворота» - русская народная игра.
Проходите детвора, первый раз прощается, второй запрещается, а на
третий раз не пропустим вас!
Игра «Волшебный платок»
Звучит веселая подвижная музыка. Дети свободно двигаются по залу,
выполняют различные плясовые движения. Неожиданно музыка
перестает звучать. Дети приседают и закрывают глаза ладошками.
Ведущий, расправив большой платок, обходит детей и кого-нибудь из
них накрывает платком.
Ведущий: Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте! Не зевайте!
Поскорее отвечайте!
(Дети называют имя, спрятанного под платком ребенка). Если
угадали, то платок поднимают. Игра повторяется три раза.
Игра: «Лабиринт заботы» - Создаётся пара, один играет роль
ведущего, другой – ведомого, у него завязаны глаза. Ведущий должен
провести ведомого, заботясь о нем по маршруту, построенному из
детей, взявшихся за руки. Затем дети меняются ролями.
«Хвост дракона» - в Китае дети очень любят играть в эту игру.
Дети, строятся друг за другом, держа за пояс впереди стоящего, голова
дракона должна догнать хвост.
«Подними игрушку» - дагестанская народная игра. Игроки
становятся в круг, в центре его кладут любую крупную игрушку.
Звучит музыка, дети движутся по кругу. Музыка останавливается, а
каждый участник игры старается первым поднять игрушку (нельзя
вырывать, тянуть из рук другого игрока и брать раньше сигнала).
«Аисты» - украинская игра. Ребята изображают аистов. Каждый аист
имеет своё гнездо (обруч). Водящий не имеет гнезда, он ходит вокруг, и
выбирает себе понравившееся гнездо, запрыгивает в него. Как только в
гнезде окажутся два аиста, они оба выскакивают из него и бегут, огибая
конус, стоящий на небольшом расстоянии от обручей. Тот, кто вернётся
первым, занимает гнездо, а кто опоздал – становится водящим.
«Волк и овцы» - русская народная игра. Выбрать волка и пастуха,
остальные дети овцы. Дети хором произносят слова:
Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Травка мягкая, роса сладкая, гони стадо в поле, погулять на воле!
Пастух играет в рожок, овечки бегут, а волк пытается осалить.
Пойманные дети пропускают одну игру. Затем выбирается новый волк
и пастух.
«Мячик кверху» - русская народная игра. Играющие встают в круг, а
водящий стоит в центре круга и бросает мяч вверх, говоря слова
«Мячик кверху». Играющие, в это время, стараются как можно дальше
отбежать от круга. Водящий ловит мяч и говорит: «Стоп». Все
останавливаются, а ведущий бросает мяч, не сходя с места в того, кто
стоит ближе к нему. В кого попали мячом, становится ведущим.
Ведущий. Дети, посмотрите, пожалуйста, что случилось с нашим
цветком, пока мы с вами играли и веселились. Наверное, злые силы не
хотят, чтобы все люди дружили и поэтому перемешали все лепестки.
Нам нужно выбрать те лепестки, которые росли на нашем цветке
толерантности.
Игра «Собери цветок толерантности»
Вед. Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева – дети!
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!
На память о нашем празднике я хочу вам подарить цветок
толерантности, а вы растите добрые, вежливые и терпимые друг к
другу.
Звучит Песня о России (дети машут цветами).
Праздник окончен.