Напоминание

Проблемное обучение на уроках литературного чтения в начальной школе: развитие критического мышления и универсальных учебных действий


Автор: Нестеренко Анастасия Александровна
Должность: Студентка
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ЗернПК"
Населённый пункт: г.Зерноград
Наименование материала: Использование методов проблемного обучения как средства формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках литературного чтения
Тема: Проблемное обучение на уроках литературного чтения в начальной школе: развитие критического мышления и универсальных учебных действий
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемное обучение на уроках литературного чтения в начальной

школе: развитие критического мышления и универсальных учебных

действий

В современной педагогике методы обучения рассматриваются не

просто как передача знаний, а как способ взаимодействия учителя и

учеников,

направленный

на

достижение

образовательных

целей.

Эффективный

метод

должен

быть

целенаправленным,

стимулировать

познавательную

активность

и

способствовать

развитию

критического

мышления учащихся. В этом контексте особое значение приобретает

проблемное обучение, которое, в отличие от традиционных подходов,

акцентирует внимание на активной поисковой деятельности учеников.

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных

ситуаций, требующих от учащихся самостоятельного поиска решений. Это

способствует

формированию

их

творческих

способностей,

самостоятельности и умения применять полученные знания в новых

контекстах. Проблемное обучение не просто "дает" знания, а "подталкивает"

к их самостоятельному открытию.

Универсальные учебные действия (УУД) играют ключевую роль в

проблемном обучении. Они обеспечивают не только усвоение предметных

знаний, но и развитие метапредметных компетенций, необходимых для

успешной учебной деятельности и жизни в целом. В рамках проблемного

обучения активно развиваются:

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, ставить

цели, контролировать процесс и оценивать результаты.

Познавательные УУД: умение анализировать информацию, сравнивать,

классифицировать, обобщать, делать выводы, находить и решать проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, выражать

свои мысли, аргументировать свою точку зрения, сотрудничать в группе.

Этапы проблемного обучения:

Проблемное обучение, как правило, включает в себя следующие этапы:

Постановка педагогической проблемы: Учитель создает проблемную

ситуацию, которая вызывает у учащихся затруднение и стимулирует интерес

к поиску решения.

Актуализация

знаний:

Учащиеся

вспоминают

и

анализируют

имеющиеся у них знания, необходимые для решения проблемы.

Выдвижение гипотез: Учащиеся предлагают различные варианты

решения проблемы.

Проверка гипотез: Учащиеся анализируют предложенные гипотезы,

ищут аргументы "за" и "против", проводят эксперименты (в зависимости от

предмета).

Формулирование решения: Учащиеся приходят к окончательному

решению проблемы, формулируют выводы и обобщения.

Применение знаний: Учащиеся применяют полученные знания в новых

ситуациях.

Проблемное обучение на уроках литературного чтения в начальной

школе:

Уроки литературного чтения в начальной школе предоставляют

широкие возможности для использования проблемного обучения. Создание

проблемных ситуаций помогает активизировать аналитическое мышление и

формировать критические навыки учащихся. Вот несколько примеров:

Анализ поступков героев: "Почему герой поступил именно так? Какие

мотивы им двигали? Правильно ли он поступил?"

Сравнение различных интерпретаций: "Как вы понимаете смысл этой

сказки? А как его понимает другой ученик? Чья точка зрения вам ближе и

почему?"

Прогнозирование развития сюжета: "Как вы думаете, что произойдет

дальше? Почему вы так считаете?"

Оценка авторской позиции: "Как автор относится к герою? Как вы это

поняли? Согласны ли вы с авторской оценкой?"

Пример проблемной ситуации:

При изучении сказки "Репка" можно создать проблемную ситуацию:

"Почему дед не смог вытащить репку один? Неужели он слабее бабки, внучки

и других персонажей? В чем секрет успеха?"



В раздел образования