Автор: Нестеренко Анастасия Александровна
Должность: Студентка
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ЗернПК"
Населённый пункт: г.Зерноград
Наименование материала: Использование методов проблемного обучения как средства формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках литературного чтения
Тема: Проблемное обучение на уроках литературного чтения в начальной школе: развитие критического мышления и универсальных учебных действий
Раздел: начальное образование
Проблемное обучение на уроках литературного чтения в начальной
школе: развитие критического мышления и универсальных учебных
действий
В современной педагогике методы обучения рассматриваются не
просто как передача знаний, а как способ взаимодействия учителя и
учеников,
направленный
на
достижение
образовательных
целей.
Эффективный
метод
должен
быть
целенаправленным,
стимулировать
познавательную
активность
и
способствовать
развитию
критического
мышления учащихся. В этом контексте особое значение приобретает
проблемное обучение, которое, в отличие от традиционных подходов,
акцентирует внимание на активной поисковой деятельности учеников.
Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных
ситуаций, требующих от учащихся самостоятельного поиска решений. Это
способствует
формированию
их
творческих
способностей,
самостоятельности и умения применять полученные знания в новых
контекстах. Проблемное обучение не просто "дает" знания, а "подталкивает"
к их самостоятельному открытию.
Универсальные учебные действия (УУД) играют ключевую роль в
проблемном обучении. Они обеспечивают не только усвоение предметных
знаний, но и развитие метапредметных компетенций, необходимых для
успешной учебной деятельности и жизни в целом. В рамках проблемного
обучения активно развиваются:
Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, ставить
цели, контролировать процесс и оценивать результаты.
Познавательные УУД: умение анализировать информацию, сравнивать,
классифицировать, обобщать, делать выводы, находить и решать проблемы.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, выражать
свои мысли, аргументировать свою точку зрения, сотрудничать в группе.
Этапы проблемного обучения:
Проблемное обучение, как правило, включает в себя следующие этапы:
Постановка педагогической проблемы: Учитель создает проблемную
ситуацию, которая вызывает у учащихся затруднение и стимулирует интерес
к поиску решения.
Актуализация
знаний:
Учащиеся
вспоминают
и
анализируют
имеющиеся у них знания, необходимые для решения проблемы.
Выдвижение гипотез: Учащиеся предлагают различные варианты
решения проблемы.
Проверка гипотез: Учащиеся анализируют предложенные гипотезы,
ищут аргументы "за" и "против", проводят эксперименты (в зависимости от
предмета).
Формулирование решения: Учащиеся приходят к окончательному
решению проблемы, формулируют выводы и обобщения.
Применение знаний: Учащиеся применяют полученные знания в новых
ситуациях.
Проблемное обучение на уроках литературного чтения в начальной
школе:
Уроки литературного чтения в начальной школе предоставляют
широкие возможности для использования проблемного обучения. Создание
проблемных ситуаций помогает активизировать аналитическое мышление и
формировать критические навыки учащихся. Вот несколько примеров:
Анализ поступков героев: "Почему герой поступил именно так? Какие
мотивы им двигали? Правильно ли он поступил?"
Сравнение различных интерпретаций: "Как вы понимаете смысл этой
сказки? А как его понимает другой ученик? Чья точка зрения вам ближе и
почему?"
Прогнозирование развития сюжета: "Как вы думаете, что произойдет
дальше? Почему вы так считаете?"
Оценка авторской позиции: "Как автор относится к герою? Как вы это
поняли? Согласны ли вы с авторской оценкой?"
Пример проблемной ситуации:
При изучении сказки "Репка" можно создать проблемную ситуацию:
"Почему дед не смог вытащить репку один? Неужели он слабее бабки, внучки
и других персонажей? В чем секрет успеха?"