Автор: Коршикова Инна Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №8 п.Катасон
Населённый пункт: П. Катасон , Буденновский муниципальный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение педагогического дизайна для организации проектной деятельности"
Раздел: среднее образование
Буденновский муниципальный округ
Районное методическое объединение
учителей русского языка и литературы
«Применение педагогического дизайна
для организации проектной деятельности»
Выступила
учитель русского языка
и литературы
МОУ СОШ№8п.Катасон
Что такое педагогический дизайн?
Педагогический дизайн— это подход к проектированию образовательных
форматов, который учитывает потребности студентов и создает наиболее
эффективные методы донесения информации.
Суть подхода в том, что основной фокус педагогики делается на
потребителях контента – учащихся. Это создание таких материалов, которые
легко воспринимаются, облегчают усвоение знаний, эффективны и получают
положительную обратную связь от обучающихся.
Основы педагогического дизайна
1.
Анализ целей обучения. Этот этап включает в себя определение того,
что нужно достигнуть в процессе, какие результаты хотите получить.
2.
Определение характеристик аудитории. Здесь проводится диагностика
потребностей и областей интересов обучающихся, а также их
возрастных и индивидуальных характеристик.
3.
Разработка программы. На этом этапе разрабатывается общая
структура и содержание, которое соответствует его целям и задачам.
4.
Разработка материалов. Создаются учебники, методические пособия,
теория, презентации, видеоуроки и т.п., которые будут использоваться.
5.
Организация образовательного процесса. Этот шаг включает в себя
планирование и проведение занятий, контроль и оценку результатов.
6.
Оценка результатов. Подводятся итоги и вырабатываются
рекомендации по улучшению программы.
Современный педагогический дизайн является ключевым элементом
разработки образовательных курсов и программ. Он позволяет педагогам
создавать эффективные и структурно организованные материалы, которые
максимально соответствуют потребностям и интересам обучающихся.
Примеры педагогического дизайна
Оформление урока: организовывается согласно принципам
педагогического дизайна, например, с использованием интерактивных
методов, игровых элементов, презентаций, дискуссий.
Проектный формат: анализируем потребности учащихся,
формулируем цели проекта, создаём учебные материалы, применяя
технологии педагогического дизайна, анализируем результаты с точки
зрения решения поставленных задач и ищем точки роста для будущих
программ.
Дистанционная учеба: разработка эффективных видеоуроков,
интерактивных упражнений, онлайн-тестов и других методов, которые
помогут обучающимся освоить материал онлайн.
Интегрированное обучение: это метод, который объединяет
различные предметы в одном уроке или проекте.Пример: урок по
истории может быть связан с литературой или искусством, что
помогает ученикам лучше понимать связи между различными
областями знаний.
Индивидуализированный формат: это форма, которая адаптируется
к индивидуальным потребностям и способностям учеников. Это может
включать в себя элементы педагогического дизайна: персональные
планы, индивидуальные задания и тесты, а также индивидуальные
консультации и обратную связь.
Проектная деятельность в школе +/-
Плюсы:
Развитие навыков самоконтроля и самообразования
Развитие навыков групповой деятельности
Интерес к познавательной деятельности
Моделирование реальных условий
Развитие креативности
Минусы:
Отсутствие критериев оценки
Повышенная нагрузка на преподавателя
Перегрузка обучающихся
Стрессовые ситуации у школьников
Психологические проблемы коммуникации
Как же педагогический дизайн помогает организовать проектную
деятельность?
Применение педагогического дизайна в организации проектной деятельности
обучающихся является важным шагом к созданию более эффективной и
адаптивной образовательной среды. Это требует от педагогов не только
знаний и навыков, но и готовности к постоянному обучению и
самосовершенствованию.