Автор: Ажигалиева Клян Петровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 25 "Василёк" г. Харабали" Астраханская область
Населённый пункт: Астраханская область, г Харабали
Наименование материала: статья
Тема: Игры и упражнения с использованием нейротренажёров в коррекционно-логопедической работе в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Василёк» г. Харабали» Астраханская область
«Игры и упражнения с
использованием нейротренажёров в
коррекционно-логопедической
работе в ДОУ»
Подготовила:
учитель-логопед Ажигалиева К.П.
Харабали 2024г.
В последнее время стали считать, что мозжечок – это ключ к
интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его
необходимо развивать. Известно, что мозжечок влияет на формирование и
координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о
готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу
движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации
этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу,
ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека:
артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания
текста с листа, пальцев при письме и т.д. Педагог из Америки Фрэнк
Бильгоу, работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их
двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения. Он создал
балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу.
Часто упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией. А я
предлагаю вашему вниманию альтернативу – балансировочную подушку.
Балансировочная подушка – это, универсальный тренажер, который можно
использовать как на физкультурных занятиях, а также на занятиях лечебной
физкультурой, при проведении индивидуальной работы с ребенком учителем
–логопедом и педагогом-психологом, во время самостоятельной
двигательной активности.
При регулярных занятиях с балансировочной подушкой:
- укрепляются мышцы ног и спины, вестибулярный аппарат;
- развивается чувство равновесия, координация движений, глазомер;
- совершенствуются психофизические качества (повышение настроения,
преодоление чувства страха, внимания);
- воспитываются дружеские взаимоотношения, поддерживается интерес к
достижениям сверстников.
Балансировочные подушки представляют собой универсальный снаряд,
обладающий следующими свойствами:
- Безопасность:
- балансировочная подушка произведена из высококачественной резины,
имеет сертификат качества, лёгкая, мягкая.
- Полифункциональность:
- профилактика плоскостопия;
- средство для развития вестибулярного аппарата;
- ориентир в эстафетах, играх;
- предмет для игр.
- Трансформируемость:
- использование как снаряда в различных видах деятельности детей,
досугах, индивидуально, дома самостоятельно;
- как подставка для ног при сидении за столом;
- как подставка на стул при работе за столом для профилактики
статической нагрузки позвоночника.
- Доступность:
обеспечивается надежностью и простотой в эксплуатации.
Подушка балансировочная массажная выполнена в виде эластичного
резинового диска. Одна поверхность тренажера рельефная. Здесь содержатся
выступающие шипы, которые при контакте со ступнями задействуют
биологически активные точки, оказывая положительное стимулирующее
воздействие на организм. Изнутри балансировочная подушка заполнена
воздухом. Однако недостаточно плотно. Таким образом, приспособление
остается довольно податливым, что обеспечивает возможность выполнения
упражнений на устойчивость при размещении ребенка на ее поверхности.
Комплекс упражнений на балансировочной подушке дарит позитивное
настроение.
В чем же польза балансира? При попытке удержать равновесие на балансире
происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать
положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции
межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых.
Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы
напрямую влияем на процессы речи и мышлении. Выполнение различных
упражнений на балансировочной подушке позволяет улучшить
синхронизацию взаимодействий полушарий мозга, и, как следствие,
взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической
систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций,
связанных с процессом обучения.
Как начинать работу с балансиром? Развитие реакции равновесия можно
начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций
сидения. Это подготовительные упражнения, которые вырабатывают
вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного
сидения и защитную реакцию рук. Прежде чем приступить к упражнениям на
балансировочной подушке, часть упражнений отрабатывается на ровной
поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением
упражнений. Сначала выполняются простейшие упражнения: залезать и
слезать с подушки с разных сторон: сзади, спереди, сбоку, удерживая при
этом равновесие, со страховкой ребенка.
Упражнения с мячами сначала легкие задания: - ребенок подкидывает мяч и
ловит его, называя автоматизируемый звук, ребенок подкидывает мяч,
хлопает в ладоши. После задания усложняются: перекладывание мяча за
спиной из одной руки в другую, называет слог/слово на заданный звук, ловит
мяч, забрасывание мяча в корзину с речевой нагрузкой забрасывание в две
корзины двух мячей одновременно.
Варианты игр:
«Кораблик на волнах» (подушка массажной стороной ). Зайти на подушку
двумя ногами. Перенести веса тела на носки, на пятки, на левую ногу, на
правую ногу.
«Цапля» (подушка массажной стороной). Зайти на подушку поочередно
правой и левой ногой, свободная нога на весу (поднять колено ).
«Собираем грибы». Приседание стоя на подушке, руки помогают удерживать
равновесие.
Тренажёр нейровосьмёрка выполняет свою функцию укрепления и развития
межполушарных связей через моторику рук и органы зрения.
Нейровосьмёрка
стимулирует
периферическое
зрение,
повышает
концентрацию
внимания,
развивает
межполушарное
взаимодействие
головного мозга, снимает общее напряжение организма. Задача ребенка
состоит в том, чтобы держа двумя руками тренажёр, перемещать шарик по
жёлобу, не допуская его выпадение. Можем усложнить задание, например,
перекатывать шарик и параллельно проговаривать вслух стихотворения,
скороговорки.
Упражнения, направленные на укрепление межполушарных связей должны
основываться на трех принципах:
Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы
сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это
касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений
рук и ног.
Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба
полушария, ведь левое, как известно, контролирует правую половину
тела, а правое – левую.
Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и
правой
рукой,
способствуют
укреплению
нейронных
связей
и
созданию новых.
При постоянной работе с балансиром можно отметить положительные
изменения. С образованием новых нейронных связей ускоряется
процесс взаимодействия и развития межполушарных связей ребенка.
Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым, начинает
лучше чувствовать свое тело, легче ориентируется в пространстве,
хорошо держит равновесие. А для нас, для логопедов ускоряется
процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь. И
что немаловажно, процесс этот экологичный, здоровьесберегающий и
эффективный.