Автор: Скулкина Светлана Евгеньевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 28"
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эффективные приемы коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с использованием печатей и штампов
Раздел: дошкольное образование
Эффективные приемы коррекции речевых нарушений у старших
дошкольников с использованием печатей и штампов
Скулкина Светлана Евгеньевна
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №28», г. Дзержинск
Логопедическая практика включает в себя широкий спектр методов и
подходов, направленных на коррекцию речевых нарушений у детей. Один из
интересных и эффективных инструментов, который может быть использован
в этой практике - это печати и штампы. Данная статья рассматривает, как и
зачем логопеды могут применять эти инструменты в своей работе.
Зачем нужны печати и штампы в логопедической практике?
1. Разнообразие форм работы.
Использование печатей и штампов может разнообразить занятия. Это
позволяет делать упражнения более интерактивными и интересными для
детей.
2. Создание визуального доступа к информации.
Печати и штампы обеспечивают возможность визуального представления
информации. Это особенно важно для детей с речевыми нарушениями, так
как визуальная поддержка может помочь им лучше понять и запомнить
материал.
3. Мотивация и вовлеченность.
Дети часто охотно участвуют в занятиях, где используется что-то необычное
и интересное. Печати и штампы могут стать мотивационным фактором,
побуждая детей активно участвовать в процессе коррекции речи.
4. Формирование различных образов.
Печати с изображениями, связанными с темой занятия, помогут детям
закрепить материал на уровне ассоциаций. Например, печать с изображением
животного может быть использована для работы над звуком, который этот
животный издает.
Применение печатей и штампов для коррекции и развития речи
дошкольников
В своей практике мы нашли применение штампам во всех областях работы
по коррекции речевых нарушений. Варианты использования печатей<
и
штампов и способы работы с ними практически безграничны,
ограничиваются только фантазией<
учителя-логопеда!
Работать можно как на чистых листа бумаги (в том числе тетрадях), так и на
специально подобранных рабочих листах с различными заданиями.
Используемые в работе печати и штампы могут быть как специально
созданные и произведенные для логопедов, так и просто подобранные под
поставленные задачи, в том числе самостоятельно изготовленные (в
интернете можно найти описание большого количества способов
изготовления собственных штампов).
Приведем некоторые примеры использования печатей и штампов в работе
учителя-логопеда.
1. Развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционная гимнастика является одним из важных этапов в
преодолении речевых нарушений, той базой, на основе которой строится
дальнейшая коррекционная работа. Печати и штампы, используемые как
картинки-символы артикуляционных упражнений, помогают сделать этот
зачастую рутинный процесс интересным для ребенка.
2. Фонетический строй речи
Штампы с изображениями различных объектов могут использоваться для
упражнений на развитие фонематического слуха. Штамп с оттиском
большого круга – символ звука [а], овала – звука [о], коровы - звука [м],
насоса - звука [с] и т.д.
Можно создать различные задания, исходя из поставленных задач, например,
на определение начальных или конечных звуков в словах, и использовать
штампы для визуализации.
Пример задания:
•учитель-логопед делает отпечаток штампа в тетради, а тот должен
произнести название этого предмета, определить количество и
последовательность звуков, раскрасить в соответствии с этим схему.
3. Звукопроизношение
Самое широкое применение печати и штампы нашли в нашей работе для
автоматизации и дифференциации звуков. Упражнения с использование
штампов позволяют ускорить и сделать более привлекательным для ребенка
процесс автоматизации и дифференциации звуков, дают возможность много
раз в игровой форме упражнять ребенка в повторении нужных звуков и
словоформ.
Примеры заданий:
• произнесение закрепляемого звука с использованием звуковой дорожки;
• упражнение для автоматизации звуков в слогах с использование печатей
символов звуков;
• называние картинок на заданный звук.
4. Лексический строй речи
Штампы с изображениями различных предметов или понятий по различным
лексическим темам вносят игровой момент в работу с лексическим запасом
ребенка.
Примеры заданий:
•называние предметов и обобщающих понятий;
• назвать лишний предмет в ряду;
•дополнить ряд предметов по аналогии.
5. Грамматический строй речи
С помощью штампов можно практиковать грамматические структуры.
Например, учитель-логопед может использовать штампы с изображениями
различных предметов и просить ребенка назвать этот изображенный предмет
ласково, поставить несколько оттисков – назвать много предметов и т.д.
Пример задания:
•учитель-логопед дает ребенку рабочий лист с изображениями различных
ягод и штамп с изображением банки и предлагает сделать из ягод варенье,
правильно проговорить его название (образование относительных
прилагательных). Ребенок ставит штамп поверх изображений ягод, помещает
их в банку, и произносит название варенья из каждой ягоды.
6. Связная речь
Все направления работы по развитию связной речи также возможно провести
с применением штампов.
Примеры заданий:
•составить предложение с предлагаемыми персонажами, действиями;
• составить самостоятельно предложения с использованием выбранных
ребенком штампов;
•составление рассказов-описаний, сравнений, текстов цепной реакции;
• пересказ текста или сказки с опорой на картинки-штампы;
•самостоятельное составление рассказов и «пропечатывание» их.
Штампы могут использоваться для развития связной речи в целом,
социальных навыков общения. Учитель-логопед создает ситуацию, в которой
ребенок должен использовать определенные фразы или выражения, нажимая
на штамп, когда он хочет вступить в разговор, задать вопрос или выразить
свое мнение. Это помогает детям осознать важность контекста и адаптации
своей речи в зависимости от собеседника.
7. Подготовка к обучению грамоте
В данном направлении применяются штампы с оттисками образов букв, что
позволяет воспитанникам буквально ощутить количество букв в слове, их
порядок, развивает навык составления слов, предложений из букв. При этом
закрепляется графический образ букв, развивается мелкая моторика кистей
рук и зрительно – моторная координация.
Примеры заданий:
•печать букв, слогов, слов, предложений;
• допечатать недостающие буквы, слоги;
• назвать, что нарисовано на картинке, определить первый звук в слове, какой
буквой обозначается звук, поставить штамп буквы под картинкой.
Развитие графо-моторных навыков
Работа с печатями и штампами развивает не только речь, но и мелкую
моторику. Дети, используя штампы, развивают координационные навыки и
укрепляют мышцы рук. Это особенно полезно для детей с задержками в
развитии моторики, так как это способствует улучшению общей подготовки
к письму.
Мотивация и поощрение
Печати могут применяться также в качестве элемента поощрения и поднятия
мотивации к занятиям, когда дети получают особую печать за выполнение
задания. Например, печать "Молодец" может быть поставлена на
отработанных домашних заданиях. Логопеды могут вести дневники успеха
или «достигаторы» воспитанников, куда будут ставиться печати за каждое
выполненное задание или прошедшее занятие. Это не только поможет
ребенку видеть свой прогресс, но и станет приятным элементом поощрения.
Работа с родителями
Печатям также можно найти применение в работе с родителями. Например,
можно создать "медали" за достижения ребенка, которые будут передаваться
родителям для гордости и поддержки.
Использование печатей и штампов в логопедической практике — это
творческий и инновационный подход, который может значительно обогатить
процесс коррекции речевых нарушений. Эти инструменты помогают не
только в создании визуальной поддержки, но и в повышении мотивации
детей, делая занятия более интересными и увлекательными. Применение
штампов для развития всех сторон речи позволяет работать комплексно, что,
безусловно, способствует более эффективному решению проблем, связанных
с речевыми нарушениями. Важно помнить, что каждый метод работы должен
быть индивидуализированным и
адаптированным под нужды конкретного
ребенка.