Напоминание

Школа и семья – партнеры в воспитании ребенка


Автор: Грачева Ирина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: Чистополь
Наименование материала: статья
Тема: Школа и семья – партнеры в воспитании ребенка
Раздел: среднее образование





Назад




Грачева Ирина Александровна

социальный педагог

МБОУ «СОШ №5»

г.Чистополь, Республики Татарстан

Школа и семья – партнеры в воспитании ребенка

Аннотация: только в процессе взаимодействия педагогов и родителей

можно

успешно

решать

проблему

развития

личности

школьника.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное

включение родителей в учебно-воспитательную, досуговую деятельность.

Ключевые слова: сотрудничество, взаимодействие, кризисные явления,

семейный микроклимат.

Семья это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой

определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от

образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.

Социально-экономический

параметр

определяется

имущественными

характеристиками

и

занятостью

родителей

на

работе.

Техническо-

гигиенический – зависит от условий проживания, оборудования жилища,

особенностей образа жизни. Демографический – определяется структурой

семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что

решающую

роль

играет

семья.

Кризисные

явления,

характерные

для

современного общества, сказываются на состоянии духовного, физического,

нравственного

и

психологического

здоровья

подрастающего

поколения.

Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы

взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели

одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только

в том случае, если учителя и родители станут союзниками. Образовательное

учреждение, было, есть и остается одним из важных социальных институтов,

обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка,

родителей и социума.

Главными компонентами семейного воспитания выступают:

климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

режим семейной жизни;

содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

информационная;

воспитательно-развивающая;

формирующая;

охранно-оздоровительная;

контролирующая.

Любовь учителя и родителей к ребенку не должна быть основана на

угнетении личности ребенка. Основывается на знании его интересов,

стремлений, на умении оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая

требовательность должна сочетаться с любовью. Основа воспитательной

работы - союз учителя, родителей и ребенка.

Практика по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность

предполагает, решение следующих воспитательных задач:

установление дружественных отношений сотрудничества;

нормализацию отношений детей и родителей за счет позитивного

переживания;

родители лучше узнают своих детей, а педагог – родителей;

достигается

большой

охват

учащихся

различными

формами

воспитательной

работы,

положительное

влияние

на

подростков

различных людей.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с

семьей

имеет

опыт

учреждений

дополнительного

образования

детей,

особенностью которых является создание условий для свободного творческого

развития личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов

системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников

объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия

и личностного успеха в совместной деятельности». (Из приложения 2 к письму

Минобразования России от 31.01.2001 №90/30-16).

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в

общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое

целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в

том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и

родителей.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют

специальных

знаний

в

области

воспитания,

испытывают

трудности

в

установлении контактов с детьми. Педагогам в школе чаще всего приходится

мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в

решении

личностных

проблем

на

основе

педагогической

поддержки,

вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его

творческих интересов.

Педагоги и родители, пытаясь совместно найти

наиболее

эффективные

способы

решения

этой

проблемы,

определяют

содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза

родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.

Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели,

как правило, используют различные формы взаимодействия педагогов и

родителей:

родительские собрания (отдельно от детей и с детьми);

родительский лекторий («родительские университеты»);

педагогические практикумы, тренинги, конференции и семинары;

« круглые столы»;

педагогические мастерские;

тематические и индивидуальные консультации и т.д.

Другим важным направлением в работе является совместный досуг

родителей и детей. Привлечение родителей к досуговой деятельности играет

огромную роль не только в укреплении семьи, но и в укреплении отношений

ученик - учитель, учитель - родитель. Спектр проводимых мероприятий

многообразен. Привлечь родителей к досуговой деятельности можно через

полюбившиеся

спортивные

мероприятия,

конкурсные

и

праздничные

программы, представления, традиционные фольклорные игровые программы

(«Масленица», «Сабантуй» и т.д).

Воспитание детей – это наша первоочередная

задача. Только

совместными усилиями можно достичь поставленной цели, чтобы наши дети

были

воспитанными,

образованными,

имели

четко

сформированные

гражданские позиции.

Список литературы:

1.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982;

2.

Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики.

Якутск, 1995;

3.

Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества: программа

работы, разработки мероприятий. Волгоград: Учитель, 2009;

4.

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Л.А.Обухова. Нетрадиционные

формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005.



В раздел образования