Автор: Грачева Ирина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: Чистополь
Наименование материала: статья
Тема: Школа и семья – партнеры в воспитании ребенка
Раздел: среднее образование
Грачева Ирина Александровна
социальный педагог
МБОУ «СОШ №5»
г.Чистополь, Республики Татарстан
Школа и семья – партнеры в воспитании ребенка
Аннотация: только в процессе взаимодействия педагогов и родителей
можно
успешно
решать
проблему
развития
личности
школьника.
Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное
включение родителей в учебно-воспитательную, досуговую деятельность.
Ключевые слова: сотрудничество, взаимодействие, кризисные явления,
семейный микроклимат.
Семья это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой
определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от
образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Социально-экономический
параметр
определяется
имущественными
характеристиками
и
занятостью
родителей
на
работе.
Техническо-
гигиенический – зависит от условий проживания, оборудования жилища,
особенностей образа жизни. Демографический – определяется структурой
семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что
решающую
роль
играет
семья.
Кризисные
явления,
характерные
для
современного общества, сказываются на состоянии духовного, физического,
нравственного
и
психологического
здоровья
подрастающего
поколения.
Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы
взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели
одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только
в том случае, если учителя и родители станут союзниками. Образовательное
учреждение, было, есть и остается одним из важных социальных институтов,
обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка,
родителей и социума.
Главными компонентами семейного воспитания выступают:
климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
режим семейной жизни;
содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:
информационная;
воспитательно-развивающая;
формирующая;
охранно-оздоровительная;
контролирующая.
Любовь учителя и родителей к ребенку не должна быть основана на
угнетении личности ребенка. Основывается на знании его интересов,
стремлений, на умении оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая
требовательность должна сочетаться с любовью. Основа воспитательной
работы - союз учителя, родителей и ребенка.
Практика по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность
предполагает, решение следующих воспитательных задач:
установление дружественных отношений сотрудничества;
нормализацию отношений детей и родителей за счет позитивного
переживания;
родители лучше узнают своих детей, а педагог – родителей;
достигается
большой
охват
учащихся
различными
формами
воспитательной
работы,
положительное
влияние
на
подростков
различных людей.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с
семьей
имеет
опыт
учреждений
дополнительного
образования
детей,
особенностью которых является создание условий для свободного творческого
развития личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов
системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников
объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия
и личностного успеха в совместной деятельности». (Из приложения 2 к письму
Минобразования России от 31.01.2001 №90/30-16).
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в
общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в
том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и
родителей.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют
специальных
знаний
в
области
воспитания,
испытывают
трудности
в
установлении контактов с детьми. Педагогам в школе чаще всего приходится
мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в
решении
личностных
проблем
на
основе
педагогической
поддержки,
вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его
творческих интересов.
Педагоги и родители, пытаясь совместно найти
наиболее
эффективные
способы
решения
этой
проблемы,
определяют
содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза
родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.
Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели,
как правило, используют различные формы взаимодействия педагогов и
родителей:
родительские собрания (отдельно от детей и с детьми);
родительский лекторий («родительские университеты»);
педагогические практикумы, тренинги, конференции и семинары;
« круглые столы»;
педагогические мастерские;
тематические и индивидуальные консультации и т.д.
Другим важным направлением в работе является совместный досуг
родителей и детей. Привлечение родителей к досуговой деятельности играет
огромную роль не только в укреплении семьи, но и в укреплении отношений
ученик - учитель, учитель - родитель. Спектр проводимых мероприятий
многообразен. Привлечь родителей к досуговой деятельности можно через
полюбившиеся
спортивные
мероприятия,
конкурсные
и
праздничные
программы, представления, традиционные фольклорные игровые программы
(«Масленица», «Сабантуй» и т.д).
Воспитание детей – это наша первоочередная
задача. Только
совместными усилиями можно достичь поставленной цели, чтобы наши дети
были
воспитанными,
образованными,
имели
четко
сформированные
гражданские позиции.
Список литературы:
1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982;
2.
Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики.
Якутск, 1995;
3.
Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества: программа
работы, разработки мероприятий. Волгоград: Учитель, 2009;
4.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Л.А.Обухова. Нетрадиционные
формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005.