Напоминание

" Методические аспекты репетиционной работы детским хоровым коллективом"


Автор: Коробченко Елена Валерьевна
Должность: преподаватель по классу хорового пения
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ им. А. С. Аренского"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Методическая работа
Тема: " Методические аспекты репетиционной работы детским хоровым коллективом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа им. А.С. Аренского»

Методические аспекты репетиционной работы с детским

хоровым коллективом.

Выполнил:

Преподаватель по классу хорового

пения

Коробченко Елена Валерьевна

г. Великий Новгород

2025 г.

Репетиция - длительный и достаточно монотонный труд, требующий

активности и самоотдачи каждого участника коллектива в освоении нового

материала, готовности к поиску вариантов сценического воплощения песни.

Организация репетиционной работы лежит, конечно, на руководителе

исполнительского коллектива, поэтому к нему предъявляются следующие

требования:

- владение методикой организации репетиционного процесса в

певческом коллективе;

- знание терминов и понятий, которыми оперирует руководитель;

- доступность речи и стиля изложения материала;

- постепенность изложения новых знаний;

- постепенность усложнения музыкального материала;

-

движение

от

простого

к

сложному,

от

известного

к

неизвестному.

Организуя репетиционный процесс в певческом коллективе, руководитель:

- планирует общую цель достижения положительного результата,

частные цели, учитывая индивидуальные особенности, уровень знаний

участников коллектива;

- использует разнообразные приемы, методы, формы работы в

соответствии со спецификой ситуации;

- стимулирует активность участников коллектива.

На методику построения репетиции влияют:

- исполнительская форма коллектива (хор, ансамбль);

- опыт и профессиональный уровень хормейстера;

- целевая установка репетиции (начальный этап работы над

хоровой партитурой, работа по партиям, сводная репетиция хора,

работа с хореографом, работа над песнями без сопровождения и т.д.);

- уровень профессиональной подготовленности коллектива в

вокально-техническом и исполнительском отношении;

- степень трудности и количество разучиваемых произведений;

- время и условия проведения репетиции (обычная репетиция или

репетиция перед концертом);

-

количество

репетиций,

отведенных

для

работы

над

конкретными произведениями;

- настрой участников на работу;

- взаимоотношения между участниками певческого коллектива.

Главный принцип репетиционной работы -ее систематичность, включающая

в себя регулярность занятий и систему в организации изучаемого материала.

Система - это то, что приводит к положительному результату. Репетиции

должны

иметь

четкое

расписание

их

проведения,

план

работы,

подготовленную аудиторию. И от того, насколько подготовлена репетиция,

зависит конечный результат и эффективность. Время, отведенное на

репетицию, должно быть максимально потрачено на учебную и творческую

работу по освоению новых знаний, разучиванию произведений, отработку

певческих навыков. У каждого руководителя с опытом работы складывается

своя методика проведения репетиционных занятий. На любом этапе

творческой

деятельности

возможен

поиск

новых

форм

и

методов

репетиционной работы, расширение арсенала средств, которые применяет

руководитель.

Разучивание музыкального произведения – довольно длительный процесс,

итогом

которого

является

публичное

исполнение

произведения

в

завершенном виде.

В репетиционной работе деятельность хормейстера

многофункциональна:

-

музыкант-исполнитель,

реализующий

в

живом

звучании

свои

исполнительские намерения (исполнительская функция);

- педагог, прививающий певцам вокально-хоровые навыки, необходимые для

успешного решения исполнительских задач (педагогическая функция);

- организатор и руководитель репетиционного процесса (управленческая

функция);

Хормейстер может избрать любую из известных форм ознакомления с

новым произведением. Можно, например, кратко рассказать хору о

произведении и его авторе, об исполнительских трудностях и особенностях

звучания нового сочинения, дать прослушать имеющуюся аудиозапись и т.д.

Очень полезно сыграть произведение на фортепиано, выделяя мелодические

линии, штрихи и оттенки. Предварить этот показ следует пояснениями,

ориентирующими певцов в содержании, стиле, музыкальной структуре

сочинения.

Далее следует переходить непосредственно к вокально-хоровому

знакомству с произведением. И здесь незаменима такая форма работы, как

сольфеджирование. В период становления юного коллектива обучение хора

умению сольфеджировать очень важно. При сольфеджировании проверяется

точность интонирования, правильность ритмических рисунков. Если это

трудное многоголосие , то произведение можно разучивать по партиям, это

продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой

партии. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной

стороны

понимание

хористами

ладогармонических,

метроритмических

особенностей нового произведения, проверяется точность интонирования,

правильность ритмических рисунков, т.е. вся музыкально-теоретическая

основа произведения. Когда хористы в основном ознакомились с нотным

текстом, дирижер должен повысить требования. Теперь уже ни одна

малейшая интонационная, ритмическая, динамическая или же какого-либо

иного порядка неточность не должна быть им пропущена. Хормейстер на все

должен реагировать быстро, каждую остановку в пении или же замечание

постараться детально и вразумительно объяснить, чтобы хоровой коллектив

знал, с какой целью остановлено пение.

Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём

разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста,

что бы была определенная завершенность.

Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая

часть

освоена.

Но

если

партия

трудна,

разучивание

песни

следует

продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после

ознакомления со всем произведением.

Процесс разучивания песни и работы над художественно - технической

стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта,

знаний и умения. Сначала разбор произведения по партиям, затем работа над

преодолением

технических

трудностей

и

художественная

отделка

произведения.

Невозможность рекомендовать какие-то сроки на ту, или иную фазу

работы с хором над песней и тем более определить их границы. Многое

зависит от умения и мастерства руководителя, от квалификации хора, от

степени трудности произведения. При разборе нельзя отбрасывать идейно-

художественную сторону. Опытный руководитель в такой момент найдёт

способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых

дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях,

кроме того эти образы могут и не относится к непосредственно к идейно-

художественному образу данного произведения. Нечто подобное происходит

и над художественный работой в песне, когда внимание сосредоточено к

художественной

стороне

исполнения.

Здесь

обратная

взаимосвязь:

в

процессе художественной отделки хорового произведения встраиваются и

чисто технические приёмы - это тоже необходимо и закономерно.

Таким

образом

можно

утверждать,

что

процесс

работы

над

произведением с хором нельзя строго ограничивать фазами с чётко

очерченными кругом технических, или художественных задач для каждой из

фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя

которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те

или иные методы работы.

Для

повышения

художественно-технического

уровня

хорового

коллектива также необходим, и индивидуальная работа с каждым из его

участником. Индивидуальные занятия могут проводится и во время работы

над произведением с одной из хоровых партий, а также при сдаче партий.

В

работе

с

младшими

обучающимися

надо

учитывать

то

обстоятельство, что им долгое время трудно сидеть на одном месте, они

быстро устают и перестают участвовать в учебном процессе. Поэтому для

них необходима частая смена заданий, упражнений, песен, на начальном

этапе можно широко использовать элементы игры, как метод в преодолении

трудностей.

Выбор форм и методов репетиционной работы зависит от целей и

задач, стоящих перед певческим коллективом и его руководителем, уровня

усвоения нового репертуара, а также от активности певцов хора, степени их

участия в творческой деятельности, интереса и осознанного отношения к

делу. Хормейстер в своей профессиональной деятельности должен учитывать

возрастной состав участников, уровень их профессиональной подготовки и

художественного мышления, эмоциональное состояние. На выбор форм и

методов работы влияет степень доступности и прочность усвоения нового

репертуара, а также то, насколько быстро происходит разбор и выучивание

хоровых партий. Эффективность репетиции можно оценить по степени

усвоения запланированного руководителем материала.



В раздел образования