Автор: Коробченко Елена Валерьевна
Должность: преподаватель по классу хорового пения
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ им. А. С. Аренского"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Методическая работа
Тема: " Методические аспекты репетиционной работы детским хоровым коллективом"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа им. А.С. Аренского»
Методические аспекты репетиционной работы с детским
хоровым коллективом.
Выполнил:
Преподаватель по классу хорового
пения
Коробченко Елена Валерьевна
г. Великий Новгород
2025 г.
Репетиция - длительный и достаточно монотонный труд, требующий
активности и самоотдачи каждого участника коллектива в освоении нового
материала, готовности к поиску вариантов сценического воплощения песни.
Организация репетиционной работы лежит, конечно, на руководителе
исполнительского коллектива, поэтому к нему предъявляются следующие
требования:
- владение методикой организации репетиционного процесса в
певческом коллективе;
- знание терминов и понятий, которыми оперирует руководитель;
- доступность речи и стиля изложения материала;
- постепенность изложения новых знаний;
- постепенность усложнения музыкального материала;
-
движение
от
простого
к
сложному,
от
известного
к
неизвестному.
Организуя репетиционный процесс в певческом коллективе, руководитель:
- планирует общую цель достижения положительного результата,
частные цели, учитывая индивидуальные особенности, уровень знаний
участников коллектива;
- использует разнообразные приемы, методы, формы работы в
соответствии со спецификой ситуации;
- стимулирует активность участников коллектива.
На методику построения репетиции влияют:
- исполнительская форма коллектива (хор, ансамбль);
- опыт и профессиональный уровень хормейстера;
- целевая установка репетиции (начальный этап работы над
хоровой партитурой, работа по партиям, сводная репетиция хора,
работа с хореографом, работа над песнями без сопровождения и т.д.);
- уровень профессиональной подготовленности коллектива в
вокально-техническом и исполнительском отношении;
- степень трудности и количество разучиваемых произведений;
- время и условия проведения репетиции (обычная репетиция или
репетиция перед концертом);
-
количество
репетиций,
отведенных
для
работы
над
конкретными произведениями;
- настрой участников на работу;
- взаимоотношения между участниками певческого коллектива.
Главный принцип репетиционной работы -ее систематичность, включающая
в себя регулярность занятий и систему в организации изучаемого материала.
Система - это то, что приводит к положительному результату. Репетиции
должны
иметь
четкое
расписание
их
проведения,
план
работы,
подготовленную аудиторию. И от того, насколько подготовлена репетиция,
зависит конечный результат и эффективность. Время, отведенное на
репетицию, должно быть максимально потрачено на учебную и творческую
работу по освоению новых знаний, разучиванию произведений, отработку
певческих навыков. У каждого руководителя с опытом работы складывается
своя методика проведения репетиционных занятий. На любом этапе
творческой
деятельности
возможен
поиск
новых
форм
и
методов
репетиционной работы, расширение арсенала средств, которые применяет
руководитель.
Разучивание музыкального произведения – довольно длительный процесс,
итогом
которого
является
публичное
исполнение
произведения
в
завершенном виде.
В репетиционной работе деятельность хормейстера
многофункциональна:
-
музыкант-исполнитель,
реализующий
в
живом
звучании
свои
исполнительские намерения (исполнительская функция);
- педагог, прививающий певцам вокально-хоровые навыки, необходимые для
успешного решения исполнительских задач (педагогическая функция);
- организатор и руководитель репетиционного процесса (управленческая
функция);
Хормейстер может избрать любую из известных форм ознакомления с
новым произведением. Можно, например, кратко рассказать хору о
произведении и его авторе, об исполнительских трудностях и особенностях
звучания нового сочинения, дать прослушать имеющуюся аудиозапись и т.д.
Очень полезно сыграть произведение на фортепиано, выделяя мелодические
линии, штрихи и оттенки. Предварить этот показ следует пояснениями,
ориентирующими певцов в содержании, стиле, музыкальной структуре
сочинения.
Далее следует переходить непосредственно к вокально-хоровому
знакомству с произведением. И здесь незаменима такая форма работы, как
сольфеджирование. В период становления юного коллектива обучение хора
умению сольфеджировать очень важно. При сольфеджировании проверяется
точность интонирования, правильность ритмических рисунков. Если это
трудное многоголосие , то произведение можно разучивать по партиям, это
продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой
партии. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной
стороны
понимание
хористами
ладогармонических,
метроритмических
особенностей нового произведения, проверяется точность интонирования,
правильность ритмических рисунков, т.е. вся музыкально-теоретическая
основа произведения. Когда хористы в основном ознакомились с нотным
текстом, дирижер должен повысить требования. Теперь уже ни одна
малейшая интонационная, ритмическая, динамическая или же какого-либо
иного порядка неточность не должна быть им пропущена. Хормейстер на все
должен реагировать быстро, каждую остановку в пении или же замечание
постараться детально и вразумительно объяснить, чтобы хоровой коллектив
знал, с какой целью остановлено пение.
Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём
разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста,
что бы была определенная завершенность.
Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая
часть
освоена.
Но
если
партия
трудна,
разучивание
песни
следует
продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после
ознакомления со всем произведением.
Процесс разучивания песни и работы над художественно - технической
стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта,
знаний и умения. Сначала разбор произведения по партиям, затем работа над
преодолением
технических
трудностей
и
художественная
отделка
произведения.
Невозможность рекомендовать какие-то сроки на ту, или иную фазу
работы с хором над песней и тем более определить их границы. Многое
зависит от умения и мастерства руководителя, от квалификации хора, от
степени трудности произведения. При разборе нельзя отбрасывать идейно-
художественную сторону. Опытный руководитель в такой момент найдёт
способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых
дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях,
кроме того эти образы могут и не относится к непосредственно к идейно-
художественному образу данного произведения. Нечто подобное происходит
и над художественный работой в песне, когда внимание сосредоточено к
художественной
стороне
исполнения.
Здесь
обратная
взаимосвязь:
в
процессе художественной отделки хорового произведения встраиваются и
чисто технические приёмы - это тоже необходимо и закономерно.
Таким
образом
можно
утверждать,
что
процесс
работы
над
произведением с хором нельзя строго ограничивать фазами с чётко
очерченными кругом технических, или художественных задач для каждой из
фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя
которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те
или иные методы работы.
Для
повышения
художественно-технического
уровня
хорового
коллектива также необходим, и индивидуальная работа с каждым из его
участником. Индивидуальные занятия могут проводится и во время работы
над произведением с одной из хоровых партий, а также при сдаче партий.
В
работе
с
младшими
обучающимися
надо
учитывать
то
обстоятельство, что им долгое время трудно сидеть на одном месте, они
быстро устают и перестают участвовать в учебном процессе. Поэтому для
них необходима частая смена заданий, упражнений, песен, на начальном
этапе можно широко использовать элементы игры, как метод в преодолении
трудностей.
Выбор форм и методов репетиционной работы зависит от целей и
задач, стоящих перед певческим коллективом и его руководителем, уровня
усвоения нового репертуара, а также от активности певцов хора, степени их
участия в творческой деятельности, интереса и осознанного отношения к
делу. Хормейстер в своей профессиональной деятельности должен учитывать
возрастной состав участников, уровень их профессиональной подготовки и
художественного мышления, эмоциональное состояние. На выбор форм и
методов работы влияет степень доступности и прочность усвоения нового
репертуара, а также то, насколько быстро происходит разбор и выучивание
хоровых партий. Эффективность репетиции можно оценить по степени
усвоения запланированного руководителем материала.