Автор: Евлоева Марем Абдрохмановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ «СОШ №4 с.п. Экажево».
Населённый пункт: с.п. Экажево
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Путешествие с логарифмом
Раздел: среднее образование
План – конспект открытого урока по математике
в 11 «В» классе
Учитель: Мержоева Любовь Яхьяевна
Урок-закрепление:
«Математическое путешествие с логарифмом»
Цели урока:
1.Закрепление определения логарифма, свойств логарифмов, логарифмические уравнения.
2.Развитие умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитие сообразительности.
3.Привитие навыков групповой работы, формирование чувства коллективизма и преемственности
поколения.
4.Знакомство с историческим материалом.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
а) Ребята, зздравствуйте!
Сегодня наш урок математики будет несколько необычен. Это будет урок-закрепление по
логарифму, который мы назовем «Путешествие с логарифмом».
б)Откройте пожалуйста, ваши тетрадки и зафиксируйте дату путешествия с логарифмом.
Мы должны преодолеть все препятствия-задания и показать, насколько хорошо мы знаем все о
логарифме,насколько хорошо мы дружим с ним.
Класс разбивается на 3 группы. В каждой команде выбирается капитан. (Три ряда в классе.Каждый
участник имеет рабочую тетрадь, в которой будет записывать по ходу урока примеры и задания. В
конце урока эти тетради собираются учителем на проверку).
1)
Препятствие: ЛОГАРИФМ.
Математика-царица наук,
Арифметика-царица математики.
(К.Гаусс)
1)Вопрос: Дайте определение логарифма данного числа по данному основанию.
(Логарифмом данного числа в по основанию а называется показатель степени,в которую нужно
возвести основание а,чтобы получилось число в). (а ˃0; а≠1)
2)Вопрос: Каким числом обозначается логарифм числа в по основанию а?
Log
а
в
3)Вопрос: Записать основное логарифмическое тождество.
а
log
а
в=
в,если а ˃0; а≠1; в˃0.
4)Вопрос: Для обозначения десятичных логарифмов принята специальная запись.Запишите ее.
log
10
в=lgв
5) Вопрос: Найти значения(устно):
1) log
2
32=5
2) log
3
243=5
3) log
3
1 =-5
243
4) log
5
0,04=-2
5) log
√
3
3=2
6)log
√
3
1 =-4
9
6)Вопрос: Найдите значение Х(устно):
1)
log
3
х=1 (х=3) (3
1
=х)
2)log
√
5
х=0 (х=1) (х=(
√ 5
¿
0
=1)
(х=1)
3) log 1 х = 1 (х= 1) (х=( 1)
1
= 1)
8 8 8 8
4) log
х
1 =2 (х= 1 ) (х
2
= 1 )
16 4 16
(х = 1)
4
5) log
х
81=4 (х=3) (х
2
= 1 )
16
(х = 1)
4
6) log
х
1=1 (х= 1 ) (х
1
= 1 )
9 9 9
(х= 1)
9
7) log
х
1=0 (х
0
= 1 х-любое число )
(х
0
= 1 х-любое число,х>0 )
7) Вопрос: Упростите выражения (устно),пользуясь основным логарифмическим тождеством
[a
log
a
в
= b]:
1)
1,9
log
1,9
2
=2
2)
2
log
2
5
=5
3)
3
2-log
3
18
=1
2
4)
6
-2 log
6
5
= 1
25
ІІ). Препятствие: ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЛОГАРИФМОВ.
Тот,кто не знает математику,
Не может узнать никакой другой науки.
(Роджер Бэкон)
1)Вопрос: Перечислите и запишите основные свойства логарифмов (при любом а>0; а≠1 и
х>0;у>0):
1) log
а
1=0 3 ученика у доски (І,ІІ,ІІІ ряды пишут)
2) log
а
а=1
3) log
а
ху= log
а
х+ log
а
у
4) log
а
х = log
а
х -log
а
у
У
5)log
а
х
р
= р log
а
х
2)Вопрос: Запишите формулу перехода от одного основания к другому основанию.
logbX
log
а
х= ,где (х>0 и а≠1; в>0 и в≠1)
logbX
3)Вопрос: Вычислите:
1) lg8+ lg 125= lg 8 x 125 = lg 1000 = 3
2) log
2
11- log
2
44= log
2
11= log
2
1= log
2
(2)
-2
= -2
3)lg13+ lg 130=lg 13 = lg 1 = lg 10
-1
= -1
130 10
4)log3 16 = log
4
16=2
log3 4
5)log
12
4+ log
12
36= log
12
(4х36) = log
12
144=2
6) log 1 1 =0
2
7) log
√ 7
7
1/2
=1
ІІІ). Препятствие: ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ.
Математика-точильный камень способностей.
1)Вопрос: Дать определение логарифмической функции:
(функцию,заданную формулой
у=log
а
х,
называют логарифмической функцией с основанием а).
2)Основные свойства логарифмической функции:
1.Область определения логарифмической функции-множество всех положительных чисел F
t
,т.е.
Д(log
а
) =F
t
2.Область значений логарифмической функции –множество всех действительных чисел.
3.Логарифмическая функция на всей области определения возрастает
(при а>1) или убывает (при 0<а<1).
3).Вопрос: Построить графики функций у=log
а
b:
1)
y
у=log
а
х
b
0 1 a
b
x
(а>0)
ІІ) y
у=log
а
х
0 1 a
b
x
(0<а<1) b
ІІІ)
у
у=log
а
х
b
0 1 a
b
x
(а>1)
4)Вопрос: Найдите область определения функции: f(х) =log
8
(4-5х)
Решение: 4-5х>0
-5х >-4
х <0,8
ответ: х€(-∞;0,8).
5)Вопрос:Сравните числа:
1) log
2
9,9 и (>)log
2
9,3
2) log
3
4,9 и (<)log
2
5,1
3) log
0,2
1,9 и (>) log
0,2
2,3
4) log
1/3
0,51 и (<)log
1/3
0,49
5) log
√ 2
3 и (>) 1=log
√ 2 √ 2
ІV).Препятствие: ЛОГАРИФИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ.
Математика черпает свою силу в умении исключать все лишнее в процессе мышления.
(Э.Мах)
1)Вопрос: Решите уравнение:
log
3
(2х-1) =2
log
3
(2х-1) =log
3
9
2х-1=9
2х=9+1
х=10:2
х=5 Ответ: х=5
2)Вопрос: Решите уравнение:
x
logx10
=5x
10=5x
х=10:5
х=2 Ответ: х=2
3)Вопрос:Решите уравнение:
log
7
(8х-17) =1
log
7
(8х-17) =log
7
7
8х-17=7
8х=7+17
8х=24
х=24:8
х=3 Ответ: х=3
4)Вопрос:Решите уравнение:
3
х
= 1
27
3
х
=3
-3
х=-3 Ответ: х=-3
5)Решите уравнение:
log
х-1
4=2
х=3 Ответ: х=3
V).Препятствие: СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ.
Мир построен на силе чисел.
(Пифагор)
1)
Слово «логарифм» происходит от греческого:
λ0γ0φ («число») и αріvμ0φ («отношение») и переводится,следовательно,как отношение чисел.
2)
Вопрос: В каком году был изобретен логарифм?
(1954 год)
3)
Вопрос: Назовите фамилию изобретателя логарифмов.
(Непер-английский математик,изобретатель логарифмов,составитель первой таблицы
логарифмов,облегчившие работу вычислителей многих поколений.)
VІ).Препятствие: В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО.
Только забавляясь и учимся.
(Анатоль Франс)
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь,на нос нацепив очки,
Играл с царицей в логарифм.
1)
Математические знаки.
log
5
25 lg 10 log
2
4=5
2)
Какая рыба без чешуи? (биология)
log
2
32+ log
2
2+ lg 10 =?
1.
Щука-3
2.
Сом-7
3.
Карась-9
Ответ: 7 «сом»
3)
Самое красивое озеро? (география)
у'=(х+ln)'; при х=1
1.Чудское-1
2.Ильмень-3
3.Байкал-2
Решение: у'=(х+ln)'=1+ 1 ; при х=1
1+ 1 =2
х 1
Ответ: 2
следовательно «Байкал».
VII). Препятствие: Заключение.
Мы с наслаждением познаем математику...
Она восхищает нас, как цветок лотоса.
Аристотель( 384-322 г.г. до н.э.)
Вопрос: Ребята, а как зовут вашу первую учительницу ?
Ответ: Лариса Николаевна.
Учитель: Когда то и вы были маленькими, как Алимжан, вас тоже учила Лариса Николаевна, как и
его сейчас. Посмотрев на вас, он захочет учиться не хуже вас, чтобы не подводить своего первого
учителя. Дадим слова Алимжану и Берлант, которая будет выпускницей школы в следующем году.
Она сделает для себя выводы от увиденного и услышанного и донесет до учащихся 10 «в» класса.
Стихотворение:
В школе учат нас считать,
В школе учат нас писать,
В школе логарифмы вычислять.
Логарифмы вы учите,
Логарифмы вы зубрите,
С логарифмами дружите,
И тогда вы победите
По итогам ЕНТ
ИТОГ:
Объявление победителей, выставление оценок. Указать отличившихся учащихся.