Автор: Роганова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Развитие фонематического слуха. С чего начать?"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для
понимания
смысла
сказанного.
При
несформированности
речевого
звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то,
что
ему
сказали,
а
то,
что
он
услышал
–
что-то
точно,
а
что-то
очень
приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису»,
«Мишина
машина»
в
«мыши
на
машине».
Ребенок
как
будто
становится
немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется
особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем
ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Поэтому
не
случайно
работе
по
развитию
фонематического слуха
и
специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа
протекает
легко
и
успешно.
Иногда
родители
добросовестно
пытаются
выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата.
Скорее всего это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий
этап - развитие неречевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура
нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых
шумов,
звуков
музыки
–
по
своему
происхождению
гораздо
древнее.
Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более
элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу»
для
их
развития.
Ребенок
может
научиться
говорить
и
мыслить
только
воспринимая.
Формирование
речевого
восприятия
начинается
с
узнавания
природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При
этом
различение
неречевых
звуков
должно
обязательно
сопровождаться
развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более
полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно
рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же
полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки
только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее
элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного»,
выбираются
контрастные
по
ритмической
и
эмоциональной
структуре
музыкальные
фрагменты.
Хорошо,
если
дети,
слушая
музыку,
начинают
подпевать, дирижировать, танцевать.
В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на
практике
специальные
упражнения
для
формирования
неречевого
звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им
столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что
Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это
тема для свободной игровой импровизации.
1. Чудо-звуки. Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков –
шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в
ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки –
какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из
них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо
различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.
Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами,
звон
сосулек,
тишину
морозного
утра.
Весной
–
капель,
журчание
ручья,
щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум
дождя. Летом стрекочат кузнечники, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят
комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса
людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в
жизни.
2. Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых
предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп
звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
3. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы –
скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум
льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр.
Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми
глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех
предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.
4.
Шумящие
коробочки.
Нужно
взять
два
комплекта
небольших
коробочек
–
для
себя
и
ребенка,
наполнить их
различными
материалами,
которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно
насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики,
пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок,
закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои
коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех
пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый
трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет
заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями
и обязательно иногда ошибайтесь.
5. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите
палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в
Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит
что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе:
«скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом».
Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку,
теперь Ваша очередь
отгадывать и ошибаться. Не
забудьте взять с
собой
волшебную палочку на прогулку.
Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок
отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит
похоже? Где мы слышали похожие звуки?»
6. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен
колокольчик
или
другой
звучащий
предмет.
Ребенок
закрывает
глаза,
Вы
встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен
повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой
показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить
на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и
веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
7.
Подбери картинку или
игрушку. Вы
стучите (шелестите, гремите,
трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что
звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
8. При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания
ребенок
меняет
характер
своих
движений.
О
правилах
игры
надо
предварительно договориться.
9. Создаем мелодию. Вступите в диалог с ребенком на инструментах –
чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок
сыграет
что-то
достаточно
структурированное,
повторите
его
«реплику».
Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.
10. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая
его
рукой,
например
такой
–
2удара-пауза-3удара. Ребенок
его
повторяет.
Сначала
ребенок
видит
Ваши
руки,
потом
выполняет
это
упражнение
с
закрытыми глазами.
Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой,
двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их
выполнение.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма,
воспроизведение
звуков
разной
громкости
внутри
ритмического
рисунка.
Ритмические
структуры
можно
записывать:
слабый
удар
–
короткая
вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.
11. Громко-тихо. Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или
слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом –
низким.
Вариант
игры:
придумайте
или
вспомните
каких-то
сказочных
персонажей, договоритесь, кто из них
как говорит, а потом разыгрывайте
небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
12.
Камертон.
Предложите
ребенку
проговаривать
по
слогам
любой
стихотворный
текст
и
одновременно
отстукивать
его
ритм
по
правилам:
отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая
предлоги, рука или нога меняется.
13.
Узнай
свой
голос.
Вам
нужно
записать
на
магнитофон
голоса
знакомых, родных, обязательно
свой голос
и
голос
ребенка. Прослушайте
кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких
людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его
звучанию надо привыкнуть.