Напоминание

«Философия и медицина: общие проблемы и ценности».


Автор: Селимова Фатима Алихановна
Должность: Преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ РД «Дербентский медицинский колледж им. Г.А Илизарова».
Населённый пункт: г.Дербент
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Философия и медицина: общие проблемы и ценности».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

«ДЕРБЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.А. ИЛИЗАРОВА»

«Утверждаю»

Зам. директора по Н.М.Р.:

_______________Э.Д.Сархатова

« ____» ____________ 202 5 г.

Методическая разработка

Открытого теоретического занятия

по предмету «ОГСЭ 01 Основы философии»

для специальности: 33.02.01 «Фармация»

на тему: «Философия и медицина: общие проблемы и ценности».

Методическая разработка

обсуждена на заседании

ОГСЭ цикла « » __________

Протокол № _______________

Председатель цикла:

______________Г.К. Алиханова

Методист, к.ф.н

______________М.К.Меджидова

Директор ГБПОУ РД

«Дербентский медицинский

колледж им. Г.А. Илизарова»

С.А.Гамзатова - к.э.н., зас. врач РД.

г. Дербент

Составитель методической

разработки преподаватель

общественно- гуманитарных

дисциплин, высшей категории

_________________ Ф.А. Селимова

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Содержание методической разработки.

3.Список использованной литературы.

4.Приложения.

1.Пояснительная записка

Данная

методическая

разработка

составлена

в

соответствии

с

требованиями

и

программой

Федерального

Государственного

образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования

Российской Федерации, для проведения занятия по Основам философии для

студентов 2 курса специальности 33.02.01 Фармация.

В методической разработке рассматриваются следующие моменты:

актуальность

темы,

цель

занятия,

подробная

технологическая

карта

проведения урока; приложения, в которых отражены задания каждого этапа

урока.

В

сценарий

занятия

включены

стихи,

которые,

безусловно,

способствуют развитию творческого потенциала, воображения студентов, их

нравственному воспитанию, прививают любовь к изучаемому предмету и, в

целом, ведут к лучшему усвоению учебного материала.

Актуальность темы. Мир философии многолик и многогранен. Знакомство

с ним дарит неизгладимые впечатления от духовных поисков и устремлений

человечества. Среди различных тем курса: «Основы философии» выделяется

тема: «Философия и медицина: общие проблемы и ценности», так как при ее

изучении учитывается специфика учебного заведения. Тема поднимает

проблемы, связанные с вопросами, волнующими современное поколение в

целом, и студентов-медиков, в частности. Проблема взаимосвязи философии

и

медицины,

а

также

философско-этические

проблемы

(эвтаназия,

трансплантология, суррогатное материнство и др.). Что такое жизнь и что

такое смерть? Можно ли победить зло? Что такое болезнь духовная и

телесная? Каково предназначение человека?

На

всем

протяжении

истории

культуры

идеи

объединения

философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и

тайны человека претворялись в трудах самых известных философов,

медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль

знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся

практические

знания

о

человеке

как

биологическом

и

социальном,

материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации

человека к окружающим условиям жизни.

Курс философии, ориентирующийся на специфику медицинского

образования, только начинает входить в практику отечественной высшей

школы. Его становление встречает определенные трудности, связанные не

только с необходимостью отбора, обобщения и доступного изложения

обширного историко-философского и историко-медицинского материала, т.е.

с теми усилиями, которые аналогичны, в общем, процессу создания всякого

нового курса. Оно предполагает и серьезную творческую работу, которая

ставит своей целью выяснить, каково же соотношение философии и

медицины сегодня, и каковы тенденции его развития. В настоящее время эта

кардинальная проблема взаимодействия философов и медиков остается,

пожалуй, наименее продуманной в целом. И это несмотря на то, что человек

как главная тема философии ХХ века предопределяет явный интерес

философии к медицине, являющейся одной из наук о человеке. С другой

стороны, и медицина в своих основных теоретических разделах все в

большей степени осознает необходимость в философском фундаменте, без

которого дальнейший положительный рост медицинских знаний (противовес

накоплению бесконечного количества медицинской информации в рамках

все более узких, специальных и при этом все более разрозненных областей

медицины) становится проблематичным. Практическая медицина также

сталкивается с широким кругом вопросов, решение которых невозможно в

рамках одного лишь профессионального медицинского мышления, без

привлечения философской традиции. К ним относятся, в частности,

проблемы биомедицинской этики, а также проблема воссоздания целостного

духовно-телесного

образа

человека

как

необходимое

условие

полноценной терапии.

Итак, создание курса философии для медиков, несмотря на все

возникающие в связи с этим трудности, представляется сегодня, безусловно,

необходимым. Очевидно, что оно не может свершиться в единочасье.

Предлагаемый материал представляет, по сути, набросок медицинской

составляющей курса философии для медиков.

Методическая разработка открытого занятия.

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей

программой

по

дисциплине

«Основы

философии»,

соответствующей

требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта.

Методическая разработка составлена для проведения теоретического занятия

по теме «Философия и медицина: общие проблемы и ценности», с

обучающимися группы 2 курса по специальности 33.02.01 «Фармация».

Методы: наглядно-демонстрационные, проблемно-поисковые.

Оснащение: тетрадь, дидактические материалы (задания), компьютер,

проектор, экран, презентация.

Занятие по данной теме способствует формированию у обучающихся

общих (метапредметных) компетенций:

1.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

и качество.

2.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за

них ответственность.

3.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития (при подготовке студентов к занятию).

4.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

Предметные (профессиональные) компетенции.

1.Общекультурная: студент должен хорошо знать историю философии и

медицины и их тесную взаимосвязь. Свободно апеллировать основными

понятиями.

2.Информационная:

самостоятельно

искать,

анализировать

и

отбирать

необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и

передавать ее.

3. Коммуникативная: обладать навыками работы в группе при составлении

творческих проектов.

4.Ценностно-смысловая:

уметь

выполнять

различные

виды

учебной

деятельности.

5.Учебно-познавательная: уметь планировать и анализировать свою учебную

деятельность.

Мотивация:

развитие

познавательной

самостоятельности,

то

есть

стремления и умения студентов самостоятельно открывать новое знание

(биоэтические проблемы современной медицины); развитие потребности

самовыражения студентов, а также развитие логического и диалектического

мышления студентов с целью применения полученных навыков на практике.

Оснащение.

Материально-техническое: комплект мультимедийного оборудования;

мультимедийная презентация.

Методическое: рабочая программа, календарно-тематический план,

методическая разработка открытого урока, методические разработки для

преподавателя, рекомендации по подготовке студента к лекции.

Дидактические средства: тесты, задания для выполнения, оценочные

листы.

Педагогическая

технология

подготовки

проблемного

занятия

включает в себя:

поисковую деятельность обучающихся;

вопросы с нестандартной тематикой.

Потребность в проведении проблемных занятий объясняется целым

рядом причин. Во-первых, проблемный подход позволяет формировать

системное логическое мышление. Во-вторых, обучающиеся вовлекаются в

поиск

самостоятельных

ответов

на

поставленные

вопросы,

решение

познавательных задач, на проверку выдвинутых гипотез, формируются

навыки самостоятельной учебной деятельности. Использование различных

видов работы, применение презентации иллюстрирует различные этапы

занятия. Все это способствует успешному усвоению учебного материала,

поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне и позволяет

говорить о высокой эффективности занятия.

Тема: «Философия и медицина: общие проблемы и ценности»

Форма организации учебного процесса: теоретическое занятие.

Тип учебного занятия: комбинированное занятие.

Продолжительность: 90 минут.

Цели занятия.

Учебные:

установить тесную взаимосвязь медицины и философии в

историческом аспекте и в современном развитии; углубить ранее полученные

знания по основам философии, расширить их, получив новые сведения;

Студент должен знать:

роль философии в формировании ценностных

ориентаций

в

профессиональной

деятельности;

антропоцентризм

как

мировоззренческий и методологический принцип медицины; философия

человеческой ответственности; проблема здоровья как глобальная проблема

современности; гуманизм как философско-этический менталитет медиков;

деонтология; взаимосвязь социального, психологического и соматического;

врачебная тайна и этика.

Студент

должен

уметь:

ориентироваться

в

основных

философских

проблемах медицинского знания.

Развивающие:

формирование

философского

мировоззрения;

обучение

диалектическому методу познания: подходить критически к информации,

абстрактно и логически мыслить; стимулирование творческого воображения.

Воспитательные:

формирование

нравственной

гражданской

позиции,

толерантности к специфическим взглядам и подходам, к взаимосвязи

философии и медицины, выработанными философами на протяжении всей

философской мысли начиная с древнегреческих мыслителей; привитие

чувства любви, милосердия к людям с позиций философской морали,

медицинской этики и с точки зрения общечеловеческого гуманизма.

Межпредметные связи: история, обществознание, литература, социология,

культурология, этика, общая психология, хирургия, терапия.

Внутрипредметные связи.

Философия, ее роль в жизни человека и общества. Темы: «Структура

философского

знания.

Основные

категории

и

понятия

философии»,

«Специфика философского знания и его функции. Основной вопрос

философии».

История философии. Темы: «Философия Древней Греции», «Философия

эпохи

Средневековья,

Возрождения,

Нового

времени»,

«Немецкая

классическая философия», «Русская философия», «Философия ХХ века».

Философское учение о бытии.

Темы: «Философские идеи развития.

Диалектика. Законы диалектики».

Философское осмысление природы человека. Темы: «Человек как объект

философского

осмысления»,

«Изучение

и

осмысление

философской

проблемы смысла жизни человека, смерти и бессмертия».

Философия

общества.

Темы:

«Изучение

глобальных

проблем

современности, их классификации, пути решения этих проблем».

Методы контроля:

фронтальный;

индивидуальный.

Вид контроля: текущий.

Тип контроля:

вопросы на повторение пройденного материала темы;

тестовые задания.

На занятии применяются разные приемы активизации деятельности:

придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в

изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение

учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического

багажа,

примеров,

фактов.

Преподаватель

активизирует

внимание

и

мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.

Занятие предполагает определенный подготовительный этап.

Подготовка к занятию.

За неделю до проведения урока преподаватель знакомит студентов с

тематикой докладов. Темы докладов:

«Биоэтические проблемы»;

«Этические проблемы эвтаназии»;

«Этические проблемы суррогатного материнства»;

«Этические проблемы искусственного аборта».

Студенты пишут тексты будущих докладов. Выступления обязательно

должны носить характер свободных высказываний, для чего написанные ими

дома тексты не читаются, а излагаются по планам.

Человек как объект философского анализа

Философия Древнего Востока

Развитие античной философии

Философия XX века

Философия категория бытия

Сознание: его происхождение и

сущность

Познание как объект философского анализа

Философия эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени

Немецкая классическая философия

Русская философия

Основы научной, Философской, религиозной картины мира

Общество как саморазвивающаяся система

Схема внутрипредметных связей

Схема межпредметных связей

ОСНОВЫ

ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИЯ

ЭТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

СОЦИОЛОГИЯ

ХИРУРГИЯ

ТЕРАПИЯ

ОБЩАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

План занятия:

1. Организация начала занятия – 5мин.

2. Повторение предыдущего материала – 15мин.

3.Изложение нового материала – 55 мин.

4. Закрепление материала, стадия рефлексии – 10мин.

5. Домашнее задание – 5мин.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Проверка присутствующих, настрой на занятие.

2.Повторение

предыдущего

материала.

Форма

опроса:

фронтально

индивидуальная (смешанная).

Фронтальный вопрос:

Философия— это наука о законах бытия.

Она суммирует научные достижения всех других наук и выводит законы

мироздания: как мира природы, так и мира людей.

Философия — это умение размышлять о поступках, природе, вещах —

обо всём на свете, чтобы всё это понять.

Личность— это внутренний мир человека, его привычки, взгляды и способы

взаимодействия с реальностью. Это то, что делает человека собой: его

убеждения, цели, привычки и ценности.

Предмет философии — изучение основных вопросов о реальности, истине,

знании, ценностях, справедливости, морали, свободе, добре, красоте, смысле

жизни, смысле истории и многих других.

Структура

предмета

философии

включает

четыре

основных

компонента:

Онтология — учение о бытии, которое рассматривает различные виды и

способы существования.

Гносеология

— теория познания, изучающая структуру и содержание

знаний, источники информации и способы познания.

Антропология — философское учение о природе человека.

Социальная философия

— раздел, исследующий социальные явления,

структуру общества и законы общественного развития.

Функции философии

Мировоззренческая

формирование

целостной

картины

мира,

представлений об его устройстве, месте человека в нём.

Методологическая — выработка фундаментальных методов познания мира

и человека.

Критическая — анализ существующих представлений о мире, обществе,

человеке, выявление противоречий.

Прогностическая

— предвидение возможных путей развития общества,

науки, культуры на основе анализа текущих тенденций и исторического

опыта.

Эмпиризм утверждает, что все знания происходят из чувственного опыта

и наблюдений. Эмпиристы считают, что человеческий разум изначально

представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), на которой опыт оставляет

свои следы.

Рационализм

утверждает, что разум — основной источник знаний и

познания. Рационалисты считают, что основные истины могут быть

постижимы

с

помощью

логического

мышления

и

внутренних

интеллектуальных процессов, независимых от чувственного опыта.

Некоторые представители эмпиризма: Фрэнсис Бэкон. Разработал метод

индукции — процесс, при котором общие законы выводятся из наблюдения

конкретных явлений. Джон Локк. В своём труде «Опыт о человеческом

разумении» сформулировал идею о том, что человеческий разум — «чистая

доска», на которой опыт оставляет свои следы.

Некоторые представители рационализма: Рене Декарт. Полагал, что мир

можно познавать через чёткие и ясные идеи, которые могут быть выведены

из аксиом и теорем. Готфрид Лейбниц. Разработал теорию о монадах —

неделимых

и

независимых

единицах,

каждая

из

которых

отражает

целостность мира.

Индивидуальный опрос.

Дидактический материал для проверки знаний

обучающихся - карточки с вопросами и тестами.

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Мотивация.

3. Изучение нового материала

4.Обобщение нового материала:

5.Контроль знаний и умений:

Выполнение теста

6.Подведение итогов занятия: Домашнее задание

Хронологическая карта занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент.

5 мин

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

-

формулировка

темы

лекции,

характеристика

ее

профессиональной

значимости,

новизны

и

степени

изученности;

- постановка целей;

- изложение плана лекции, включающего основные

вопросы, подлежащие рассмотрению;

- характеристика рекомендуемой литературы.

15 мин

3.

Изучение нового материала:

самостоятельная работа

студентов

с методической разработкой

Основная часть лекции

(изложение содержания в соответствии с планом).

55мин

4.

Контроль уровня усвоения новых знаний. Актуализация

имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные

на прошлой лекции, связь их с новым материалом).

Обобщение и систематизация изученного материала.

10 мин

5.

Подведение итогов. Домашнее задание.

5 мин

Итого:

90 минут

Изложение нового материала.

Тема: Философия и медицина: общие проблемы и ценности.

Дисциплина: ОГСЭ 01 Основы философии

Целевая аудитория: Студенты

Цель:

Показать взаимосвязь философии и медицины, их общие корни и

актуальность

философского

подхода

для

решения

современных

медицинских проблем.

Сформировать у обучающихся понимание ценностных оснований

медицинской деятельности.

Развить навыки критического мышления и анализа сложных этических

дилемм в медицине.

Задачи:

Раскрыть историческую взаимосвязь философии и медицины.

Выявить общие проблемы, стоящие перед философией и медициной

(жизнь, смерть, здоровье, болезнь, сознание, идентичность).

Определить

основные

философские

ценности,

значимые

для

медицинской практики (гуманизм, ответственность, справедливость,

автономия, достоинство).

Проанализировать

актуальные

этические

проблемы

в

медицине

(эвтаназия, аборты, репродуктивные технологии, трансплантология и

др.) с философской точки зрения.

Развить навыки аргументации и защиты собственной позиции по

этическим вопросам.

Форма проведения:

Лекция-дискуссия, семинар, круглый стол (выбрать

наиболее подходящую форму, исходя из количества участников и доступного

времени).

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный

материал (тесты, вопросы для обсуждения).

План занятия:

I. Вводная часть (10-15 минут):

Приветствие, представление темы и целей занятия.

Актуализация знаний: короткий опрос или мозговой штурм по вопросам,

касающимся взаимосвязи философии и медицины.

Пример вопроса: "Как вы думаете, что общего между философией и

медициной?"

Объявление структуры занятия.

II. Основная часть (60-75 минут):

1.

Историческая взаимосвязь философии и медицины:

Представление о философии как "матери всех наук" и медицины как

одной из ее древнейших ветвей.

Вклад древнегреческих философов (Гиппократ, Аристотель, Платон) в

развитие медицины.

2.

Общие проблемы философии и медицины:

Жизнь и смерть: Философское осмысление феномена жизни, критерии

смерти, определение границ жизни.

Здоровье и болезнь:

Различные философские концепции здоровья

(биологическая, социальная, духовная), болезнь как нарушение нормы.

Сознание

и

идентичность:

Проблемы

сознания,

самосознания,

личности, их связь с физическим телом.

Свобода воли и детерминизм: Вопрос об ответственности пациента за

свое здоровье, соотношение свободы выбора и предопределенности.

3.

Философские ценности в медицине:

Гуманизм:

Уважение

к

человеческому

достоинству,

милосердие,

сострадание.

Ответственность:

Обязанности врача перед пациентом, обществом,

профессией.

Справедливость:

Равный

доступ

к

медицинской

помощи,

распределение ресурсов.

Автономия: Уважение права пациента на принятие решений о своем

лечении.

Благо:

Принцип "не навреди" и принцип "делай благо". Проблема

определения блага для конкретного пациента.

4.

Актуальные этические проблемы в медицине:

Краткий обзор современных этических дилемм (эвтаназия, аборты,

репродуктивные

технологии,

трансплантология,

генетические

исследования).

III. Заключительная часть:

Подведение итогов занятия. Акцент на важности философского подхода

для понимания и решения сложных проблем в медицине.

Ответы на вопросы студентов.

Домашнее задание

Методы обучения:

Лекция (информационное сообщение).

Дискуссия (обсуждение проблемных вопросов).

Методы контроля:

Устный опрос.

Анализ ответов в ходе дискуссии.

Дополнительные материалы:

Презентация с ключевыми тезисами и иллюстрациями.

Раздаточный материал с тестами и вопросами для обсуждения.

Видеоматериалы (документальные фильмы, интервью с экспертами).

Ожидаемые результаты:

Студенты должны понимать взаимосвязь философии и медицины.

Студенты должны уметь анализировать этические дилеммы в медицине

с философской точки зрения.

Студенты должны осознавать ценностные основания медицинской

деятельности.

Студенты должны уметь аргументировать свою позицию по этическим

вопросам.

Эта методическая разработка призвана помочь преподавателям сделать тему

"Философия и медицина: общие проблемы и ценности" интересной и

полезной для студентов, формируя у них навыки критического мышления и

этической

рефлексии,

необходимые

для

успешной

работы

в

сфере

здравоохранения.

Сценарий

1.Вступительные слова преподавателя

2. Закрепление пройденного материала

3. Презентация Врачи философы

4. СЦЕНКИ

5. Презентация Врачи-философы: мост между наукой и мудростью

6.СТИХИ

7.Доклады

Ибрагимова Мадина

1. Взаимосвязь философии и медицины:

Философия и медицина - одинаково древние по своему происхождению

феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов

исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на

личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной

ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути

поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь

практического действия, философия – путь теоретического обобщения и

рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания

человечества

на

Земле,

проблему

самоопределения

человека

как

природного и культурного существа. В этом вопросе философия и

медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они

лишены цельности – философия удаляется от эмпирики, «витает в

облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о

личности, «утопает» в деталях и частностях.

2. Философия медицины в разные исторические эпохи:

На протяжении истории, философы, медики и ученые объединяли знания для

понимания жизни и человека, создав философию медицины. Она обобщает

знания о человеке как о существе биологическом, социальном, материальном

и духовном, предлагая пути адаптации к условиям жизни.

Древневосточная

мудрость,

представленная

в

различных

трактатах,

объединяет философские и медицинские идеи, рассматривая человека как

систему, где дух и тело неразрывно связаны. Болезни тела рассматриваются

как болезни духа, требующие восстановления душевного равновесия.

В Древней Греции, философия и медицина стремились понять человеческую

психику и ценность здоровья.

В средневековье развивается алхимия, находящаяся на стыке философии,

медицины и естественных наук, которая способствовала изучению человека

и развитию лабораторной техники.

В новое и новейшее время философия медицины становится особенно

популярной,

разрабатываются

новые

методы

лечения

и

самосовершенствования, учитывающие внутренние резервы организма и

психики.

Современная

философия

медицины

многогранна

и

изучает

здоровье

личности и нации, образ жизни, влияние общества и природы, духовность,

социальные причины болезней, этику врача и пациента, а также эстетику в

медицине.

З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Швейцер, Ф.Углов, Н.Амосов, М.Норбеков - лишь

некоторые из ученых, объединявших философию и медицину для решения

проблем человечества.

Все базовые теории современной медицины связаны с философией

медицины, определяющей фундаментальные постулаты.

ВИДЕО

Мысли о медицине - Медицина - сестра философии.

Сценка "Философский диагноз"

АВТОР (Джамалова Амаля)

Действующие лица:

Доктор Эскулап (Мамедова Сумайя):

Умудренный опытом врач,

немного циничный, но преданный своему делу.

София ( Абдулаева Камила) : Молодая, пытливая студентка-философ.

Пациент (Гусейнова Жасмина):

Задумчивый человек, страдающий

экзистенциальным кризисом.

(Сцена начинается в приемной доктора Эскулапа. София ждет приема,

изучая книгу по медицинской этике. Входит Пациент, выглядит

растерянным.)

Пациент: (Бормочет себе под нос) Быть или не быть…Вот в чем вопрос…

Но как быть? И что есть "быть"?

София: (Поднимает глаза от книги) Простите, у вас что-то случилось?

Пациент: Случилось? Да вся жизнь – сплошное "случилось"! Бессмысленное

нагромождение случайностей! Ни цели, ни оправдания…

(Входит доктор Эскулап.)

Доктор: Следующий! (Видит Пациента) Вы ко мне? Что вас беспокоит?

Каковы симптомы?

Пациент : Симптомы? О, их легион! Тоска, отчаяние, экзистенциальный

вакуум… Чувство оторванности от мира, осознание бренности бытия…

Доктор: (Скептически) Понятно. Просто осень. Авитаминоз. София, а вы что

тут делаете?

София: Я жду приема. Изучаю взаимосвязь медицины и философии. Ведь

здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние гармонии с

собой и миром.

Доктор: (Усмехается) Гармонии? В этом хаосе? Ладно, давайте ближе к

делу. Пациент, вам нужно больше гулять на свежем воздухе, заняться

спортом, найти себе занятие по душе. И перестать читать Ницше на ночь!

Пациент: Но как я могу радоваться жизни, зная, что все это конечно?

София:

А может быть, именно осознание конечности придает жизни

ценность? Философия и медицина обе стремятся к благу человека. Медицина

лечит тело, а философия – душу. Важно и то, и другое.

Доктор: (Пожимая плечами) Что ж, может, и так. Ладно, пациент, вот вам

рецепт на витамины и совет – почаще улыбайтесь. А София, вам – читать не

только теорию, но и практиковаться в эмпатии. Следующий!

(Пациент и София выходят. Доктор Эскулап качает головой и

принимается за следующего пациента.)

Стихи на тему Философия и медицина: общие проблемы и ценности

Ибрагимова Гурия

Философия врачу – как свет в кромешной мгле,

Когда болезнь клубится, словно тени.

Искать ответы в разума земле,

Где ценность жизни – выше всех ступеней.

Медицина – не только скальпель, бинт,

И знание болезней, как по нотам.

В ней – состраданье, вечный лабиринт,

Где каждый пациент – с душою, с плотью.

Философия учит: видеть цель,

Не только исцелить, но облегчить участь.

Найти баланс, где здравие – удел,

А смерть – не враг, а жизненная часть.

Этика и долг – два компаса врача,

Ведут сквозь бури, сквозь сомненья.

А философия – маяк, горящий ярко,

Показывая истинное направление.

Вопросы бытия, морали суть,

Терзают ум, ища ответ повсюду.

Как поступить, чтоб боли утихомирить,

И не нарушить клятву Гиппократа чудо?

Философия – медицины компас вечный,

Освещает путь во тьме незнанья.

Врач без философии – лишь техник умелый,

А с ней – целитель, дарящий мирозданье.

Стихи на тему Философия и медицина: общие проблемы и ценности

Ахмедова Муминат

В спирали ДНК, в биении сердца,

Где жизнь и смерть ведут свой вечный спор,

Медицина и философия сплелись,

Как две реки, стремящиеся в простор.

Эскулап и мыслитель, рука об руку,

Идут сквозь лабиринт бытия,

Ища ответы в хаосе молекул,

Где истина и мудрость – суть одна.

Врач лечит тело, философ – душу,

Но оба ищут гармонию внутри,

Чтобы понять: кто мы, откуда,

И в чем наш смысл на этой бренной земле.

Эскулап и мыслитель, рука об руку,

Идут сквозь лабиринт бытия,

Ища ответы в хаосе молекул,

Где истина и мудрость – суть одна.

Боль – это крик тела, вопрос сознания,

И каждый врач, как философ, должен слышать,

Не только симптом, но и душу страдальца,

Чтоб исцелить, не навредить, и просто жить.

Эскулап и мыслитель, рука об руку,

Идут сквозь лабиринт бытия,

Ища ответы в хаосе молекул,

Где истина и мудрость – суть одна.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Врачи-философы: мост между наукой и мудростью

(Сцена: Современная, минималистичная аудитория. В центре два кресла

и небольшой столик. За столом сидят Философ и Врач.)

Философ (Султанахмедова Багижат):

Добрый день. Благодарю вас за

согласие на эту встречу. Как мы знаем, философия и медицина, казалось бы,

далекие друг от друга, тем не менее, тесно переплетены. Обе они задаются

вопросами о сущности человека, о его месте в мире, о смысле жизни.

Врач (Манафова Камила): Добрый день. Согласен, кажущаяся разница

между нашим практическим ремеслом и абстрактными размышлениями

философов – лишь поверхностная. В конечном итоге, медицина занимается

сохранением и улучшением человеческой жизни, а философия пытается

понять, что значит жить хорошо и осмысленно.

(Пауза. Философ слегка наклоняется вперед.)

Философ:

Именно! И здесь мы сталкиваемся с общей проблемой –

определением ценности жизни. Где граница между жизнью, достойной

сохранения, и страданием, которое следует прекратить? Как определить, что

значит «жить хорошо»? Это вопросы, на которые нет простых ответов.

Врач: Эти вопросы преследуют врачей ежедневно. Мы принимаем решения,

влияющие на жизнь и смерть, руководствуясь не только медицинскими

знаниями, но и собственным пониманием ценности жизни, которое,

безусловно,

формируется

под

влиянием

моральных

и

философских

принципов. Возьмем, к примеру, эвтаназию.

(Врач задумчиво смотрит в зал.)

Врач: С одной стороны, мы обязаны облегчить страдания пациента, с другой

– не имеем права отнимать жизнь. Как найти баланс? Философия, с её

этическими теориями, может предложить нам различные перспективы и

помочь найти наиболее гуманное решение.

Философ:

А

медицина,

в

свою

очередь,

предоставляет

философии

конкретный

материал

для

размышлений,

ставя

перед

ней

сложные

моральные дилеммы, требующие осмысления и поиска решений. Таким

образом, наш диалог – это не просто теоретические рассуждения, а жизненно

важный процесс, необходимый для развития обеих дисциплин и, в конечном

итоге, для благополучия всего человечества.

Стихи на тему Философия и медицина: общие проблемы и ценности

Гаджибекова Марина

Врачи и философы – два мира, две души,

В лабиринтах бытия, где истину ищи.

Один – спасает тело, другой – дух врачует,

Но цель у них едина: чтоб разум торжествовал и человечество ликовало.

Проблемы общие – жизнь, смерть, страдание,

Мораль, что правит нами, и вечное познание.

Вопрос о ценности – что важно, что уйдёт,

Когда наш бренный мир однажды упокоится и заснёт.

Медицина и философия – мост через века,

Где милосердие, сочувствие – надежная рука.

Врач видит боль, философ – ищет смысл,

В страданьях и болезнях, где каждый завис.

Этика и долг – два компаса в пути,

Чтоб не сбиться с верного пути, не оступиться, не подвести.

Согласие больного, право на отказ,

Вопросы сложные, как лабиринт в рассказ.

Ценности едины – сострадание, добро,

Стремление к истине, чтоб стало всем светло.

И врач, и философ – служат человеку,

Даря надежду, веру, на лучшее навеку.

АНАЛИЗ ДОКЛАДОВ.

Философия и медицина: общие проблемы и ценности

Мукаилова Сабина

Медицина и философия, казалось бы, относящиеся к разным областям

человеческого знания и деятельности, на самом деле связаны неразрывными

узами.

Обе

дисциплины

затрагивают

фундаментальные

вопросы

человеческого

существования,

здоровья,

страдания

и

смысла

жизни.

Взаимосвязь философии и медицины проявляется в нескольких ключевых

аспектах.

Во-первых, обе дисциплины ориентированы на понимание человеческой

природы. Философия, особенно в рамках антропологии, исследует сущность

человека, его место в мире, его сознание и моральные принципы. Медицина,

в свою очередь, изучает человеческое тело, его функционирование и

дисфункции, стремясь к восстановлению здоровья и продлению жизни.

Во-вторых,

и

философия,

и

медицина

сталкиваются

с

этическими

дилеммами. Медицинская этика, являющаяся частью прикладной этики,

рассматривает

сложные

вопросы,

связанные

с

правом

пациента

на

автономию,

принципом

справедливости

в

распределении

ресурсов,

эвтаназией,

клонированием

и

другими

биоэтическими

проблемами.

Философия предоставляет методологическую основу для анализа этих

проблем и поиска морально обоснованных решений.

В-третьих, обе дисциплины признают важность целостного подхода к

человеку. Философия учит рассматривать человека как единство тела и

разума, а медицина все больше осознает, что физическое здоровье тесно

связано

с

психическим

и

эмоциональным

благополучием.

Психосоматическая

медицина,

например,

исследует

влияние

психологических факторов на возникновение и течение заболеваний.

Таким образом, философия и медицина, несмотря на свои различия, имеют

общие цели и ценности. Обе дисциплины стремятся к пониманию

человеческой природы, решению этических проблем и улучшению качества

жизни. Их взаимодействие обогащает обе области знания и способствует

более гуманному подходу к здоровью и благополучию человека.

Джамалова Амаля Медицинская этика в России. Вопросы медицинской

этики в России стали активно рассматриваться и обсуждаться лишь в начале

ХIХ в. Однако моральные и правовые моменты врачебной деятельности

затрагивались

и

значительно

раньше,

преимущественно

в

сводах

юридических установлений (например, в «Изборнике Святослава» XI в.).

Многие принципиально важные моменты медицинской этики получили

освещение в трудах М.Я. Мудрова (1776-1831), во многом опиравшегося на

наследие Гиппократа. Гиппократовский этический канон для М.Я. Мудрова

был не только теоретическим источником, но и практическим руководством:

Мудров оставил о себе славу воплощенного идеала профессиональной

морали медика. Достаточно отметить, что умер он от холеры после

многомесячной работы в разных городах России по организации борьбы с

эпидемией.

Характерно,

что

и

в

дальнейшем

отечественная

традиция

биоэтики

подпитывалась

преимущественно

не

учеными

трактатами,

а

живыми

образцами

профессиональной

этики,

выдающимися

поступками,

получавшими широкий резонанс в обществе. В этой связи следует назвать

имена таких русских медиков, как Ф.П. Гааз, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, В.А.

Манассеин.

Еще одна важная особенность состоит в том, что этические проблемы в

целом в российской традиции ставились в литературе, пожалуй, чаще и

острее, чем в сфере собственно философии. Это справедливо и для

медицинской

этики:

ее

проблемы

нашли

глубокое

отражение

в

произведениях А.П. Чехова и особенно В.В. Вересаева.

В годы советской власти ситуация с медицинской этикой претерпела

существенные изменения. Врачебная этика, сформировавшая до революции,

рассматривалась идеологами советского режима как корпоративная этика, а

значит, несущая в себе черты классового сознания, причем враждебного

новой власти. Такой взгляд имел определенные объективные основания, так

как по своему социальному статусу врач в дореволюционной России всегда

находился за пределами «низшего сословия». В связи с этим были

предприняты энергичные меры к радикальному изменению ситуации. Они

предполагали, во-первых, идеологическую «нейтрализацию» врачей старой

формации, вплоть до прямых репрессивных мер, а во-вторых, подготовку и

воспитание врачей новой – социалистической – формации, одна из черт

которой

состояла

в

полной

идентификации

врача

с

трудящимися,

представителями всех иных профессий. При этом медицинская этика как

особая отрасль этики теряла под собой всякую почву: профессиональная

деятельность врачей подводилась под сферу действия единых, общих для

всех норм коммунистической морали. В итоге вся сфера медико-этической

рефлексии на некоторое время отодвинулась в тень. К концу 60-х годов на

фоне процессов демократизации политического режима в СССР ситуация

несколько

изменилась.

В

1969

году

в

Москве

прошла

Всесоюзная

конференция по проблемам медицинской деонтологии, в дальнейшем

появились и многочисленные публикации в этой области. Однако «пределы

роста» здесь были весьма ограничены: пересмотр взглядов на социальный

статус врача, социальную роль медицины, а также собственно статус

человека как объекта медицины в рамках господствующей идеологии

оставался практически неосуществимым.

Отметим,

что

административно-командный

тип

организации

медицинского обслуживания и здравоохранения, тем не менее, показал свою

общую эффективность: по соответствующим статистическим показателям

СССР находился в целом на уровне развитых стран.

Абдуллаева Нуржаган Этические проблемы искусственного аборта. Под

абортом

подразумевается

всякое

прерывание

беременности.

Однако

основные

моральные

проблемы

возникают

в

связи

с

искусственно

вызванным абортом; о них и пойдет речь в дальнейшем.

Моральные коллизии, связанные с искусственным абортом имеют несколько

планов или аспектов, в основе каждого из которых лежит следующий

принципиальный момент: зачатие влечет за собой появление живого

существа. Рассуждения о том, с какого именно момента эмбрион приобретает

основные свойства, а значит, и статус человека как такового, привели сегодня

к тому, сам фактор возраста эмбриона оказался под вопросом. Такие

признаки, как наличие сердцебиения, дыхания, электрических импульсов

головного мозга и т.п., возникающие на определенных этапах развития

плода, уже не рассматриваются в качестве исчерпывающих критериев

превращения его в «человека» (они же признаются сегодня недостаточными

и для констатации смерти). Проблема подобного рода критериев остается

открытой. Согласно имеющей достаточно весомые основания точке зрения,

«человек» существует уже с момента зачатия. Поэтому искусственный аборт

всегда есть убийство. Отсюда вытекает целый ряд сложнейших моральных

проблем, например, как следует поступать в случае, если беременность и, в

последующем, роды представляют явную опасность для здоровья и жизни

женщины, допустим ли аборт в случае обнаружения серьезных аномалий

плода, каков статус эмбриона, полученного в результате аборта, допустимо

ли его использование в каких-либо медицинских целях.

В тех случаях, когда критерии момента «возникновения человека» все же

устанавливаются, (например, образование у эмбриона так называемой

«первичной полоски», которое происходит на 14 день его развития и др.)

проблема аборта в определенных аспектах теряет свою этическую остроту, а

то и вовсе перестает быть этической проблемой, переходя, в частности, в

плоскость правового регулирования или исключительно личного выбора.

Иными словами, в соответствии с этим подходом до определенной стадии

развития

плода

аборт

признается

во

всех

отношениях

допустимым.

Существует и предельно «либеральная» точка зрения, в соответствии с

которой, до момента естественного рождения плод, ни в каком смысле не

является человеческой личностью, поэтому вынашивающая его женщина

всегда имеет полное право принять решение о проведении аборта, который

не может рассматриваться как убийство. С точки зрения подобных подходов,

искусственный аборт признается одним из средств (хотя и наименее

подходящим) регулирования рождаемости и планирования семьи.

Следует

отметить,

что

наряду

со

светскими,

преимущественно

рассудочными, взглядами на проблему искусственного аборта, имеются и

соответствующие религиозные положения, которые отличаются, как правило,

радикальным отрицанием «права на аборт», что характерно практически для

всех религиозных конфессий. В основе религиозных подходов лежит, прежде

всего, принцип, согласно которому вопросы жизни и смерти человека

находятся исключительно в божественной компетенции, аргументы же

относительно различного рода «нежелательных» беременностей отвергаются

указанием на греховность и несовершенство человека. Например, в

исламской традиции присутствует мысль, что если Аллах допустил зачатие

человека, то он позаботится и о его жизни и средствах к существованию.

Эседова Азиза Эвтаназия как этическая проблема. Термин «эвтаназия»

(греч. eu – благой, хороший, thanatos – смерть) впервые был использован Ф.

Бэконом, который вкладывал в него значение легкой, безболезненной смерти.

Сегодня под эвтаназией понимается преимущественно ускорение смерти

неизлечимых

больных,

переживающих

тяжелые

страдания.

Проблема

эвтаназии затрагивается уже в «Клятве» Гиппократа, где идея умерщвления

тяжело больных отвергается. Взгляд средневекового христианства на эту

проблему также был строго однозначным: в вопросах жизни и смерти дано

распоряжаться лишь Богу.

В ХХ веке проблема эвтаназии приобрела новое звучание в связи с тем,

что развитие медицины позволило существенно расширить возможности

поддержания жизни у людей, находящихся в критически тяжелом состоянии.

При этом понадобилось различение активной эвтаназии, когда для ускорения

смерти принимаются определенные меры (например, инъекция средства,

вызывающего летальный эффект) и пассивной эвтаназии, которая состоит в

отказе от жизнеподдерживающего лечения.

Аргументы сторонников эвтаназии таковы:

-человеку должно быть предоставлено право самоопределения, в том

числе, право выбирать, продолжать ли ему жизнь или оборвать ее;

-человек имеет право освободить своих близких и всех, кто находится у

его постели от тех забот, которые он им доставляет;

-лечение и содержание обреченных больных отвлекает значительные

средства, которые, среди прочего, могли бы быть использованы в пользу тех,

кому еще можно помочь.

Аргументы противников эвтаназии:

-эвтаназия, как со стороны больного, так и со стороны врача есть

вмешательство в запретную для человека сферу (распоряжения жизнью и

смертью), где их действия могут рассматриваться как убийство, либо

самоубийство и пособничество ему;

-возможность

диагностической

и

прогностической

ошибки

врача;

-

возможность появление новых медикаментов и способов лечения; - риск

злоупотреблений со стороны медицинского персонала.

Существует еще целый ряд проблем медицинской этики, которые связаны с

процессом смерти и умирания. Это, в частности, проблема отношения

медицины к тем больным, лечение которых не дает никакой надежды на

спасение их жизни. В этой связи следует отметить возникновение в середине

ХХ века так называемой паллиативной медицины, которая ищет и реализует

пути медицинской и психологической поддержки умирающим. Сюда же

относится организация хосписов. Очевидно, что эта область сама по себе не

представляет больших этических затруднений, так как в основу ее

изначально положены высшие образцы человеческой морали.

Наконец, в качестве серьезной проблемы следует назвать отсутствие в

настоящее время общепринятого критерия наступления смерти. Сегодня

основные подходы концентрируются вокруг двух возможных критериев – 1)

необратимое

прекращение

функций

кровообращения

и

дыхания,

2)

необратимое прекращение всех функций мозга. За этими критериями стоят

не только сугубо научные, но и общемировоззренческие основания: какой

орган считать «средоточием» жизни личности? как вообще соотносятся, в

какой находятся взаимосвязи в человеке его душа и тело?

Рамазанова Фаина Этические проблемы трансплантологии. Современная

медицина достигла значительных успехов в развитии трансплантологии, т.е.

пересадки различных органов и тканей, что позволило помогать тем

больным, которые прежде считались обреченными. В то же время, это

породило целый спектр этических проблем. Здесь можно выделить три

сферы: 1. пересадка органов от живых доноров; 2. пересадка органов от

трупа; 3. пересадка органов от животных.

При

пересадке

органов

от

живого

донора

последнему

наносится

определенный, и, как правило, достаточно значительный вред. Таким

образом, здесь требуется отступление от основополагающего принципа

медицинское этики – «не навреди». В некоторых случаях моральной

коллизии не возникает, например, когда отец становится донором костного

мозга для своего ребенка. Но вполне реальна и та ситуация, при которой

требуется пересадка непарного органа, например сердца. Допустимо ли

донорство со стороны родителей в этом случае? Очевидно, что пересадка

органов от живых доноров должна отвечать целому ряду требований: полная

информированность о возможных последствиях операции как донора, так и

реципиента, обеспеченная во всех отношениях добровольность донорства, а

также конфиденциальность донора и реципиента. Сложнейшие моральные

проблемы возникают в связи с возможностью купли-продажи органов для

пересадки. Имеющиеся в этом отношении правовые запреты, очевидно,

могут быть преодолены (и это во многом уже стало реальностью) силой

социальных и экономических факторов в форме возникновения «черного

рынка» донорских органов.

Пересадка органов от трупа также связана с рядом непростых этических

проблем. Специфика подобного рода операций требует чрезвычайно высокой

оперативности в изъятии органов непосредственно вслед за наступлением

смерти. Здесь имеется серьезное затруднение собственно медицинского

плана – указанное выше отсутствие четких критериев для констатации

смерти. Проблемы этического и правового плана определяются тем, в какой

степени допустимо использование в медицинских целях тела умершего

человека и в какой степени требуется наличие его согласия, данного при

жизни, а также согласия его родственников. Важно, что религиозная

традиция, имеющая здесь большой вес, требует соблюдения бережного и

почтительного отношения к телу умершего человека. Большое значение здесь

также

имеют

проблемы

распределения

между

потенциальными

реципиентами дефицитных ресурсов (органов и тканей), а также проблемы

этической

оценки

торговли

человеческими

органами

и

тканями

в

трансплантологической практике. Особый аспект проблемы – пересадка

фетальных тканей, т.е. тканей, полученных от эмбрионов. Здесь к этическим

трудностям

собственно

трансплантологии

присоединяются

трудности,

связанные с искусственным абортом и использованием человеческих

эмбрионов, о чем речь шла выше.

Пересадка

органов

от

животных

(ксенотрансплантация)

сопряжена

с

несколько меньшей, чем в других отраслях трансплантологии, остротой

этических

проблем.

В

то

же

время,

здесь

значительно

больше

технологических трудностей, связанных с преодолением несовместимости

тканей

человека

и

животных.

Основные

возражения

противников

ксенотрансплантологии

сводятся

к

тому,

что

в

качестве

доноров

используются живые существа, способные испытывать боль. При этом

ставится

фундаментальный

вопрос

о

принципиальной

допустимости

нанесения вреда живому вообще во имя человека.

Лекция № 21 Философия и медицина: общие проблемы и ценности

План лекции:

1.Взаимосвязь философии и медицины.

2.Философия медицины в разные исторические эпохи.

1.Взаимосвязь философии и медицины.

Философия и медицина- одинаково древние по своему происхождению

феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов

исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на

личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной

ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути

поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь

практического действия, философия – путь теоретического обобщения и

рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания

человечества

на

Земле,

проблему

самоопределения

человека

как

природного и культурного существа. В этом вопросе философия и

медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они

лишены цельности – философия удаляется от эмпирики, «витает в

облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о

личности, «утопает» в деталях и частностях.

2.Философия медицины в разные исторические эпохи.

На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и

медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека

осуществлялись

в

трудах

самых

известных

философов,

медиков,

естествоиспытателей. В результате этого сложилась особая отрасль знания

философия

медицины,

которая

призвана

обобщить

имеющиеся

практические знания о человеке как биологическом и социальном,

материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации

человека к окружающим условиям жизни.

Древневосточная мудрость представляет собой симбиоз философских и

медицинских идей, заключенная в египетской «Книге мертвых», индийских

ведах, в учении китайских даосов («Учение о бессмертии»), а так же в

трудах врачей – философов Востока (например, Авиценна).

Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип

системности

в

изучении

микро-

и

макрокосма,

особенностью

-

рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в

которой

неразрывно

связаны

дух

и

тело.

Болезни

тела

здесь

рассматриваются, прежде всего, как болезни духа, соответственно лечение

болезни – это, прежде всего, восстановление душевного равновесия и

духовного здоровья.

В Древней Греции– колыбели философского знания – философия и

медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет

стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на

вопрос, что есть человек, какова личная и общественная ценность

человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или

социальным. Эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых

древнегреческих

врачей

и

философов,

как

Эмпедокл,

Аристотель,

Гиппократ и др.

В средневековой европейской традиции философские и медицинские

исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая

отрасль

знания,

находящаяся

на

стыке

философии,

медицины

и

естественнонаучных исследований (прежде всего химии), включающая так

же элементы ворожбы и колдовства, – алхимия. Несмотря на нереальные

цели (например, поиски эликсира жизни или философского камня), алхимия

сыграла положительную роль как в изучении человеческого существа, так и

в

разработке

некоторых

приемов

лабораторной

техники,

особенно

необходимой

развивающейся

практической

медицине

(например,

перегонка,

возгонка

и

др.).

Европейские

врачи-философы

эпохи

Средневековья

(Ф.Бэкон,

Парацельс

и

др.)

предвосхитили

многие

последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения

болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса

личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая

и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека,

средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению

химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории

адаптации человека в окружающей среде.

В новое и новейшее время, особенно в ХХ веке, философия медицины, как

особая

отрасль

научного

знания,

становится

особенно

популярной.

Появляется

огромное

количество

исследовательских

программ,

находящихся на стыке философии и медицины, разрабатываются практики

и техники лечения, самооздоровления, самосовершенствования с учетом

внутренних возможностей организма, резервов человеческого духа, а также

наследуемых структур психики (архетипы коллективного бессознательного

К.Г.Юнга).

Современная

философия

медицины

развивается

по

нескольким

направлениям,

руководствуясь

различными

принципами,

методологическими основаниями и философскими установками. Основные

проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины:

здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние

общества и природной среды на патологические изменения в человеческом

организме, проблемы человеческой духовности, как основы психического и

физического здоровья человека, социальные причины «болезней века»,

этика

взаимоотношений

врача

и

пациента,

эстетические

основы

современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая

терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия

организма и мн. другие).

Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия,

стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с

целью

решить

насущные

проблемы

человечества,

можно

назвать

австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и

культуролога

К.Г.Юнга,

немецко-французского

врача

и

философа

А.Швейцера, русских ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова и др.

Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего

развития

взаимообогащают

друг

друга,

взаимопересекаются.

Как

самостоятельная

отрасль

знания

философия

медицины

особенно

актуальной

и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и

перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и

медиков древности.

Все базовые теории современной медицины так или иначе связаны с

философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и

позиции общих теоретических систем. Так, современные философские

исследования

(философская

антропология,

философия

сознания,

социальная философия) лежат в основе:

-медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации

общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не

только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е.

приспособлением человека к общественной жизни),

-теории

детерминизма (причинной

обусловленности

и

связи

патологических процессов, происходящих в организме),

- а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории

общей патологии.

Философскими основами клинической медицины становится так называемая

«философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения,

реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности

человека как психобиосоциального существа.

В качестве философской основы профилактической медицины можно

рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального

состояния человека и окружающей среды.

Философская теория ценностей

составляет философский фундамент

врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная

философия

выступает

в

качестве

методологического

фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные

частные исследования и системно применить их к изучению качественно

своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности

современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он

обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её

лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Диалектический

подход

основывается

на

целостном

системном

мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так

же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи

заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент

(часть), то в определенной степени изменяется и весь организм

1

,

нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.).

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто

приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским

знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять

диалектику к анализу конкретных естественнонаучных и клинических

факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на

практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы

хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить

взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в

организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным

выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Диалектический метод, применяемый сегодня в различных областях знания

и естественно в современной медицине, основывается, прежде всего, на

системном мышлении.

Системный подход, характерный в целом для современной науки,

особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной

живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к

простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама

теория лечения есть специфическая теория управления живой системой,

поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую

оптимизацию состояния человека.

Углубляясь в изучение сложных взаимосвязанных систем человеческого

организма, вооруженный системным методом, современный врач не имеет

права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек:

врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и

состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То

же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в

себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных

и

объективных

причин

диагностических

ошибок,

учет

социально-

культурной «подоплеки» болезни.

Феномен болезни философия медицины призывает рассматривать как

структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности

в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии

в теории патологии. Биологическая структура объединяет динамичный

субстрат (объект морфологии) с «оформленным» процессом (объект

физиологии). До сих пор в медицине теоретическое признание единства

структуры и функции мирно уживалось с уверенностью в том, что в начале

болезни изменения органов и систем не выходят за рамки так называемых

функциональных

расстройств.

Достижения

современной

биологии

и

медицины,

особенно

молекулярной

биологии,

биофизики,

генетики

позволяют уверенно отрицать существование функциональных болезней и

дают

возможность

находить

морфологический

субстрат,

адекватный

любому нарушению функции. Таким образом, системно-функциональный

подход в медицине позволяет как исследовать детали, части, процессы

индивидуального организма, рассматривать функции его систем, так и не

забывать о целостности, изучая человека не как механический конгломерат

«частей

и

деталей»,

но

живую

систему,

органично

вписанную

в

природосоциальную реальность.

К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о

болезни,

компенсаторно-приспособительных

процессах,

механизмах

компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в

организме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая

медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще

представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы.

Г.Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не

является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы

расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и в

конце

концов

вам

остаются

только

величественные,

вечные

и

всеобъемлющие законы неживой природы…». В познании живой природы

вообще

постоянно

возникает

противоречие

от

элементаризма

к

целостности и от последней вновь к элементарному расчленению. Мысль

исследователей неизбежно сталкивается с познавательным парадоксом,

отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньше частей, если это

предполагает знание частей раньше целого… Скурпулезное изучение

частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки, безусловно

способствует прогрессу медицинского знания, однако, практически полное

отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в

логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (т.

наз. общую патологию) тормозит развитие современной медицины. Без

постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки

(исследования

по

философской

антропологии,

сознанию,

проблемам

познавательной

деятельности

и

т.д.)

практически

невозможно

из

разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу

современной медицины. Врач-клиницист сможет действовать наиболее

целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда,

когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание

общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать

человека как сложную биосоциальную систему. Решение данной задачи

видится только через синтез философского и медицинского знания, на

основе интерпретации фактического материала медицинской науки с

позиций и через призму философского знания, что является прерогативой и

предназначением философии медицины.

Домашнее задание к лекции:

1. Когда впервые появляется связь между философией и медициной?

2. Какие общие цели преследуют медицина и философия?

3. Что лежит в основе древневосточной философии медицины?

4. Кто разрабатывал античную философию медицины?

5. Алхимия и ее влияние на философию медицины?

6. Современное состояние философии медицины?

7. Модели врачевания как взаимопересечение философии и медицины?

Приложение

Карточка 1

Вопросы

1.Проблема личности.

2.Исторический контекст.

Тест

1. Личность в философии понимается как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие

человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека

как члена общества;

г) совокупность физических способностей отдельного человека;

д) социальная «маска».

2. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер,

привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым

чертам, — это:

а) индивид; г) субъект; б) индивидуальность; д) особь.

в) личность;

3. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления

грехов;

б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека;

в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные,

здесь и сейчас;

г) жить — значит из всего извлекать пользу;

д) жить – это стремление к богу.

4. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

а) исследует биологические параметры человека;

б) исследует происхождение и становление человека;

в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;

д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.

5. Предметом этики является

а) Общество; г) Смысл жизни;

б) Человек; д) Система ценностей;

в) Мораль; е) Идеал.

Карточка 2

Вопросы

1.Современные подходы в современной философии.

2.Экзистенциализм

1. Аксиология — это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о красоте;

в) о добре и зле; г) о духовной культуре общества и человека;

д) учение о сущности человеческой истории

2. Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии:

а) выбора; г) необходимости;

б) вины; д) предопределенности.

в) непреодолимой силы;

3. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:

а) мышление; б) язык; в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен.

4. Ответственность человека за свои поступки возможно только при

наличии:

а) выбора; г) необходимости;

б) вины; д) предопределенности.

в) непреодолимой силы;

5. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления

общественной жизни

а) онтология; г) этика;

б) аксиология; д) антропология;

в) эстетика; е) социология.

Карточка 3

Вопросы

1.Проблема личности

2.Экзистенциализм

Тесты

1. Аксиология — это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о добре и зле;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) учение о сущности человеческой истории

2. Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии:

а) выбора; г) необходимости;

б) вины; д) предопределенности.

в) непреодолимой силы;

3. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен.

4. Ответственность человека за свои поступки возможно только при

наличии:

а) выбора; г) необходимости;

б) вины; д) предопределенности.

в) непреодолимой силы;

5. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления

общественной жизни

а) онтология; г) этика;

б) аксиология; д) антропология;

в) эстетика; е) социология.

Кроссворд по философии

По горизонтали:

5.

Философский

термин,

обозначающий

трёхступенчатость

развития

мышления (бытия). Термин использовали Платон и неоплатоники.

6. Исходный пункт философской мысли, исходная ступень познания. Это

понятие есть первый вопрос теоретической философии, это самопознание, а

оно есть высшая цель философского исследования.

10. Состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требований

авторитета,

обязанностей,

накладываемых

законом,

соглашением

(договоренностью) или самим собой.

11. Термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово»

(высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые

использовавший его, называл им «вечную и всеобщую необходимость».

12.

Отрезок

времени,

ознаменованный

каким-либо

качественным

изменением,

событиями;

стадия

какого-либо

процесса

(например,

в

философии).

13. Изделие из луба, бересты, лучины и т.п., служащее для укладки и

переноски разных предметов.

15. Древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской

школы. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать

противоречивость концепций движения, пространства и множества.

17.

В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих

правил и норм, господствующих в искусстве; свод правил, действующих в

определенной области. Термин получил широкое распространение в логике,

этике, эстетике и теории познания, в религии.

18. Философская дисциплина, предметом исследования которой являются

мораль и нравственность.

19.

Знающий,

толковый

человек;

благоразумный,

рассудительный

и

послушный человек.

23.

Философская

категория, выражающее объективную связь мира и

характеризующее процесс его познания.

24.

Область человеческой деятельности, направленная на выработку и

систематизацию объективных знаний о действительности.

25. Античный город, центр философии, он дал миру двух великих людей:

Сократа и Платона.

26. Признание чего-либо истинным без предварительной фактической или

логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного

непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в

доказательствах.

27. Выражение, оборот речи, наименьшая самостоятельная единица речи,

выступающая как единица общения.

29. Одна из важнейших категорий китайской философии,

обычно так

переводится на русский язык.

32. Совокупность высказываний, замкнутых относительно логического

следования.

33. Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, один из

крупнейших представителей стоицизма.

По вертикали:

1.

Это

способность человека преодолевать внешнее сопротивление или

противодействовать ему за счет мышечных усилий.

2. Высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-

либо явления; нечто совершенное, высшая цель стремлений.

3.

Древнегреческий философ и математик из Милета. Представитель

ионической натурфилософии и основатель милетской школы, с которой

начинается

история

европейской

науки.

Традиционно

считается

основоположником греческой философии.

4. Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии,

стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

7. Одно из фундаментальных понятий классической греческой философии,

оно мыслится в качестве начала неделимости.

8. Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Первый

философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых

другими, а полностью.

9. Первоначало, архэ, первоначальная материальная причина мира в учении

Гераклита, именно эта стихия стала первоначалом мира.

14. В самом широком значении - это существование материальных и

духовных

объектов,

это

центральное

философское

понятие,

предмет

изучения онтологии.

15. Необходимая взаимосвязь между событиями, явлениями и объектами,

выраженная в наиболее общей форме. В философии они зачастую выступают

в виде концентрированного содержания этих философских систем.

16. В древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых

стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой

прелести гор и лесов.

17. Один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее

из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или

тетрадей.

20. Город

во Фракии, где жили древнегреческие философы Левкипп и

Демокрит.

21. Неумный человек, глупец, тупой, непонятливый, безрассудный.

22.

Понятие в

философии

Гегеля, обозначающее момент развития, «в

котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение».

27. Греческий теологический, философский, и научный термин, обычно

переводимый на русский язык как «природа».

28. В греческой мифологии - великан, сын Посейдона, побеждавший всех в

единоборстве, черпая силы при соприкосновении с матерью-землей.

30. Мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее,

в т. ч. и душа ( Левкипп, Демокрит, Эпикур).

31. Древний город на западном побережье Малой Азии, центр возникновения

первой философской школы древней Греции.

Ответы:

По горизонтали: 5. Триада 6. Начало 10. Вина 11. Логос 12. Этап 13.

Короб 15. Зенон 17. Канон 18. Этика 19. Умник 23. Общее 24. Наука 25.

Афины 26. Вера 27. Фраза 29. Путь 32. Теория 33. Сенека

По вертикали: 1. Сила 2. Идеал 3. Фалес 4. Кант 7. Единое 8. Платон 9.

Огонь 14. Бытие 15. Закон 16. Нимфа 17. Книга 20. Абдеры 21. Дурак

22. Снятие 27. Фюсис 28. Антей 30. Атом 31. Эфес

Литература :

Этика: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна. – М.:

Гардарики, 1998.

Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и закономерности. М.,

2001.

Перри, Ричард. "Философия медицины".

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. (Статьи по

биоэтике, медицинской этике).

Статьи в специализированных журналах по биоэтике и медицинской

этике.



В раздел образования