Напоминание

«Актуальность пополнения фортепианного репертуара произведениями современных композиторов в предпрофессиональном музыкальном образовании»


Автор: Пономарёва Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАУДОСО "ТДМШ имени П.Е. Тричева"
Населённый пункт: г. Тавда Свердловской области
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «Актуальность пополнения фортепианного репертуара произведениями современных композиторов в предпрофессиональном музыкальном образовании»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Актуальность пополнения фортепианного репертуара

произведениями современных композиторов

в предпрофессиональном музыкальном образовании»

На

протяжении

XX

столетия

облик

отечественного

музыкального

творчества

значительно

изменился.

И

одним

из

ярких

открытий

стал

авангард. Попросту говоря, экспериментальное музыкальное творчество.

Это условное название различных течений современного искусства, ведущих

активный

поиск

новых

выразительных

средств.

Корни

современного

авангарда идут от модернистов начала XX века. Очень скоро авангард

проявил себя как некая ломающая старый канон сила. Хотя в «первую волну»

авангарда

вошли

такие

композиторы

как

Игорь

Стравинский,

Сергей

Прокофьев,

Дмитрий Шостакович, Александр

Скрябин –

они

сохранили

старый композиционный тип (в их произведениях преобладали атональность,

додекафония,

серийность).

В

этот

период

яркими

представителями

зарубежной школы стали Оливье Мессиан, Антон Веберн, Арнольд Шёнберг,

Бела Барток, Пауль Хиндемит, Альбан Берг.

Так называемая «вторая волна» пришлась на середину XX века. В это

время творили Андрей Волконский, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Юрий

Слонимский, София Губайдулина, Борис Тищенко, Родион Щедрин – эти

авторы в своих произведениях использовали только современные техники

письма (сонорика, электронная и конкретная музыка). Зарубежные – Пьер

Булез,

Карлхайнц

Штокхаузен,

Джон

Милтон

Кейдж,

Джордж

Крам,

Кшиштоф Пендерецкий, Витольд Лютославский. Данный период времени

включает

в

себя

разнообразные

и

совершенно

отличные

друг

от

друга

стилевые направления, такие как: импрессионизм, додекафония, сонористика,

минимализм и другие экспериментальные и авангардные течения последних

десятилетий ХХ столетия. Множество стилевых ответвлений в музыке XX

века

принесло

сотворение

новых

технологий

творчества,

современных

методов композиции.

Ниже приведены основные:

1.

Серийно – додекафонная техника – возникла в процессе развития

атональной

музыки (основатель

-

Шёнберг).

В

основе

12

тонов

хроматической

гаммы,

трактуемых

как

единство

серия.

Серия

представляет

собой

избранный

автором

для

данного

сочинения

комплекс интервалов. Ни один из

звуков серии не повторяется,

и

порядок звуков

– строго определенный. Принцип использования –

постоянные повторение серии. Она может проводиться горизонтально

(как мелодия) – бывает из 44 звуков, или из 6; может быть целотонной

гаммой,

или

соединить

в

себе

разные

аккорды.

Предпосылками

додекафонии стала свобода диссонанса и полная утрата организующий

силы тональности.

2.

Пуантилизм – значит «письмо точками». Специфика состоит в том, что

музыкальная мысль излагается не в виде мелодии или протяженных

аккордов, а с помощью отрывистых (как бы изолированных) звуков, а

также коротких мотивов (2-3 звука), преимущественно с широкими

скачками, обнажающими одиночные точки в разных регистрах.

3.

Сонорика (лат. звучный, шумный, звонкий). Вид современной техники

композиции,

использующий

главным

образом

красочные

звучания,

воспринимаемые

как

высотно

недифференцируемые.

Специфика

сонорики в выдвижении на первый план краски звучания. Сонорную

окраску обычно имеют созвучия-кластеры.

4.

Алеаторика

(лат.

жребий,

случайность)

это

метод

композиции,

предполагающий

случайную

последовательность

музыкальных

элементов. Как метод она развилась в противовес строгому варианту

серийной музыки и стала принципом формообразования.

Включая

в

исполнительский

репертуар

наследие

композиторов

предыдущих

эпох,

не

следует

забывать

и

о

сочинениях

современных

композиторов. Данный вопрос имеет важное значение, так как активного

внедрения

современных

образцов

музыкального

искусства

в

учебную,

исполнительскую и концертную практику, к великому сожалению, пока так

и не происходит. Зачастую происходит так, что поступая в колледж искусств

студенты

не

знают

современной музыки,

ее

сложного языка,

возможно,

пугаются нечеткой структуры. Но если мы, педагоги – пианисты, будем с

постоянством

обновлять

классический

репертуар

произведениями

композиторов - современников, то проблем с восприятием новой музыки не

будет.

Такие

авторы,

как

Юрий

Савельев,

Николай

Мордасов,

Владимир

Коровицын, Юрий Савалов, Валерий Гаврилин, Владимир Мартынов, Игорь

Парфенов и многие другие, живут и сочиняют в наше время. Их сочинения

разножанровые,

разнохарактерные,

в

основном

программные.

В

большинстве

случаев

-

отсутствие

простых

бытовых

жанров

(менуэтов,

вальсов, мазурок). Авторы будто хотят выйти за пределы обыденности и

экспериментируют

с

музыкальными

формами.

В

уже

известные

формы

(соната, рондо, фортепианные миниатюры, циклы пьес) вносятся современные

черты.

Это

происходит

путем

обновления

музыкального

языка,

переосмысления традиционного содержания жанров и форм.

В

XX

веке

произошли

значительные

изменения

музыкального

ритма. Он стал основываться на принципе нерегулярности, асимметрии.

Нормой становится переменный размер, многообразие ритмических рисунков.

Во второй половине XX века среди форм ритмической организации заметное

место

заняли

ритмические

серии.

Происходит

отступление

от

тактовой

системы,

нотация без

фиксированных длительностей.

В

сборниках пьес,

написанных

для

детей,

также

встречаются

политональные,

атональные

произведения. Возникновение в XX веке нетрадиционного склада музыки,

который

нельзя

отнести

ни

к

гармоническому,

ни

к

полифоническому,

предопределило

появление

в

произведениях

композиторов

своеобразной

фактурой. Традиционные терцовые аккорды часто уходят на второй план,

уступая

место

секундовым

созвучиям,

квартовым

аккордам,

кластерам.

Мелодии композиторов, уходят от привычной певучести: они теряют свою

вокальность,

становятся

острыми,

угловатыми,

что

создаётся

обилием

больших

скачков,

диссонансами.

Используются

и

выразительные

возможности секундовых и терцовых ходов, возвращение к одному устою, что

придает

мелодиям

черты

человеческой

речи.

В

некоторых

сочинениях

мелодия в её традиционном виде попросту отсутствует. Сонорные принципы

композиции предполагают оперирование целыми звуковыми комплексами.

При этом вся «ответственность» за развитие драматургии переходит к другим

композиционным

средствам:

динамике,

ритму,

гармонии,

агогике.

Современная

музыка

отличается

частым

применением

синкоп,

резких

акцентов, неожиданной сменой динамики, тональности, регистра.

Новые

музыкальные

течения

XX

века

принесли

с

собой

и

некоторые изменения способов нотной записи. Появляются обозначения,

выдвинутые тем или иным композитором, и не получившие применения за

пределами его собственного творчества.

Вместо

точной фиксации тона

конкретными

нотами

появляются

линии,

извилистые

дуги,

графические

схемы, напоминающие запись кардиограммы сердца и другие новые знаки,

отражающие тот или иной тембр звучания или игру на открытых срунах рояля.

К новой технике нотации следует отнести и кластеры, которые могут играться

пальцами, ладонью или локтем.

Знакомство

с

новаторскими

изменениями

в

произведениях

композиторов XX-XXI веков позволяет наставнику и ученикам идти в ногу со

временем,

расширяет

кругозор

учащихся,

делает

музыку,

написанную

современным языком, более доступной детскому восприятию.

Задачи музыкального воспитания детей

Задачи музыкального воспитания детей на основе современной музыки

давно и прочно привлекают внимание многих композиторов и педагогов в

нашей стране и за рубежом. Учащиеся, выросшие на примерах классической

музыки, как правило музыкальный язык современных композиторов является

препятствием.

Для

детского

слуха,

еще

не

ограниченного

привычными

формами музыкального мышления, чаще всего меняются акценты восприятия,

и критерием доступности является, прежде всего, воображение и яркость

музыки.

«Только

тогда

музыка

может

выполнить

свою

эстетическую,

познавательную

и

воспитательную

роль,

когда

дети

научатся

по

-

настоящему слышать её и размышлять о ней». Дмитрий Кабалевский.

Знакомясь с интереснейшими произведениями современной музыки,

можно

составить

представление

о

многих

присущих

им

общих

закономерностях.

Эти

закономерности

в

плане

мелодических,

ладовых,

гармонических, ритмических и фактурных особенностей следует знакомить с

детьми, чтобы постепенно знакомить их с богатым миром современного

музыкального искусства.

Образный спектр современной детской музыки очень широк. Этот мир

представляет большой интерес для детей - звери, птицы, насекомые, сказки,

игрушки, а также цирк, зоопарк.

Особенности

музыкального

языка

в

современной

музыке

условно

делятся

на

следующие

разделы:

ладовые

и

гармонические

особенности,

ритмические

свойства,

красочность

звуков,

полифония,

политональные

сочетания, остинато.

Включение произведений современной музыки в программу учащегося

Репертуар – основа работы любого музыканта. Особенно важен его

выбор при о бучении детей. Перед педагогом стоят не только музыкальные, но

также

задачи

воспитания

и

образования,

им

необходимо

соблюдать

соответствие исполняемых произведений возрастным особенностям детей.

Современная музыка требует серьезного изучения, овладения педагогом

её нового языка, новыми выразительными средствами. В книге Юровой Т.В.

«Фортепианные

произведения

современных

русских

композиторов

в

педагогическом репертуаре» (М., «Музыка», 2010) большое внимание уделено

проблеме

репертуара

юного

музыканта.

Автор

книги

пишет,

что

при

составлении репертуара, при анализе произведений, предназначенных для

программы учащихся и включении в нее новых произведений, педагог должен

учитывать следующие методические проблемы:

На протяжении всего курса обучения в ДМШ, ученик должен пройти

разножанровые

и

разнохарактерные

произведения.

Педагог

должен

познакомить ученика с богатыми выразительными возможностями мажора-

минора, других ладотональных организаций, диссонирующих интервалов и

созвучий. Широкое воспитание чувства ритма: переменность, составные

размеры (54, 74 и т.д.), полиритмия должны восприниматься им естественно и

легко.

Студенты,

поступающие

в

музыкальные

колледжи,

должны

быть

знакомы с новыми видами нотации, различными сонорными эффектами,

способами звукоизвлечения, с методами композиций. Конечно, новации в

каждом сочинение различно, и педагог должен осуществлять необходимую

репертуарную политику.

Воспитание у учащегося художественного вкуса будет успешно, если

в

его

программу

включены

высокохудожественные

произведения

выдающихся композиторов.

Используя произведения в программе ученика, преподаватель должен

иметь чёткое представление о стиле композитора и суметь донести до

учащегося смысл данной стилистики.

Проблема

развития

фантазии,

исполнительского

воображения,

образного мышления актуальна для всех жанров и стилей. Это связано с тем,

что

суть

нашего

музыкального

исполнительства

носит

метафорический

характер.

В

своей

книге

«Музыкальная

форма

как

процесс»

Борис

Владимирович

Асафьев

определяет

смысл

музыкальной

интонации

как

неделимое триединство: мысль, образ, чувство. Когда ученик работает над

музыкальным произведением, техника часто превалирует над содержанием и

вся

энергия педагога

тратится

на

решение

чисто

технических задач,

на

усвоение учеником нотного текста. Чтобы предотвратить это, необходимо с

самого начала обучения знакомить учащихся с высоко художественными и

программными произведениями современных композиторов, помогающие

ученику творческое прочтение нотного текста.

Формирование

слухового

контроля,

умение

предслышать

себя,

развитие внутреннего слуха, преподаватель над этим работает с первых

уроков, как только ученик прикоснулся к инструменту. Этот навык лучше

всего

развивается

на

образном материале,

который максимально

ясен

и

понятен ученику.

Самостоятельность

обучащихся

и

воспитание

музыкального

мышления

-

основной

момент

работы

с

текстом,

научить

учащегося

самостоятельно

анализировать

музыкальные

произведения.

Важную

роль

играют развивающие методы обучения: сравнение и анализ музыкального

материала, форма ведения урока – диалогическая. Это поможет ученику

углубить

знания

о

музыке,

понимать

пианистические

задачи,

формы

произведения, творчески работать над музыкальным текстом.

Разработка

программы,

обновление

и

расширение

репертуара,

используемого в работе с учениками, является важней задачей и требует

больших усилий со стороны педагога.

Важная

задача

преподавателя

заключается

в

том,

чтобы

подготовить ученика к пониманию современного искусства. Репертуар

юного

пианиста

должен

включать

современную

музыку

со

всеми

её

особенностями. Работа педагога заключается в том, что буквально с самого

первого

урока

знакомить

ученика

с

произведениями,

написанными

в

различных музыкальных стилях. Включение в учебную, исполнительскую

и

концертную

деятельность

пианистов

музыкальных

произведений

современных авторов должно приобретать большую популярность. Среди

образцов фортепианной музыки XX и начала XXI столетия можно найти

множество

интересных

и

оригинальных

сочинений

различных

жанров

и

музыкальных

направлений.

Изучение

современных

фортепианных

произведений

способствует

не

только

расширению

и

обогащению

исполнительских приемов, но и развитию творческого потенциала пианиста.

Творчество композиторов Урала

Деятельность Уральских композиторов – яркая и интересная страница в

музыкальной жизни области. Жанровый диапазон музыки широк и включает

практически

всё

от

песен

до

крупных

форм.

Одной

из

характерных

особенностей творчества композиторов является их обращение к уральской

поэзии

и

прозе.

Органическое

взаимодействие

уральской

литературы

и

музыки – это та плодотворная основа, на которой рождены интересные

музыкальные произведения различных жанров.

Инструментальная

музыка

уральских

композиторов

чрезвычайно

разнообразна. Разножанровость и тематизм инструментальных произведений

поистине удивляют своим богатством. Образ «малой Родины», всегда был и

остаётся

объектом

притяжения

для

писателей,

музыкантов,

художников,

скульпторов, градостроителей. Воплощение в музыке уральской темы, имеет

в качестве первоисточника уральскую литературу: поэзию и прозу разных

жанров.

Подобное

взаимодействие

усиливает

«региональную»

ноту,

объединяя не только возможности слова и звука, но и образное восприятие

разных художников: поэта (писателя) и композитора.

Неотъемлемым свойством музыки уральских композиторов была и

остаётся

связь

с

фольклором,

разнообразие

принципов

включения

особенностей музыкальной народной культуры в профессиональную музыку

разных

жанров.

Освоению

фольклора

уральскими

композиторами

способствовал доступ к оригинальным образцам, которые привозились из

экспедиций, исследовались специалистами, публиковались в специальных

изданиях, включались в репертуар действующих фольклорных коллективов.

Включение

произведений

уральских

композиторов

в

репертуар

обучающихся ДМШ и ДШИ, студентов средних и высших учебных заведений

преследует цель – пробудить у обучающихся интерес к изучению уральской

музыкальной

культуры,

к

изучению

и

пропаганде

творчества

уральских

музыкантов-композиторов;

воспитание

музыканта-исполнителя,

твердо

знающего

уральские

музыкальные

традиции,

сознающего

важность

музыкальной

культуры

Урала

как

неотъемлемой

части

отечественной

музыкальной культуры для формирования зрелого, всесторонне развитого

мировоззрения. Глубокое знание уральских музыкальных традиций, жанров и

форм бытования музыкальной культуры на Урале способствует, во-первых,

формированию качеств и навыков, необходимых музыканту в его дальнейшей

практической деятельности; во-вторых, пробуждает интерес у обучающихся к

изучению

уральской

музыкальной

культуры,

к

изучению

и

пропаганде

творчества уральских музыкантов: композиторов, музыкальнообщественных

деятелей,

исполнителей;

в-третьих,

воспитывает

патриотические

чувства,

гордость от сознания важности роли «малой родины» в музыкальной истории

Отечества.

В своей практической деятельности я часто обращаюсь к творчеству

композиторов Урала: Андрея Бызова («Альбом

пьес»,

ансамбли), Елены

Попляновой (цикл пьес «Наиграл сверчок» в двух частях), Игоря Парфенова

(«Детский альбом»), Анны Красильщиковой, Сергея Сиротина, Александра

Пантыкина, Владимира Кобекина и других. Мои воспитанники с большим

удовольствием разучивают эти пьесы, стараются передавать воплощенные в

них образы в своем исполнении.

Описанный выше музыкальный пласт композиторского творчества не

только

позволяет

фольклору

обрести

новую,

разнообразную

жизнь

в

современном музыкальном пространстве, но и позиционировать творчество

современных

композиторов,

презентовать

это

творчество

как

одну

из

важнейших и самобытных характеристик региона. В союзе уральской музыки

и

литературы

созданы

яркие

произведения,

совокупность

которых

даёт

возможность охватить и понять Южный Урал и в его уникальном прошлом, и

в

ярком

и

перспективном

настоящем;

акцентировать

внимание

на

неповторимых явлениях, важных событиях, определяющих исторические вехи

развития, отношение к региону как целостному феномену и запечатлённому в

конкретных событиях индивидуального восприятия художника.

Список используемой литературы

1.

М. Михайлов. Стиль в музыке. Издательство «Музыка» Ленинградское

отделение, 1981;

2.

Проблемы

музыкального мышления.

Сборник

статей.

Издательство

«Музыка». Москва, 1974;

3.

Г. Шнеерсон. Французская музыка XX века. Издательство «Музыка».

Москва, 1970;

4.

Ю. Холопов. Очерки современной гармонии. Издательство «Музыка».

Москва, 1974;

5.

Вопросы

фортепианной

педагогики.

Сборник

статей

под

общей

редакцией В. Натансона, вып. 4. Издательство «Музыка». Москва, 1976;

6.

И.

Левин.

Основные принципы игры

на фортепиано. Издательство

«Музыка». Москва, 1978;

7.

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Л.А.

Баренбойма. Издательство «Музыка». Ленинград, 1970;

8.

Современная

фортепианная

музыка

для

детей

под

редакцией

Н.

Копчевского. Издательство «Музыка». Москва, 1980;

9.

«Бела Барток – детям». Маленькие пьесы для начинающих пианистов

(без

октав)

с

использованием

венгерских

и

словацких

детских

и

народных песен. Издательство «Музыка». Москва, 1988.

10.

Казакова,

Г.

М.

Культура

Южного

Урала:

локальный

вариант

регионального измерения / Г. М. Казакова. – СПб, 2007

11.

Калужникова, Т. И. Песенная традиция русского населения Среднего

Урала в народных знаниях и музыкальной фольклористике / Т. И.

Калужникова. – Тюмень: ТКИ 2002

12.

Мурзина, И.

Я.

Методологические аспекты изучения региональной

культуры

/

И.

Я.

Мурзина.

Текст:

непосредственный

//

Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 60–64.

13.

Мурзина, И. Я. Педагогический потенциал региональной музыкальной

культуры / И. Я. Мурзина. – Текст: непосредственный // Педагогическое

образование в России. – 2017. – № 9. – С. 5–11.

14.

Синецкая, Т. М. Композиторы Южного Урала / Т. М. Синецкая. –

Челябинск: Челябинский Дом печати, 2003. – СПб: Композитор, 2000



В раздел образования