Автор: Краснова Надежда Владимировна
Должность: Методист
Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский ресурсный центр"
Населённый пункт: Самарская область,с.Сергиевск
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: "Методические рекомендации по использованию стандартного комплекта оборудование центра "Точка роста"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В течение ряда лет в системе дошкольного образования активно ведется поиск нового облика
образовательного учреждения для детей, отвечающего запросам времени, соответствующего
потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка.
Одно из проявлений такого поиска - организация в учреждении инновационной деятельности,
которая позволяет в естественных условиях выявить развивающие возможности инноваций, с
одной стороны, и способствовать внедрению передовых идей в образовательную систему
дошкольных учреждений - с другой.
Инновация (англ. innovation) - новшество, нововведение.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс
обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов.
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение
эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При организации инновационной площадки следует учитывать следующие важные моменты:
Ø выбор направления инновационной работы;
Ø разработка концепции и программы инновационной деятельности;
Ø создание условий для реализации инновационного проекта;
Ø подготовка и грамотное ведение документации по инновационной деятельности.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие
задачи:
Ø развитие индивидуальности воспитанников;
Ø развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому
самовыражению;
Ø повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
Ø стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т.д.);
Ø повышение интеллектуального уровня детей;
Ø развитие креативности и нестандартности мышления.
Выбор направления инновационной деятельности
Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
определяется приоритетными направлениями программы развития (федеральной, региональной
или муниципальной) и результатами научно-исследовательской деятельности в области
дошкольной педагогики и психологии, медицины, социологии и др. Эти направления
представляют собой единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от
предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.
Направления инновационной деятельности
Направления
инновационной деятельности
Содержание инновационной деятельности
Развитие дошкольника
Охрана здоровья, физическое и
психическое развитие детей,
формирование здорового образа жизни.
Разработка здоровьесберегающих
технологий. Эколого-валеологическое
развитие детей. Развитие ребенка как
субъекта разнообразных видов
деятельности. Развитие творческого
потенциала детей в различных видах
деятельности. Организация
преемственности между детским садом и
начальной школой. Формирование
общечеловеческих ценностей и
гуманистической направленности
личности как основы ее нравственности;
взаимосвязь национального и
интернационального воспитания в
процессе развития социальных связей с
учреждениями здравоохранения,
культуры, образования, социальной сферы
и т.д. Реабилитация детей с проблемами
развития и др.
Личностно-профессиональное
развитие педагогов и специалистов
Интеграция педагогического процесса как
фактор целостного развития личности
дошкольника. Содержание и технологии
коррекционной работы с детьми. Работа с
семьей и социальными партнерами.
Организация преемственности между
детским садом и начальной школой.
Социальное развитие в детском саду и
семье. Развитие педагогов и специалистов
как субъектов образовательной
деятельности в процессе постдипломного
образования и др.
Совершенствование управления ДОУ
Создание новых моделей образовательных
учреждений. Разработка и апробация
вариативных и альтернативных
образовательных программ и
педагогических технологий,
обеспечивающих преемственность в
содержании и технологиях воспитания и
обучения по различным направлениям.
Проектирование предметно-
пространственной развивающей среды.
Использование новых информационных
технологий в образовательном процессе и
в управлении ДОУ и др.
Разработка программы инновационной деятельности
Часто инновационная деятельность протекает как деятельность опытно-экспериментальная.
Опытно-экспериментальная работа - это строго направленная научно-педагогическая
деятельность. Содержание ее составляет исследование педагогического явления, поиск нового
способа решения педагогической проблемы в естественных или искусственно созданных, но
всегда контролируемых условиях. Опытно-экспериментальная работа в системе дошкольного
образования, как правило, осуществляется дошкольным учреждением, работающим как
экспериментальная площадка.
Процесс опытно-экспериментальной работы состоит из нескольких этапов: диагностический,
прогностический, организационный, практический (реализационный), обобщающий,
внедренческий.
Диагностический этап заключается в системном анализе деятельности дошкольного
образовательного учреждения на основе мониторинга и выявлении основных противоречий в
образовательном процессе. Данный этап включает и анализ условий, имеющихся для проведения
исследования: кадровых, материально-технических, культурно-исторических и др. Для
проведения опытно-экспериментальной деятельности необходим достаточно высокий уровень
квалификации педагогов и специалистов, креативность, высокая мотивация проведения
экспериментальной работы, а также стабильность кадров. На этом этапе определяется база
эксперимента, т.е. возрастные группы, в которых возможен эксперимент, и их численность;
структурные подразделения, участвующие в эксперименте; участники образовательного или
управленческого процесса.
Прогностический этап предусматривает разработку концепции инновационной (опытно-
экспериментальной) деятельности и ее плана-программы. Концепция разрабатывается научным
руководителем (консультантом) совместно с коллективом образовательного учреждения. Важной
процедурой является определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач опытно-
экспериментальной деятельности. Цель эксперимента можно рассматривать как ожидаемый
результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях образовательного процесса,
появившихся в результате экспериментальной разработки. Объект исследования - это
педагогическое пространство, та область, в рамках которой содержится то, что будет
изучаться. Предмет исследования - это свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте. Это
та конкретная часть объекта, которая непосредственно исследуется. Гипотеза исследования - это
научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи и замысла
эксперимента, система мер по его реализации. Задачи исследования -это, как правило,
конкретизированные цели. Их можно рассматривать как действия участников опытно-
экспериментальной деятельности по достижению результатов, направленные на достижение цели.
Организационный этап связан с получением образовательным учреждением статуса
инновационной площадки. Для этого администрация ДОУ внимательно изучает следующие
вопросы: состояние ресурсов учреждения: финансовых, материально-технических,
информационных, кадровых, нормативно-правовых и др., необходимых для организации
инновационной деятельности; возможность привлечения дополнительных ресурсов для
обеспечения инновационной деятельности; готовность участников образовательного процесса к
предстоящей деятельности (их компетентность, мотивацию, творческий потенциал и др.). Стадией
работы на организационном этапе является прохождение процедуры присвоения учреждению
статуса инновационной площадки в экспертном совете. Экспертный совет формируется органом
управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным). Для экспертного
совета администрация ДОУ готовит пакет документов: заявку на присвоение учреждению
статуса инновационной площадки; концепцию инновационной деятельности; план
инновационной деятельности (на весь ее период); дополнительную смету расходов на ее
организацию и проведение. Научное обеспечение инновационной деятельности предполагает
выбор научного руководителя (консультанта). В их качестве могут выступать научные работники,
преподаватели вузов, имеющие ученую степень и опыт ведения исследовательской работы. В
образовательном учреждении создается совет инновационной площадки (научно-методический
совет). В состав совета входят: научный руководитель, заведующий ДОУ, старший воспитатель,
педагоги, участвующие в инновационной деятельности, представители органов управления
образованием.
Его задача - осуществлять внутренний контроль за ходом и результатами инновационной
деятельности.
Практический реализационный этап. Работа на этом этапе начинается с определения исходного
уровня состояния проблемы, избранной для инновационной деятельности. С этой целью
используется системный мониторинг состояния педагогического процесса в экспериментальных и
контрольных группах. Изучение начального состояния педагогического процесса в ДОУ
осуществляется под руководством научного руководителя (консультанта). Он отбирает наиболее
адекватные методики исследования, помогает осуществить диагностику, проанализировать и
обобщить результаты и довести их до сведения всех участников педагогического процесса.
Практический этап исследования представляет собой последовательное воплощение
инновационного проекта, сбор и анализ различных материалов исследования, свидетельствующих
о динамике воспитательно-образовательного процесса, их систематическое обсуждение на
заседаниях научно-методического совета, решение проблем, возникающих по ходу работы,
своевременное внесение корректив в ход исследования.
Обобщающий этап инновационной деятельности представляет собой обработку полученных
материалов, а именно: их качественный и количественный анализ на основе выработанных
критериев оценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным
предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности; формулирование
выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы. Положительные результаты
инновационной деятельности подтверждают гипотезу. Следствием этого являются факты,
установленные закономерности, добытые исследователями в ходе работы. Достоверность и
объективность результатов подтверждается итоговой диагностикой.
Внедренческий этап. На данном этапе происходит распространение инновационных технологий в
коллективе данного учреждения или за его пределами. Результаты инновационной деятельности
могут быть представлены в виде докладов на педагогических советах, научно-практических
конференциях, а также опубликованы в специальной литературе.
Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным
потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса
(детей, родителей (законных представителей), педагогов); способствовать достижению
качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.