Напоминание

"Методические рекомендации по использованию стандартного комплекта оборудование центра "Точка роста"


Автор: Краснова Надежда Владимировна
Должность: Методист
Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский ресурсный центр"
Населённый пункт: Самарская область,с.Сергиевск
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: "Методические рекомендации по использованию стандартного комплекта оборудование центра "Точка роста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В течение ряда лет в системе дошкольного образования активно ведется поиск нового облика

образовательного учреждения для детей, отвечающего запросам времени, соответствующего

потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка.

Одно из проявлений такого поиска - организация в учреждении инновационной деятельности,

которая позволяет в естественных условиях выявить развивающие возможности инноваций, с

одной стороны, и способствовать внедрению передовых идей в образовательную систему

дошкольных учреждений - с другой.

Инновация (англ. innovation) - новшество, нововведение.

Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс

обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов.

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение

эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При организации инновационной площадки следует учитывать следующие важные моменты:

Ø выбор направления инновационной работы;

Ø разработка концепции и программы инновационной деятельности;

Ø создание условий для реализации инновационного проекта;

Ø подготовка и грамотное ведение документации по инновационной деятельности.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие

задачи:

Ø развитие индивидуальности воспитанников;

Ø развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому

самовыражению;

Ø повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

Ø стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т.д.);

Ø повышение интеллектуального уровня детей;

Ø развитие креативности и нестандартности мышления.

Выбор направления инновационной деятельности

Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

определяется приоритетными направлениями программы развития (федеральной, региональной

или муниципальной) и результатами научно-исследовательской деятельности в области

дошкольной педагогики и психологии, медицины, социологии и др. Эти направления

представляют собой единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от

предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.

Направления инновационной деятельности

Направления

инновационной деятельности

Содержание инновационной деятельности

Развитие дошкольника

Охрана здоровья, физическое и

психическое развитие детей,

формирование здорового образа жизни.

Разработка здоровьесберегающих

технологий. Эколого-валеологическое

развитие детей. Развитие ребенка как

субъекта разнообразных видов

деятельности. Развитие творческого

потенциала детей в различных видах

деятельности. Организация

преемственности между детским садом и

начальной школой. Формирование

общечеловеческих ценностей и

гуманистической направленности

личности как основы ее нравственности;

взаимосвязь национального и

интернационального воспитания в

процессе развития социальных связей с

учреждениями здравоохранения,

культуры, образования, социальной сферы

и т.д. Реабилитация детей с проблемами

развития и др.

Личностно-профессиональное

развитие педагогов и специалистов

Интеграция педагогического процесса как

фактор целостного развития личности

дошкольника. Содержание и технологии

коррекционной работы с детьми. Работа с

семьей и социальными партнерами.

Организация преемственности между

детским садом и начальной школой.

Социальное развитие в детском саду и

семье. Развитие педагогов и специалистов

как субъектов образовательной

деятельности в процессе постдипломного

образования и др.

Совершенствование управления ДОУ

Создание новых моделей образовательных

учреждений. Разработка и апробация

вариативных и альтернативных

образовательных программ и

педагогических технологий,

обеспечивающих преемственность в

содержании и технологиях воспитания и

обучения по различным направлениям.

Проектирование предметно-

пространственной развивающей среды.

Использование новых информационных

технологий в образовательном процессе и

в управлении ДОУ и др.

Разработка программы инновационной деятельности

Часто инновационная деятельность протекает как деятельность опытно-экспериментальная.

Опытно-экспериментальная работа - это строго направленная научно-педагогическая

деятельность. Содержание ее составляет исследование педагогического явления, поиск нового

способа решения педагогической проблемы в естественных или искусственно созданных, но

всегда контролируемых условиях. Опытно-экспериментальная работа в системе дошкольного

образования, как правило, осуществляется дошкольным учреждением, работающим как

экспериментальная площадка.

Процесс опытно-экспериментальной работы состоит из нескольких этапов: диагностический,

прогностический, организационный, практический (реализационный), обобщающий,

внедренческий.

Диагностический этап заключается в системном анализе деятельности дошкольного

образовательного учреждения на основе мониторинга и выявлении основных противоречий в

образовательном процессе. Данный этап включает и анализ условий, имеющихся для проведения

исследования: кадровых, материально-технических, культурно-исторических и др. Для

проведения опытно-экспериментальной деятельности необходим достаточно высокий уровень

квалификации педагогов и специалистов, креативность, высокая мотивация проведения

экспериментальной работы, а также стабильность кадров. На этом этапе определяется база

эксперимента, т.е. возрастные группы, в которых возможен эксперимент, и их численность;

структурные подразделения, участвующие в эксперименте; участники образовательного или

управленческого процесса.

Прогностический этап предусматривает разработку концепции инновационной (опытно-

экспериментальной) деятельности и ее плана-программы. Концепция разрабатывается научным

руководителем (консультантом) совместно с коллективом образовательного учреждения. Важной

процедурой является определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач опытно-

экспериментальной деятельности. Цель эксперимента можно рассматривать как ожидаемый

результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях образовательного процесса,

появившихся в результате экспериментальной разработки. Объект исследования - это

педагогическое пространство, та область, в рамках которой содержится то, что будет

изучаться. Предмет исследования - это свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте. Это

та конкретная часть объекта, которая непосредственно исследуется. Гипотеза исследования - это

научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи и замысла

эксперимента, система мер по его реализации. Задачи исследования -это, как правило,

конкретизированные цели. Их можно рассматривать как действия участников опытно-

экспериментальной деятельности по достижению результатов, направленные на достижение цели.

Организационный этап связан с получением образовательным учреждением статуса

инновационной площадки. Для этого администрация ДОУ внимательно изучает следующие

вопросы: состояние ресурсов учреждения: финансовых, материально-технических,

информационных, кадровых, нормативно-правовых и др., необходимых для организации

инновационной деятельности; возможность привлечения дополнительных ресурсов для

обеспечения инновационной деятельности; готовность участников образовательного процесса к

предстоящей деятельности (их компетентность, мотивацию, творческий потенциал и др.). Стадией

работы на организационном этапе является прохождение процедуры присвоения учреждению

статуса инновационной площадки в экспертном совете. Экспертный совет формируется органом

управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным). Для экспертного

совета администрация ДОУ готовит пакет документов: заявку на присвоение учреждению

статуса инновационной площадки; концепцию инновационной деятельности; план

инновационной деятельности (на весь ее период); дополнительную смету расходов на ее

организацию и проведение. Научное обеспечение инновационной деятельности предполагает

выбор научного руководителя (консультанта). В их качестве могут выступать научные работники,

преподаватели вузов, имеющие ученую степень и опыт ведения исследовательской работы. В

образовательном учреждении создается совет инновационной площадки (научно-методический

совет). В состав совета входят: научный руководитель, заведующий ДОУ, старший воспитатель,

педагоги, участвующие в инновационной деятельности, представители органов управления

образованием.

Его задача - осуществлять внутренний контроль за ходом и результатами инновационной

деятельности.

Практический реализационный этап. Работа на этом этапе начинается с определения исходного

уровня состояния проблемы, избранной для инновационной деятельности. С этой целью

используется системный мониторинг состояния педагогического процесса в экспериментальных и

контрольных группах. Изучение начального состояния педагогического процесса в ДОУ

осуществляется под руководством научного руководителя (консультанта). Он отбирает наиболее

адекватные методики исследования, помогает осуществить диагностику, проанализировать и

обобщить результаты и довести их до сведения всех участников педагогического процесса.

Практический этап исследования представляет собой последовательное воплощение

инновационного проекта, сбор и анализ различных материалов исследования, свидетельствующих

о динамике воспитательно-образовательного процесса, их систематическое обсуждение на

заседаниях научно-методического совета, решение проблем, возникающих по ходу работы,

своевременное внесение корректив в ход исследования.

Обобщающий этап инновационной деятельности представляет собой обработку полученных

материалов, а именно: их качественный и количественный анализ на основе выработанных

критериев оценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным

предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности; формулирование

выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы. Положительные результаты

инновационной деятельности подтверждают гипотезу. Следствием этого являются факты,

установленные закономерности, добытые исследователями в ходе работы. Достоверность и

объективность результатов подтверждается итоговой диагностикой.

Внедренческий этап. На данном этапе происходит распространение инновационных технологий в

коллективе данного учреждения или за его пределами. Результаты инновационной деятельности

могут быть представлены в виде докладов на педагогических советах, научно-практических

конференциях, а также опубликованы в специальной литературе.

Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным

потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса

(детей, родителей (законных представителей), педагогов); способствовать достижению

качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.



В раздел образования