Напоминание

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования


Автор: Некрасова Гульсиня Хамитовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 56 "Северяночка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе

экспериментирования

Одним из показателей развития познавательной сферы ребенка

является речь. С овладением речью познавательная

деятельность дошкольника поднимается на новую качественную

ступень. Характерными чертами этого сложного и значимого для

человека явления - познания являются:

- многосторонность как активное познавательное отношение ко

многим предметам и явлениям;

- глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам,

качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям

явлений;

- динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые

ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко

перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных

условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;

- действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка,

направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в

преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения

цели.

Дошкольный возраст считается сензетивным

периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи

обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико –

синтетической деятельности на основе собственных представлений.

Поэтому, не закладывая в занятие мыслительных операций и

содержания для размышлений и рассуждений, невозможно рассчитывать

на направленное формирование речи ребенка.

Считается, что в дошкольный период ведущей является игровая

деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая.

Сочетание данных видов деятельности представлено в

детском экспериментировании, элементарных опытах, то есть в

активных формах познания ребенком окружающего мира. Как отмечает

Н. Н. Поддьяков: ,Мощная потребность в новых впечатлениях придает

деятельности экспериментирования высокий энергетический

потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом,

В процессе экспериментирования активизируются все каналы

восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние. Освоение поступаемой

информации проходит в 4 этапа:

- на сенсомоторном этапе идет апробация познаваемого предмета

или явления и целостное восприятие полученных сведений;

- на символьном этапе формируется опосредованный комплексный

образ познаваемого предмета;

- далее на логическом этапе вновь созданный мыслеобраз

анализируется и занимает определенное место среди ранее освоенного

опыта;

- и наконец на лингвистическом этапе приобретенные знания

обобщаются с помощью речи и структурируются в единое смысловое

поле в виде значений, понятий и связных высказываний.

Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, О. Л. Князевой и

других показали, что развитие поисковой деятельности у детей

дошкольного возраста происходит в процессе систематического

решения задач проблемного характера, требующих трансформации

старых способов или изобретения новых. Поэтому, в процессе

экспериментирования важно отобрать познавательный материал,

разработать проект изучения объекта. Очень важно проработать

исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных

видов деятельности: ознакомление с окружающим - развитие речи -

экспериментальная деятельность.

Таким образом, должны существовать преодолимые

препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Для

создания проблемных ситуаций педагог может использовать следующие

методические приемы (по К. Г. Селевко) :

- взрослый подводит детей к противоречию и предлагает самим

найти способ его разрешения;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,

сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы на обобщения, обоснования, логику,

конкретизацию, рассуждения;

- ставит проблемные задачи

* с недостаточными или избыточными данными;

* неопределенность в постановке вопроса;

* задача с противоречивыми данными;

* задача с допущенными ошибками и т. д.

Практика работы с детьми показала, что для организации

детского экспериментирования необходимо использовать какое – либо

придуманное или реальное событие, вызывающее интерес детей и

позволяющее ставить вопрос для исследования. Это может быть

придуманное педагогом приключение объектов исследования, сезонное

природное явление, либо праздник. Содержание занятий должно быть

насыщенным, не слишком сложным, но и не слишком простым. Простой

или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку

не создает радости интеллектуальной победы. Отдельные занятия

по экспериментированию должны быть взаимообусловленными,

плавно перетекающими из одного в другое. Это обеспечит дополнение,

уточнение и закрепление получаемых знаний. Обслуживая

познавательный процесс в ходе экспериментирования, речь

становится востребованной и активной. На этом фоне легче

исправляются недостатки речи, в разговорную практику вводятся

созданные стереотипы.

В средней группе дети знакомятся со свойствами того или иного

материала через их,открытие, путем проб и ошибок. Например,

дети,открывают, такие свойства воды: вода не держит форму, вода

течет, вода испаряется в тепле и замерзает в холоде. В старшей группе

продолжается знакомство детей со свойствами материалов (вода

прозрачная, она блестит; текущая вода сильная, деревянные предметы в

воде долго не намокают и т. д.) и используются проблемные ситуации,

которые формируют потребность решать задачу опытным путем,

опираясь на,открытие, свойства материала и полученные ранее знания.

Логика занятий в подготовительной группе требует от детей обобщения

уже имеющихся знаний о свойствах материалов и открытия новых

свойств. Например, применение свойств воды предполагает темы таких

занятий, как,Тонет – не тонет, ,Клеится – не клеится, ,Отражает – не

отражает, при этом на всех занятиях и в любом возрасте детям

предоставляется возможность действовать с материалом до момента

полного насыщения.

Задачи, которые решаются на занятиях по экспериментированию

важны, но решение речевых задач является

первостепенным. Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и

определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать

в свою речь новые слова. Знакомятся с корневым смыслом объекта

познания, обозначенного словом в различных категориальных формах.

В процессе знакомства со свойствами предметов и

явлений развивается словарь. Дошкольники знакомятся с

родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые

сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими

словами. В ходе эксперимента дети учатся подбирать от исходного

слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снеговик).

Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами

: Как

это сделать? Давайте сделаем так, Давайте посмотрим что будет,

если…., что способствует развитию мыслительных умозаключений.

Таким образом, использование экспериментирования в процессе

развития речи у дошкольников развивает операции сравнения,

установление сходства и различия, способствует усвоению детьми

новых знаний, вырабатывает

умение коротко и логично задавать и отвечать на поставленные

вопросы, слушать других участников экспериментирования. И только в

случае учета всех моментов, соблюдения в процессе

экспериментирования индивидуального подхода к детям с различными

способностями, перспективы дальнейшего развития, в том числе и

речевого, будут иметь положительную динамику.



В раздел образования