Автор: Некрасова Гульсиня Хамитовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 56 "Северяночка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе
экспериментирования
Одним из показателей развития познавательной сферы ребенка
является речь. С овладением речью познавательная
деятельность дошкольника поднимается на новую качественную
ступень. Характерными чертами этого сложного и значимого для
человека явления - познания являются:
- многосторонность как активное познавательное отношение ко
многим предметам и явлениям;
- глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам,
качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям
явлений;
- динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые
ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко
перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных
условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;
- действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка,
направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в
преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения
цели.
Дошкольный возраст считается сензетивным
периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи
обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико –
синтетической деятельности на основе собственных представлений.
Поэтому, не закладывая в занятие мыслительных операций и
содержания для размышлений и рассуждений, невозможно рассчитывать
на направленное формирование речи ребенка.
Считается, что в дошкольный период ведущей является игровая
деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая.
Сочетание данных видов деятельности представлено в
детском экспериментировании, элементарных опытах, то есть в
активных формах познания ребенком окружающего мира. Как отмечает
Н. Н. Поддьяков: ,Мощная потребность в новых впечатлениях придает
деятельности экспериментирования высокий энергетический
потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом,
В процессе экспериментирования активизируются все каналы
восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние. Освоение поступаемой
информации проходит в 4 этапа:
- на сенсомоторном этапе идет апробация познаваемого предмета
или явления и целостное восприятие полученных сведений;
- на символьном этапе формируется опосредованный комплексный
образ познаваемого предмета;
- далее на логическом этапе вновь созданный мыслеобраз
анализируется и занимает определенное место среди ранее освоенного
опыта;
- и наконец на лингвистическом этапе приобретенные знания
обобщаются с помощью речи и структурируются в единое смысловое
поле в виде значений, понятий и связных высказываний.
Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, О. Л. Князевой и
других показали, что развитие поисковой деятельности у детей
дошкольного возраста происходит в процессе систематического
решения задач проблемного характера, требующих трансформации
старых способов или изобретения новых. Поэтому, в процессе
экспериментирования важно отобрать познавательный материал,
разработать проект изучения объекта. Очень важно проработать
исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных
видов деятельности: ознакомление с окружающим - развитие речи -
экспериментальная деятельность.
Таким образом, должны существовать преодолимые
препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Для
создания проблемных ситуаций педагог может использовать следующие
методические приемы (по К. Г. Селевко) :
- взрослый подводит детей к противоречию и предлагает самим
найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы на обобщения, обоснования, логику,
конкретизацию, рассуждения;
- ставит проблемные задачи
* с недостаточными или избыточными данными;
* неопределенность в постановке вопроса;
* задача с противоречивыми данными;
* задача с допущенными ошибками и т. д.
Практика работы с детьми показала, что для организации
детского экспериментирования необходимо использовать какое – либо
придуманное или реальное событие, вызывающее интерес детей и
позволяющее ставить вопрос для исследования. Это может быть
придуманное педагогом приключение объектов исследования, сезонное
природное явление, либо праздник. Содержание занятий должно быть
насыщенным, не слишком сложным, но и не слишком простым. Простой
или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку
не создает радости интеллектуальной победы. Отдельные занятия
по экспериментированию должны быть взаимообусловленными,
плавно перетекающими из одного в другое. Это обеспечит дополнение,
уточнение и закрепление получаемых знаний. Обслуживая
познавательный процесс в ходе экспериментирования, речь
становится востребованной и активной. На этом фоне легче
исправляются недостатки речи, в разговорную практику вводятся
созданные стереотипы.
В средней группе дети знакомятся со свойствами того или иного
материала через их,открытие, путем проб и ошибок. Например,
дети,открывают, такие свойства воды: вода не держит форму, вода
течет, вода испаряется в тепле и замерзает в холоде. В старшей группе
продолжается знакомство детей со свойствами материалов (вода
прозрачная, она блестит; текущая вода сильная, деревянные предметы в
воде долго не намокают и т. д.) и используются проблемные ситуации,
которые формируют потребность решать задачу опытным путем,
опираясь на,открытие, свойства материала и полученные ранее знания.
Логика занятий в подготовительной группе требует от детей обобщения
уже имеющихся знаний о свойствах материалов и открытия новых
свойств. Например, применение свойств воды предполагает темы таких
занятий, как,Тонет – не тонет, ,Клеится – не клеится, ,Отражает – не
отражает, при этом на всех занятиях и в любом возрасте детям
предоставляется возможность действовать с материалом до момента
полного насыщения.
Задачи, которые решаются на занятиях по экспериментированию
важны, но решение речевых задач является
первостепенным. Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и
определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать
в свою речь новые слова. Знакомятся с корневым смыслом объекта
познания, обозначенного словом в различных категориальных формах.
В процессе знакомства со свойствами предметов и
явлений развивается словарь. Дошкольники знакомятся с
родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые
сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими
словами. В ходе эксперимента дети учатся подбирать от исходного
слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снеговик).
Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами
: Как
это сделать? Давайте сделаем так, Давайте посмотрим что будет,
если…., что способствует развитию мыслительных умозаключений.
Таким образом, использование экспериментирования в процессе
развития речи у дошкольников развивает операции сравнения,
установление сходства и различия, способствует усвоению детьми
новых знаний, вырабатывает
умение коротко и логично задавать и отвечать на поставленные
вопросы, слушать других участников экспериментирования. И только в
случае учета всех моментов, соблюдения в процессе
экспериментирования индивидуального подхода к детям с различными
способностями, перспективы дальнейшего развития, в том числе и
речевого, будут иметь положительную динамику.