Автор: Галина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 56 "Северяночка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, Югра г. Нижневартовск
Наименование материала: Консультация для родителей во 2 младшей группе
Тема: " Я сам! или кризис 3 лет "
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей во второй младшей группе
на тему: «Я сам!» или кризис 3 лет».
К трем годам у детей обычно проявляется кризис, который выражается в
упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым.
Часто родители в этот период могут слышать такую фразу: « Я сам!» В чѐм
же суть этого кризиса, как же он проявляется и чем же можно помочь
ребѐнку…
Во-первых, хочется отметить, что это необходимый этап в развитии ребѐнка.
Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти
на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении
психического развития ребѐнка. Главное, чтобы ребѐнок был уверен в том,
что , как бы он себя ни ведѐт, его всегда будут любить и никогда не бросят.
Уважайте то мужество, которое требуется ребѐнку, переживающему первый
кризис самопознания. Относитесь с долей юмора и благоразумием. Кризис
может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен
наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребѐнок развивается нормально.
Основные симптомы кризиса 3 лет.
1.
Негативизм –
это не просто непослушание. При непослушании дети
отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети
отказываются делать даже то, что хотят делать (им важно сделать
именно наперекор тому, потому что это было предложено взрослым)
Пример негативизма: к мальчику подходит взрослый и говорит, что у
него новая машина. На что мальчик возражает: «Нет, она не новая, а
старая». Взрослый говорит: «Ну, хорошо, у тебя старая машина».
Ребѐнок отвечает: «Моя машина новая». Обратите внимание, мальчик
знает понятия «новая и старая», он просто хочет сказать наперекор
взрослому. Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того,
о чѐм ребѐнка просят.
2 .Упрямство
– это реакция ребѐнка, когда он настаивает на чѐм-либо не
потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал.
Упрямство отличается от настойчивости. Пример настойчивости: ребѐнку
нравится кататься на велосипеде, и поэтому он отказывается от
предложения мамы зайти домой. Пример упрямства: мама зовѐт
гуляющего во дворе ребѐнка домой, но он отказывается. Мама приводит
ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребѐнок всѐ равно
отказывается идти потому, что он уже отказался и ни за что не хочет от
него отступать.
3. Строптивость –
это центральный симптом для «кризиса 3-х лет». Она
безлична, не направлена на взрослого , а направлена против норм
поведения, установленных для ребенка. Т.е. ребѐнок бунтует против того,
с чем он имел дело раньше.
4. Своенравие,
стремление к самостоятельности. Ребенок все хочет
делать сам и отказывается от помощи взрослого. Три последующих
симптома имеют второстепенное значение (протест, обесценивание
личности близких, деспотизм и ревность)
5. Обесценивание.
Ребѐнок перестаѐт ценить то, что ценил раньше.
Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые
раньше не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим
игрушками, отказывается с ними играть.
6 .Деспотизм или ревность.
Это двойственный симптом проявляется в
различных семьях по-разному. В семье, где один ребенок, встречается
деспотизм, когда у малыша проявляется желание проявить деспотическую
власть к окружающим. Так, мама не должна уходить из дома, она должна
сидеть в комнате, как он требует. Ему должны достать все, что он хочет. В
семье с несколькими детьми этот симптом называется – ревность.
Проявляется по отношению к братьям и сѐстрам. В основе этой ревности
лежит то же стремление к господству и деспотизму. Кризис проявляется
как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка,
требующего самостоятельности. Ребенок очень мал, а ему кажется, что
говорить «нет» и быть личностью – это одно и тоже. Ребенок пытается
проявить себя как личность. Вредные советы или как усугубить ситуацию!
- Настаивайте на своѐм, вы же правы! - Сломите детское упрямство (тогда
у ребѐнка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет
слышать ваши замечания) - Не давайте ему ничего делать самостоятельно
(он же ещѐ маленький и глупый)! - Покажите ребѐнку, что его мнение
никто в расчѐт не берѐт - Постоянно ругайте Выполняйте эти вредные
советы и тогда у ребѐнка довольно быстро возникнут невротические
симптомы. Ребѐнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо
упрямым и жестоким). Что же делать, как помочь ребенку и себе? -
Предоставьте ребѐнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает
сам. - Предусматривайте в своѐм расписании запас времени на
самостоятельные попытки ребѐнка сделать то, что вы собирались сделать
сами. Например: вы собрались в гости. Ребенок, говорит, что он хочет сам
одеться. Мама нервничает, что мало времени и одевает сама. Итог –
малыш в слезах у мамы испорченное настроение. Другой вариант:
Предусмотрительная мама начала этот процесс на 10 минут раньше срока.
В процессе одевания ребѐнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться
одеваться самостоятельно. Мама отвечает: «Хорошо, одевайся». Далее
мама не мешает ребѐнку одеваться самостоятельно. В конце она ему
поможет. Научитесь переключать внимание ребенка. Ребѐнок начал
капризничать, отвлеките его. Вместо того, чтобы сказать ребѐнку: «Сейчас
мы пойдѐм гулять», можно спросить: «Мы пойдѐм гулять на детскую
площадку или в парк?». Негативизм ребѐнка можно использовать в своих
целях. Например, если вы хотите пойти с ребѐнком в гости , то можно
предложить ему остаться дома. Ребѐнок, естественно, вам возразит и
скажет: «Нет! Пойду с тобой!» Если ребѐнок начал истерику в людном
месте (а дети любят работать на публику), то лучше всего его перенести в
другое, менее людное место. Например, если ребѐнок на детской
площадке лѐг на землю, и стучит кулаками (в истерике), то лучше его
взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же
положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете
реагировать на истерику, то она быстро закончится). Во время подобных
истерик бесполезно что-либо объяснять ребѐнку. Дождитесь окончания. И
в конце хочется сказать: «Любите ребѐнка не за что-то, а просто так.
Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во
время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть
он это знает и видит»