Автор: Заракаева Зульфира Индралиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"ГНЕЗДЫШКО"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Детская журналистика как один из методов развития речи"
Раздел: дошкольное образование
Детская журналистика как один из методов развития
речи
Мы с ребятами уже в течение года работаем над проектом «Юные
журналисты». Это долгосрочный проект, поэтому это только начало. Работа над
проектом по этой теме возникла по проблеме того, что у детей очень плохо
развита речь, а именно затрудняются или не умеют анализировать проблемные
ситуации,
самостоятельно находить пути и способы решения проблемы,
действовать вместе с другими, добиваться конечного результата, вести диалог
друг с другом и с взрослыми, задавать вопросы на различные темы. Я пришла к
выводу, что журналистика развивает познавательный интерес к различным
областям знаний, формирует навыки сотрудничества, даёт возможность
использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и
диалогическую речь, обогащать словарный запас. Воспитывает умение работать
в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями
партнёров.
Детская
журналистика
способствует
формированию
исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности,
направленной
на
самостоятельное
творческое
познание,
социальной
уверенности.
Цель и задачи проекта:
Цель: Формирование
культурной,
творческой,
социально-активной
личности,
ориентированной
на
социально-значимую
инициативу
через
организацию совместной деятельности взрослых и детей с использованием
журналистской деятельности.
Задачи проекта:
Педагогические задачи:
1. Разработка комплекса мер по созданию в ДОУ условий для
формирования
нравственных
качеств
дошкольников
и
социально-
коммуникативной
компетентности
на
основе
детской
журналистской
деятельности.
2. Разработка содержания, методов, приемов, форм организации работы
по внедрению в педагогический процесс журналистской деятельности.
3. Объединение усилий ДОУ и социальных партнеров для реализации
проекта.
4. Вовлечение всех участников в образовательный процесс (дети –
родители – воспитатели – специалисты – социальные партнеры).
Задачи для воспитанников:
1.
Формировать
начальные
представления
о
профессиональных
журналистских качествах и навыках, о профессии журналиста, о средствах
массовой информации.
2.
Формировать
социально
–
коммуникативные
компетентности:
готовность получать в диалоге необходимую информацию и пользоваться ею,
отстаивать свою точку зрения на основе уважения другого мнения, умение
вступать в диалог и вести его, говорить свободно, пользоваться языком в
различных ситуациях общения; слушать собеседника и др.
3.Формировать умение использовать разнообразные формы общения,
развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
4.Развивать умение быть активным, успешным, коммуникабельным,
целеустремленным, продуктивно взаимодействовать с информационной средой
и окружающим социумом.
5. Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно,
координируя свои действия с действиями партнёров.
Ребята уже учатся брать интервью, состоящее из 2–3 вопросов, которые они
задают друг другу и педагогам. С ребятами ходим по группам детского сада и
берем интервью у детей, которые победили в различных городских конкурсах.
Это способствует не только развитию активного словаря и умению вступать в
диалог, но и формирует у дошкольников социально-коммуникативных навыков.
Во время того, когда брали интервью дошкольники еще не умели пользоваться
микрофоном и, задавая вопрос, протягивали его сверстнику или, наоборот, не
смотрели в глаза собеседнику, забывали следующий вопрос или неточно его
формулировали. Также в речи наблюдались паузы, односложные ответы.
Некоторые воспитанники говорили тихо, неуверенно, очень волновались и даже
боялись видеокамеры. Мы приобрели специально для этого яркий красочный
микрофон. Также родители нам сделали большую камеру и телевизор из
картона. В своем саду создали даже рубрику новостей. Каждую неделю готовим
репортаж, а ведущий-ребенок освещает новости сада. Это очень интересно и
ребятам очень нравится. Детская журналистика дает возможность интеграции
всех образовательных областей, особенно коммуникативных.
Беседуем: как должен вести себя журналист при интервью, какие слова
речевого этикета должен употреблять.
Планируем: у кого будем брать интервью.
Использовать можно карты-схемы.
Юные журналисты в ходе создания сюжетов высказывают свое мнение,
учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают
удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с
общим, развивает инициативность. Создание собственных и коллективных
продуктов деятельности, участие в реализации творческих медиапроектов
выступает
альтернативой
компьютерной
зависимости
детей,
у
них
формируются социально-значимые навыки работы в детском коллективе,
умение использовать различные источники информации, процесс обучения
становится удовольствием для дошкольников.
Поставленные задачи решаются с использованием различных методов, таких,
как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, импровизации,
рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из
опыта и т.д.), беседы, обсуждения. Успех реализации опыта, на наш взгляд,
имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей. Поэтому особое
внимание уделяли работе с родителями, предлагаю им разыгрывать подобные
ситуации
дома,
выполнять
конкретные
поручения
воспитателя
по
формированию у ребенка определенных правил речевого этикета. Для этого
нами были составлен план работы с родителями.
К концу учебного года воспитанники могут без труда провести беседу со
взрослыми, включающую 4-5 и более вопросов, а также поблагодарить
собеседника за интервью
Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может
быть использована как средство повышения уровня связной диалогической и
монологической речи детей, коммуникативных навыков, интеллектуальной и
социальной компетентностями, развитию таких качеств, как любознательность,
наблюдательность,
активность,
уверенность
в
себе,
быть
активным
и
самостоятельным собеседником; речевой, познавательной и коммуникативной
компетентности воспитанников ДОУ. Это у нас долгосрочный проект, поэтому
будем дальше продолжать.