Напоминание

"Детская журналистика как один из методов развития речи"


Автор: Заракаева Зульфира Индралиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"ГНЕЗДЫШКО"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Детская журналистика как один из методов развития речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детская журналистика как один из методов развития

речи

Мы с ребятами уже в течение года работаем над проектом «Юные

журналисты». Это долгосрочный проект, поэтому это только начало. Работа над

проектом по этой теме возникла по проблеме того, что у детей очень плохо

развита речь, а именно затрудняются или не умеют анализировать проблемные

ситуации,

самостоятельно находить пути и способы решения проблемы,

действовать вместе с другими, добиваться конечного результата, вести диалог

друг с другом и с взрослыми, задавать вопросы на различные темы. Я пришла к

выводу, что журналистика развивает познавательный интерес к различным

областям знаний, формирует навыки сотрудничества, даёт возможность

использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и

диалогическую речь, обогащать словарный запас. Воспитывает умение работать

в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями

партнёров.

Детская

журналистика

способствует

формированию

исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности,

направленной

на

самостоятельное

творческое

познание,

социальной

уверенности.

Цель и задачи проекта:

Цель: Формирование

культурной,

творческой,

социально-активной

личности,

ориентированной

на

социально-значимую

инициативу

через

организацию совместной деятельности взрослых и детей с использованием

журналистской деятельности.

Задачи проекта:

Педагогические задачи:

1. Разработка комплекса мер по созданию в ДОУ условий для

формирования

нравственных

качеств

дошкольников

и

социально-

коммуникативной

компетентности

на

основе

детской

журналистской

деятельности.

2. Разработка содержания, методов, приемов, форм организации работы

по внедрению в педагогический процесс журналистской деятельности.

3. Объединение усилий ДОУ и социальных партнеров для реализации

проекта.

4. Вовлечение всех участников в образовательный процесс (дети –

родители – воспитатели – специалисты – социальные партнеры).

Задачи для воспитанников:

1.

Формировать

начальные

представления

о

профессиональных

журналистских качествах и навыках, о профессии журналиста, о средствах

массовой информации.

2.

Формировать

социально

коммуникативные

компетентности:

готовность получать в диалоге необходимую информацию и пользоваться ею,

отстаивать свою точку зрения на основе уважения другого мнения, умение

вступать в диалог и вести его, говорить свободно, пользоваться языком в

различных ситуациях общения; слушать собеседника и др.

3.Формировать умение использовать разнообразные формы общения,

развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.

4.Развивать умение быть активным, успешным, коммуникабельным,

целеустремленным, продуктивно взаимодействовать с информационной средой

и окружающим социумом.

5. Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно,

координируя свои действия с действиями партнёров.

Ребята уже учатся брать интервью, состоящее из 2–3 вопросов, которые они

задают друг другу и педагогам. С ребятами ходим по группам детского сада и

берем интервью у детей, которые победили в различных городских конкурсах.

Это способствует не только развитию активного словаря и умению вступать в

диалог, но и формирует у дошкольников социально-коммуникативных навыков.

Во время того, когда брали интервью дошкольники еще не умели пользоваться

микрофоном и, задавая вопрос, протягивали его сверстнику или, наоборот, не

смотрели в глаза собеседнику, забывали следующий вопрос или неточно его

формулировали. Также в речи наблюдались паузы, односложные ответы.

Некоторые воспитанники говорили тихо, неуверенно, очень волновались и даже

боялись видеокамеры. Мы приобрели специально для этого яркий красочный

микрофон. Также родители нам сделали большую камеру и телевизор из

картона. В своем саду создали даже рубрику новостей. Каждую неделю готовим

репортаж, а ведущий-ребенок освещает новости сада. Это очень интересно и

ребятам очень нравится. Детская журналистика дает возможность интеграции

всех образовательных областей, особенно коммуникативных.

Беседуем: как должен вести себя журналист при интервью, какие слова

речевого этикета должен употреблять.

Планируем: у кого будем брать интервью.

Использовать можно карты-схемы.

Юные журналисты в ходе создания сюжетов высказывают свое мнение,

учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают

удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с

общим, развивает инициативность. Создание собственных и коллективных

продуктов деятельности, участие в реализации творческих медиапроектов

выступает

альтернативой

компьютерной

зависимости

детей,

у

них

формируются социально-значимые навыки работы в детском коллективе,

умение использовать различные источники информации, процесс обучения

становится удовольствием для дошкольников.

Поставленные задачи решаются с использованием различных методов, таких,

как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, импровизации,

рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из

опыта и т.д.), беседы, обсуждения. Успех реализации опыта, на наш взгляд,

имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей. Поэтому особое

внимание уделяли работе с родителями, предлагаю им разыгрывать подобные

ситуации

дома,

выполнять

конкретные

поручения

воспитателя

по

формированию у ребенка определенных правил речевого этикета. Для этого

нами были составлен план работы с родителями.

К концу учебного года воспитанники могут без труда провести беседу со

взрослыми, включающую 4-5 и более вопросов, а также поблагодарить

собеседника за интервью

Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может

быть использована как средство повышения уровня связной диалогической и

монологической речи детей, коммуникативных навыков, интеллектуальной и

социальной компетентностями, развитию таких качеств, как любознательность,

наблюдательность,

активность,

уверенность

в

себе,

быть

активным

и

самостоятельным собеседником; речевой, познавательной и коммуникативной

компетентности воспитанников ДОУ. Это у нас долгосрочный проект, поэтому

будем дальше продолжать.



В раздел образования